Прежде чем приступить к рассмотрению информационных систем, их классификации и использованию при управлении экономическими объектами, необходимо определить термины информационная система и информационная технология.
Информационная система (ИС) собирает, обрабатывает, хранит, анализирует и распространяет информацию для специфических целей. Как и любая система, ИС включает входную информацию (данные, инструкции) и выходную информацию (отчеты, расчеты). Она обрабатывает входную информацию и производит выходную информацию, которая посылается пользователю или другой системе. Она может так же включать механизм обратной связи, который контролирует операции. Как и любая другая система, ИС действует в окружающей среде (см. рис.1.1.).
Рис.1.1. Схематический вид информационной системы.
Компьютеризованная ИС – это ИС, которая использует компьютерную технологию для выполнения некоторых или всех своих задач.
Такие системы могут включать персональный компьютер и программное обеспечение или они могут включать несколько тысяч компьютеров различных размеров с сотнями принтеров, плоттеров и других устройств, такие как коммуникационные сети и базы данных.
|
|
В большинстве случаев ИС включают также людей.
Ниже перечислены базовые компоненты информационных систем:
- техническое обеспечение это набор устройств, таких как процессор, монитор, клавиатура и др., которые позволяют осуществлять доступ к данным и информации, ее обработку и предоставление;
- программное обеспечение это набор программ, который дает возможность техническому обеспечению обрабатывать данные;
- база данных это совокупность связанных файлов, таблиц, отношений и т.д., которые хранят данные и их объединения;
- сеть это связующая система, которая позволяет осуществлять разделение ресурсов различных компьютеров;
- процедуры это набор инструкций о том, как комбинировать вышеназванные компоненты для того, чтобы обрабатывать информацию и генерировать требуемые выходы;
- люди это те индивидуальности, которые работают с системой или используют ее выходы.
Как видно, информационная система объединяет намного больше, чем только компьютеры. Успешное использование ИС требует понимания бизнеса и его окружения, которое поддерживается ИС. Например, для проектирования ИС, которая поддерживает исполнение транзакций на фондовой бирже, необходимо понимать все процедуры, связанные с покупкой и продажей акций, облигаций, опционов и т.д.
Информационная технология (ИТ), в узком определении, относится к технологической стороне информационной системы. ИТ включает технические обеспечение, базы данных, программное обеспечение, сети и другие средства. Она может рассматриваться как подсистема ИС. Иногда термин ИТ используется в широком смысле для описания совокупности нескольких ИС, пользователей и менеджмента всей организации.
|
|
ИТ отличаются по типу обрабатываемой информации (рис.1.2), но могут объединяться в интегрированные технологии.
Теперь, когда определены базовые термины, рассмотрим классификацию ИС.
ИС могут быть классифицированы несколькими путями: по организационным уровням, основным функциональным областям и обеспечиваемой поддержке.
1. Классификация по организационной структуре. Организации состоят из таких компонентов, как отделения, департаменты и группы. Одним из путей классификации ИС является разделение по организационным структурным линиям иерархии. Таким образом, мы можем найти ИС, построенные для высшего звена управления, для отделений, департаментов, оперативных функциональных единиц и даже для отдельных работников. Такие системы могут быть самостоятельными или же они могут быть взаимосвязаны.
Виды обрабатываемой информации | |||||
Данные | Текст | Графика | Знания | Объекты реального мира | |
Виды ИТ | СУБД, языки программиро-вания, табличные процессоры | Текстовые процессоры и гипертекст. | Графические процессоры. | Интеллектуальные системы. | Средства мультимедиа. |
Интегрированные пакеты: объединение различных технологий. | |||||
Рис.1.2. ИТ в зависимости от типа обрабатываемой информации.
- ИС для департаментов. Часто организация использует несколько прикладных программ в одной функциональной области или департаменте. Например, в финансовом департаменте некоторые программы могут быть полностью независимы от других, в то время как другие взаимосвязаны. Совокупность прикладных программ в области финансового менеджмента называются ИС финансового менеджмента. Таким образом, она упоминается как одна ИС для департамента, даже если состоит из нескольких прикладных подсистем.
- ИС предприятия. Так как ИС для департаментов обычно являются родственными функциональным областям, то совокупность всех приложений для департаментов составляет ИС всего предприятия.
- Межорганизационные системы. Эти ИС связывают две и более организаций и являются общими между бизнес партнерами, и экстенсивно используются для электронной коммерции, зачастую через Экстранет (extranet).
2. Классификация по функциональным областям. ИС на уровне департамента поддерживают традиционные функциональные области предприятия или фирмы. Основными функциональными системами являются:
- ИС бухгалтерии;
- Финансовая ИС;
- Банковская ИС;
- Производственная ИС;
- ИС управления персоналом.
В каждой функциональной области некоторые рутинные и повторяющиеся задачи существуют как основа для решений и действий организации. Подготовка платежных ведомостей и счетов для оплаты являются типичными примерами. ИС, которая поддерживает решение этих задач, называется система обработки транзакций. Эти ИС поддерживают задачи, решаемые во всех функциональных областях, но особенно в бухгалтерии и финансах.
3. Классификация по обеспечиваемой поддержке. Третий путь классификации информационных систем – в соответствии с типом поддержки, который она обеспечивает, независимо от функциональной области. Например, ИС может поддерживать офисных служащих почти в любой функциональной области. Также и менеджеров, независимо от того, где они работают, могут быть поддержаны компьютеризированной системой принятия решений. Основными типами ИС по этой классификации являются:
- система обработки транзакций (СОТ или TPS) – поддерживает повторяющиеся, рутинные задачи и действия, а также штат исполнителя;
|
|
- информационная система менеджмента (ИСМ) – поддерживает функциональную деятельность менеджеров;
- офисная автоматизированная система – поддерживает офисных служащих;
- система поддержки решений (СПР) – поддерживает принятие решений менеджерами и аналитиками;
- исполнительная информационная система поддерживает решения высшего управленческого звена (EIS);
- интеллектуальная информационная система (ИИС) – поддерживает главным образом менеджеров по управлению знаниями, аналитиков, но может также поддерживать другие группы сотрудников.
Отношения между различными типами информационных систем поддержки принятия решений можно обобщить следующим образом:
- каждая система поддержки имеет достаточно уникальные характеристики и может быть классифицирована как отдельный объект;
- взаимоотношения и координация между различными типами систем находятся в динамике и постоянном развитии;
- во многих случаях две или более системы интегрируются в форму гибридной информационной системы;
- между системами циркулируют информационные потоки.