12.1. Процесс управления маркетингом.
12.2 Информационно-аналитические системы поддержки маркетинговых решений.
12.3. CRM-технологии и интеллектуальный анализ данных в управлении маркетингом.
12.4. Интернет-маркетинг и электронная коммерция.
Глава 13. Информационно-аналитическая система поддержки банковских решений.
13.1. Анализ предметной области.
13.2. Система оценки кредитоспособности заемщика.
13.3. Моделирование бизнес-процессов в системе.
13.4. Архитектура системы и характеристика функциональных блоков.
Глава 14. Экспертная система риск-менеджмента.
14.1. Характеристика проблемной области финансовых рисков.
14.2. Функциональное назначение ЭС риск-менеджмента и ее информационное обеспечение.
14.3. Архитектура ЭС риск-менеджмента.
14.4. Функционирование системы.
Заключение.
Литература.
Введение.
В развитии экономики и бизнеса значительную роль играет информационная инфраструктура. Для качественного управления и успешного ведения дел лицу, принимающему решения (ЛПР) в настоящее время необходимо понимание важности информации и информационно-интеллектуальных систем менеджмента. Современные информационные процессы обязывают по-новому взглянуть на информационные технологии с позиций менеджера.
Информационные системы существовали задолго до эры информатизации и компьютеризации, т.к. для управления социально-экономическими процессами необходима систематизированная, предварительно подготовленная информация.
В первую очередь это важно для производственных процессов, связанных с производством материальных и нематериальных благ, т.к. они жизненно важны для общества. Производственные процессы совершенствуются наиболее динамично, и по мере их развития усложняется и управление ими, что, в свою очередь, стимулирует совершенствование и развитие информационных систем.
В настоящее время накоплен определенный опыт разработки и внедрения автоматизированных информационных систем в различных отраслях экономики. Этот опыт позволяет сделать вывод о том, что резерв повышения эффективности таких систем заключается в увеличении уровня интеллектуализации этих систем, переходе к так называемым «интеллектуальным» экономическим системам, ориентированным на знания. Число публикаций по отдельным вопросам теории и практики создания интеллектуальных систем стремительно растет, ровно как и число учебников и учебных пособий в области информационных и интеллектуальных систем в экономике [26,28,17,9,56,57,59].
Среди зарубежных работ можно отметить следующие [130,131,129,128,77,114].
Предлагаемый учебник значительно отличается по содержанию и структуре материала от существующих. В нем впервые изложение принципов построения интеллектуальных систем для производства, бизнеса и финансового менеджмента сочетается как с рассмотрением задач, характерных для предметных областей, так и с анализом характера и особенностей самих предметных областей возможного применения интеллектуальных систем. В этом смысле при проектировании интеллектуальных систем учитываются такие факторы, как сложность проблемной области, размеры пространства состояний системы, степень влияния неопределенности и случайности при принятии решений, необходимость учета и оценки рисков, большие объемы трудно формализуемой и эвристической информации, необходимость получения прогнозов, принятие решений при дефиците времени.
Важное значение приобретает анализ проблемных областей, в которых интеграция интеллектуальных технологий и информационных систем приносит ощутимый эффект. Наиболее перспективными областями экономики и бизнеса, где интеллектуальные системы наиболее эффективны, являются:
- производственное и внутрифирменное планирование и прогнозирование;
- управление маркетингом и сбытом;
- риск-менеджмент;
- банковская сфера;
- торговля;
- фондовый рынок.
Цель учебника – дать знания о состоянии и тенденциях развития экономических информационных систем; о новой информационной технологии решения задач управления, связанной с использованием средств и методов искусственного интеллекта; о навыках разработки и использования интеллектуальных информационных систем в различных прикладных областях (основные сферы производственного цикла, финансово-экономические информационные системы).
Результатами изучения дисциплины «Проектирование интеллектуальных систем» должны быть:
- четкие представления об интеллектуальных технологиях и наиболее перспективных прикладных сферах их применения;
- знание основных методов разработки интеллектуальных информационных систем (ИИС) и специфики актуальных проблемных областей;
- умение работать с различными моделями представления знаний и обосновывать выбор той или иной модели в зависимости от характера предметной области и специфики решаемых задач, компоновать структуру прикладной ИИС;
- владение навыками работы с основными инструментальными средствами для проектирования ИИС:
- получение опыта проектирования и разработки демонстрационного прототипа ИИС для конкретной предметной области.
Учебник состоит из четырех разделов, включающих четырнадцать глав.
В первом разделе рассматриваются информационные системы при интегрированном управлении экономическими объектами и тенденции развития информационных систем в экономике на основе интеллектуальных технологий.
Второй раздел посвящен методам, моделям и средствам интеллектуальных информационных систем.
В третьем разделе рассматриваются методы и этапы проектирования интеллектуальных систем, а также инструментальные средства проектирования.
В четвертом разделе разрабатываются прикладные интеллектуальные системы в таких экономических сферах, как производство, планирование, маркетинг, финансовый анализ, банковская деятельность, риск-менеджмент.
Учебник базируется на материалах, накопленных автором в процессе практической и исследовательской деятельности по разработке и внедрению интеллектуальных информационных систем поддержки решений на промышленных предприятиях, а также преподавания в РЭА им. Г.В. Плеханова и МИРЭА.
Раздел I. Тенденции развития информационных систем в экономике.
Глава 1. Информационные системы при интегрированном автоматизированном управлении экономическими объектами.