double arrow

Интернет – маркетинг и электронная коммерция

Появление глобальных сетей связи, и в первую очередь - Интернет, привело к настоящей революции в области организации и ведения коммерческой деятельности. Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерами или клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не только новые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились уже существующие.

В последние годы эти тенденции становятся все более явными. Компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов.

Е-бизнес.

Часто происходит путаница двух базовых понятий: е-коммерции и е-бизнеса.

Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (е-бизнес) –это преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий. Таким образом, е-бизнесом мы называем любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части е-бизнеса.

Е-коммерция

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом е-бизнеса. Под электронной коммерцией (е-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.

Принято выделять четыре направления электронной коммерции:

- бизнес - бизнес (business-to-business, B2B);

- бизнес - потребитель (business-to-consumer, B2C);

- бизнес - администрация (business-to-administration, B2A);

- потребитель - администрация (consumer-to-administration, C2A).

Бизнес-бизнес В2В. Данное направление включает себя все уровни информационного взаимодействия между компаниями. При этом используются специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, такие как EDI (Electronic Data Interchange). Выгоды от подобного сотрудничества трудно переоценить. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщика и таким образом получая необходимую информацию о запасах продукции на складах. Так же и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера, своевременно их пополняя. И подобные примеры можно найти в любой сфере взаимодействия между компаниями.

Бизнес-потребитель В2С. Сегодня это направление представляется наиболее перспективным с коммерческой точки зрения. Его основу составляет электронная розничная торговля. В Интернет работает большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг.

Бизнес администрация В2А. Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с правительственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациям. С К примеру, в последнее время налицо стремление правительств развитых стран и руководства международных организаций активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг путем публикации объявлений и результатов заключенных сделок. Нередко коммерческие структуры имеют и возможность направлять свои предложения в электронном виде.

Потребитель-администрация С2А. Это направление наименее развито, однако имеет весьма высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия правительства и потребителя, особенно в социальной и налоговой сфере.

Основной формой е-коммерции на сегодняшний день является организация торговли и обслуживания через Интернет. При этом на новую базу переводятся все этапы процесса совершения сделки: поиск (реклама) товара, оформление заказа, выписка счетов, проведение платежей, доставка и послепродажное обслуживание. Преимущества е-коммерции по сравнению с традиционными видами деловой активности достаточно значимы:

- Использование электронных форм коммуникации позволяет существенно снизить затраты на организацию и поддержание всей инфраструктуры бизнеса. Отпадает необходимость в торговых залах, функции которых выполняют интернет-магазины.

- Снижаются затраты на рекламу и обслуживание и как следствие - цена на товар.

- Снижается время на оформление и выполнение заказа.

- Появляется возможность непрерывного контроля за заказами, а также до- и послепродажного обслуживания.

- Возможна персонализация обслуживания клиента.

- Расширяется рынок сбыта товаров и услуг для продавца и возможности выбора для покупателя.

- Появляются принципиально новые возможности для маркетинга.

- Создаются новые направления бизнеса.

В зависимости от рыночной стратегии компании возможны следующие формы присутствия в Интернет:

• электронная визитная карточка;

• электронный каталог;

• электронный магазин.

• торговые интернет-системы

Электронная визитная карточка представляет собой несколько страниц с информацией о компании и ее деятельности. Основная функция подобного сайта - предоставить возможность потенциальному клиенту познакомиться с услугами компании, аналогично обычному бизнес-справочнику или рекламному объявлению.

Более продвинутой формой информирования клиента является электронный каталог с подробной информации о товарах и услугах, а часто - и с текущими

ценами. Электронный магазин позволяет не только выбрать товар или услуги, но и оформить заказ и совершить покупку через Интернет.

Наконец, торговая интернет-система объединяет в одно целое интернет-магазин и традиционный магазин, с общей системой логистики, управления товарными запасами и т. п.

Классификация моделей электронной коммерции:

1. Электронный магазин - витрина при помощи интерфейса (используется производителями или дилерами), главный критерий эффективности - спрос на товар.

2. Электронный каталог - большой объем товаров от различных производителей, главный критерий эффективности ассортимент, чем больше связей, тем вернее успех.

3. Электронный аукцион - аналог классического аукциона с использованием internet-технологий. Учитывая специфику процесса для электронного аукциона характерна привязка к мультимедийному интерфейсу, каналу доступа в интернет, ведь важно показать товар лицом.

4. Электронный универмаг - аналог обычного универмага, где различные фирмы выставляют свой товар, главный критерий эффективности - товарный брэнд (Гостиный Двор, ГУМ, Довгань и т.д.)

5. Виртуальный комьюнити (сообщества) - Geosities, Amazon, Озон. Главный критерий эффективности - покупатели организуются по группам интересов, как следствие меньшие затраты на рекламу, хорошо строятся на готовых обществах: клубы болельщиков, ассоциации и т.д.

Интерактивный маркетинг и реклама.

Пассивная реклама нацелена на массовую аудиторию и может быть неэффективной. Поэтому рекламодатели пытаются преобразовать свою рекламу для специальных групп. Однако, например, преобразование для определенного региона все равно предназначено для довольно большой аудитории и является все еще пассивным по воздействию на эту аудиторию.

В идеале, при интерактивном маркетинге рекламодатели используют преобразование для рекламы по стратегии один-к-одному. Термин «интерактивный» указывает на способность обращаться к индивидууму, собирать и запоминать отклики этих индивидуумов и обслужить в соответствии с откликами и пожеланиями покупателя. Когда Интернет объединяется с маркетинговыми базами данных, интерактивный маркетинг становится очень эффективным и состоятельным как конкурентоспособная стратегия. Интерактивный маркетинг является сложным процессом.

Специалисты предсказывают, что интерактивный маркетинг станет главной маркетинговой стратегией в ближайшем будущем. Предполагается, что с использованием технологий электронной коммерции может быть облегчена реализация следующих стратегий:

- обслуживание покупателей пред продажей;

- рассмотрение интерактивного маркетинга как способа получения данных;

- обучение управлению информационными потоками даже несмотря нато, что они находятся в зоне влияния покупателя;

- понимание того, как все части маркетинговой стратегии взаимодействуют вместе, включая интерактивный маркетинг, и создавая каждую часть для обслуживания уникальной цели или части рынка.

Интернет является мощным и эффективным инструментом для проведения маркетинговых исследований относительно покупательского поведения, для определения новых рынков и для проверки и выявления интересов покупателей к новым продуктам. Такие исследования являются основными для интерактивного маркетинга – нового интерактивного стиля маркетинга.

Он позволяет осуществлять личный контакт с покупателями рынком и конкурентами. Например, он определяет ранние сдвиги в покупательских и продуктовых тенденциях, давая возможность маркетологам определять перспективные продукты и рыночные возможности, развивать такие продукты, которые покупатели действительно хотят купить.

Он также дает сигналы менеджменту о том, когда продукт или услуга не являются больше популярными.

Существуют многочисленные преимущества проведения исследований в Интернет. Во-первых, сбор данных является быстрым и недорогим; во-вторых, анализ данных может быть проведен более быстро, т.к. данные уже введены в компьютер; в-третьих, появляется меньше ошибок во введенных данных и другие.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: