Переход товаропроизводителей к деятельности на основе принципов, методов, функций, методологических подходов маркетинга знаменовала собой подлинный переворот в организации, управлении и контроле процесса деятельности организации по мере все более полного восприятия ею «философии» и управляющих возможностей маркетинг-менеджмента.
Управление маркетинга предполагает реализацию всех функций управления, рассматриваемых в теории менеджмента однако наиболее часто выделяются следующие основные функции:
· стратегическое планирование;
· планирование маркетинга;
· организация маркетинга;
· маркетинговый контроль.
Управление организацией, работающей на основе принципов и методов маркетинга, состоит из двух частей:
1) общефирменная система управления, основанная на принципах маркетинга как на рыночной концепции управления;
2) управление собственно маркетинговой деятельностью организации посредством соответствующих организационных структур (служб, отделов).
|
|
Составной частью управления маркетингом является его организация. Организация маркетинга включает:
- определение структуры управления маркетингом;
- подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления;
- установление прав и обязанностей сотрудников службы управления маркетингом;
- создание необходимых условий для нормальной работы сотрудников, занятых решением маркетинговых задач;
- установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления фирмой.
Под понятием «управление маркетингом» имеется ввиду также и совокупность всех работников, занимающихся решением маркетинговых проблем, сосредоточенных в соответствующих подразделениях, находящихся в непосредственном подчинении вице-президента по маркетингу или маркетинг-директора.
Важным является вопрос о статусе маркетингового управленческого подразделения. Имея низкий статус, оно может превратиться в бесправного регистратора происходящих явлений – в током случае это будет излишняя структура, увеличивающая издержки и усложняющая управленческие проблемы. Обеспечить высокий статус маркетингового подразделения можно, к примеру, путем подчинения отдела или службы маркетинга непосредственно генеральному директору или первому заместителю. Однако это не принесет желаемых результатов при отсутствии расширения прав и функций подразделения, закрепления за ним функций, которые позволят с позиций маркетинга реально воздействовать на решения по созданию и производству товаров с учетом рыночного спроса, выбору целевых рынков сбыта, формированию и осуществлению сбытовой, ценовой, рекламной политики и т.д.
Внедрение маркетинга в организационные структуры предприятий происходит по двум главным направлениям:
1. Путем создания специализированной службы или отела маркетинга.
2. Путем модернизации других основных служб с целью их большей
адаптации к требованиям рынка и более гибкой реакции на изменения внешней среды.