Предмет, метод экономической науки, задачи курса «Основы исламской экономики»

Целью изучения данной темы является раскрытие задач курса «Основы исламской экономики» как одной из дисциплин экономического цикла, как части экономической науки современного общества.

Вопросы:

1. Предмет экономической науки, ее функции.

2. Методологические основы экономических исследований.

3. Экономические категории и экономические законы.

4. Задачи курса «Основы исламской экономики»

1. Предмет экономической науки и ее функции.

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку она держит на себе все остальные институты человеческого общества. Именно экономика позволяет современному человеку удовлетворять свои потребности: в еде, одежде, жилье и т.д. Это происходит благодаря выработанным экономическим механизмам. Экономические механизмы – способы и формы соединения усилий людей при решении задач обеспечения ими роста своего благосостояния.

Исторически сложились 3 названия теоретической науки:

1. политическая экономия;

2. экономикс;

3. экономическая теория.

Политическая экономия изучает производственные отношения, т.е. отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Производство

Потребление Распределение

       
 
   
 


Обмен

Производство, т.е. создание людьми необходимых им вещей, благ — это главный экономический процесс, создающий предпосылки к распределению, обмену и потреблению материальных и духовных благ. Производство – это процесс преобразования продуктов природы с целью приспособления их к своим потребностям.

Распределение – процесс установления пропорций, в которых каждый индивидуум участвует в произведенном продукте. Существуют различные способы распределения (по труду, по уровню власти и т.д.)

Обмен – процесс получения необходимых продуктов соответственно доставшейся при распределении доли.

Потребление – непосредственное использование продукта для удовлетворения потребностей.

Экономикс изучает использование редких экономических ресурсов с целью максимально полного удовлетворения неограниченных потребностей. Субъекты экономики должны сделать рациональный выбор тех потребностей, которые будут удовлетворены, ресурсов, которые при этом будут использованы и т.д. Таким образом, основными вопросами в курсе Экономикс являются что, как и для кого производить.

Экономическая теория появилась на стыке политической экономии и экономикс. Этой дисциплине может быть дано следующее определение. Экономическая теория – это наука о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Основная проблема экономической науки и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении, используемых для данных целей. Возникает проблема рационального ведения хозяйства.

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности человека нельзя свести только к основным, материальным потребностям. Они разнообразны и поэтому американский социолог А.Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей»:

потребность в самореализации

потребность в уважении

социальные потребности

потребности в безопасности

физиологические потребности

 
 


Также можно привести еще несколько классификаций потребностей:

1. в зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы: материальные, духовные, социальные;

2. в зависимости от уровня развития общества: элементарные (физиологические), высшие (социальные);

3. потребности общества могут быть представлены: государственные, национальные, классов и социальных групп, личные;

4. в зависимости от участия в производстве: производственные, непроизводственные, экономические (для которых нужно производство), неэкономические (воздух, вода);

5. в зависимости от сроков: текущие, перспективные.

В Коране и хадисах пророка (с.г.в.) упоминается целый ряд потребностей, а также условия их возникновения.

В Коране (2:58) приводится пример того, что потребности человека растут: И вот вы сказали: «О Муса! Мы не можем стерпеть одинаковой пищи. Мы не можем стерпеть одинаковой пищи. Воззови ради нас к твоему Господу, пусть он изведет нам то, что произращает земля из своих овощей, кабачков, чесноку, чечевицы и луку».

Т.е. здесь приведен пример того, что люди, даже имея наилучшую пищу от Аллаха, начинают хотеть другую пищу, даже худшую, но лишь бы не одинаковую.

В хадисе №1717 Бухари упоминается, что сказал Пророк (с.г.в.): «Если бы заимел сын Адама два вади, полных денег, то непременно пожелал бы иметь и третье…». Здесь, как видим, Пророк (с.г.в.) увязывает появление у человека потребности в чем-либо с тем, что он уже имеет и что становится для него привычным (именно после второго вади золота желание становится непременным). (Хадисы Бухари приведены по изданию: Сахих аль-Бухари. Перевод: Владимир Абдулла Нирша. 1-е издание. М., Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим». 2002.)

«Разукрашена людям любовь страстей: к женщинам и детям, и нагроможденным кинтарам золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам» (Коран 3:12).

Вещи, предметы, процессы, с помощью которых человек, семья, группы членов общества удовлетворяют свои потреб­ности, принято именовать благами.

Особая группа благ – услуги – представляют собой полезный эффект целесообразной деятельности. В условиях рынка большинство благ становятся товаром.

Классификация благ

  По источникам возникновения Экономические (ограниченные)   Естественные (свободные)
  По функциональному назначению Потребительские (конечные, прямые) Производственные (инвестиционные, косвенные)
  По роли в потреблении Предмет первой необходимости Предметы не первой необходимости
По продолжительности использования Долговременные Недолговременные (разового пользования)
По характеру удовлетворения потребностей Взаимосвязанные (субституты) Взаимодополняемые (комплементы)
С учетом фактора времени Настоящие Будущие
В зависимости от количества потребителей Частные Общественные

В природе создан ряд условий существования, благодаря которым человек удовлетворяет потребности в воздухе, воде, час­тично в тепле без особых усилий и затрат подобно животным. Это свободно получаемые всеми блага, за которые не при­ходится платить деньги или расплачиваться трудом, отдавать взамен другие вещи.

Но многие другие потребности, в особенности в пище, одежде, жилье, передвижении, в духовных благах, могут быть удовлетворены только с помощью средств существования, производимых самими людь­ми. Это экономические блага, которые не достаются людям бесплат­но. Они могут быть получены посредством затрат собственного труда или в обмен на другие блага.

Также являются экономическими обучение в школе, услуги скорой помощи, бесплатный проезд пенсионеров и инвалидов в городском транспорте и т.д., за что все граждане или отдельные их категории не платят свои личные денежные средства. За эти экономические блага расплачивается не тот, кто их полу­чает, а другие люди в лице государства, общества. Подобные блага известны под названием общественных.

Удовлетворение человеком своих потребностей связывается Исламом с получением им своего пропитания (ризк), которое Аллах предусмотрел. «И нет ни одного животного на земле, пропитание которого не было бы у Аллаха» (Коран 11:8).

«Мы утвердили вас на земле и устроили вам там средства жизни, - мало вы благодарны» (Коран 7:9).

«И землю Мы распростерли, и бросили на нее прочно стоящие, и произрастили на ней всякую вещь по весу. И устроили для вас на ней пропитание и для тех, кого вы не кормите» (Коран 15:19-20).

«Разве они не видели, что Мы сотворили для них из того, что создано Нашими руками, скот, и они им владеют? Мы покорили его им: на одних они ездят, других едят. Для них в этом есть польза и питье» Коран (71-73).

«Скажи: «Поистине, Господь мой уширяет удел, кому пожелает из своих рабов, и соразмеряет ему» (Коран 34:38).

«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе» (Коран 16:73).

При этом, Аллах дает богатство человеку или жителям селений не столько по его или их знаниям, умениям, а по другим критериям и не только с целью обеспечения благополучной жизни, но и с целью испытания или наказания: «Он сказал: «То, что мне даровано, - по моему знанию». Разве он не знал, что Аллах погубил до него из поколений тех, кто был сильнее мошью и богаче стяжанием» (Коран 28:78).

«И Аллах приводит притчей селение, которое было мирно, спокойно; приходило к нему его пропитание благополучно из всех мест, но оно не признало милостей Аллаха, и тогда дал вкусить ему Аллах одеяние голода и боязни за то, что они совершили» (Коран 16:113).

Но также в хадисах объясняется, что удовлетворение потребностей одного человека не должно сопровождаться ущемлением интересов других людей и в этом состоит залог безопасности жизни и имущества других членов общества (хадис №1360 Бухари): «Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Если бы людям давали (то, на что они претендуют,) на основании (одних лишь) их притязаний, то пропали бы жизни и имущество (многих других) людей».

Экономическая наука сегодня призвана решать следующие задачи:

- организация производства, обеспечивающего экономический рост для создания более высокого уровня жизни;

- обеспечение полной занятости населения;

- повышение экономической эффективности производства;

- стабилизация уровня цен;

- определение степени экономической свободы предпринимателей;

- создание механизмов справедливого распределения материальных благ и ресурсов;

- разработка эффективных социальных программ;

- формулирование концепции экономической стабильности страны;

- сохранение среды обитания людей.

Экономическая наука выполняет ряд функций, основными из которых являются:

- теоретическую или познавательную, так как она должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

- методологическую – разработка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всей экономической науки,

- практическую – непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на различных «этажах» экономики, разработка принципов и методов рационального хозяйствования.

- мировоззренческую,

- прогностическую,

- идеологическую.

Теоретические и практические проблемы могут решаться на различных уровнях: микроуровне (одного предприятия, или одного рынка), макроуровне (национальной экономики), мегауровне (международном уровне), мезоуровне (одной отрасли), наноуровне (уровне домохозяйства). В рамках экономической теории наиболее исследованы проблемы микроэкономики и макроэкономики.

Для уточнения предмета экономической науки обратим внимание на такое направление исследований, как хрематистика. Все теории, направленные на поиск материального благополучия, уже Аристотель (384-322 гг. до н.э.) разбил на два класса: «экономика» (наука о хозяйственной деятельности, связанная с производством продукции и услуг, с созиданием) и «хрематистика» (искусство наживать богатство).

Особую роль во внедрении хрематистики в повседневные отношения между людьми, в превращение её в норму жизни сыграло европейское духовенство. Более двух веков шли крестовые походы, суть которых состояла в откровенных грабежах и уничтожении в основном неевропейских народов (хотя в их ходе подверглись ограблению и ряд европейских народов – в частности, православная Греция), но обставлялись они примитивными благовидными предлогами. Самым доходным бизнесом духовенства была продажа индульгенций за совершённые преступления, включая убийства, и «кредитование» индульгенциями под преступления будущие.

В ходе развития капиталистических отношений и в настоящее время именно в рамках хрематистики происходит разработка схем и способов обогащения и получения прибыли. Именно этим объясняется то, что хотя в мире готовится все больше специалистов в области экономики, материальное благосостояние большинства тружеников, занятых производством, оказанием общественно полезных услуг не улучшается.

Анализ содержания учений современных экономических школ сводится к тому, как отдельному бизнесмену, предпринимателю или отдельной корпорации добиться финансового успеха. Получаемая прибыль считается единственным критерием успеха, правильности применяемых теоретических схем ведения дела. При этом за границами этой теории остаются проблемы общественного эффекта, оценки влияния деятельности одного предприятия на благосостояние общества в целом. О существе таких теорий и основанной на них практике достаточно точно высказался Макс Амстердам: «Бизнес – это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию».

Экономическая же наука должна представлять собой принципиально иное по своему содержанию явление. Такая система знаний не может быть наукой о деньгах или богатстве. Такая теория должна иметь в своей основе внеэкономические по своему существу нравственные начала. Не может экономическая теория изучать методы обогащения владельцев и представителей финансовых структур при том, что существование хлеборобов, учителей, шахтёров вообще ставится под сомнение.

2. Методологические основы экономических исследований

Предмет экономической науки предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких из них может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической науки можно выделить четыре главных подхода:

1. субъективистский – когда в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Главные категории при таком подходе: потребность, полезность. Экономическая наука становится теорией выбора;

2. неопозитивистско-эмпирический – основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится, технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом становятся различного рода эмпирические модели;

3. рационалистический – ставит целью открытие «естественных или рациональных» закономерностей хозяйственной жизни. Основное внимание при таких подходах уделяется стоимости, цене, экономическим законам;

4. диалектико-материалистический – научные проблемы решаются на основе объективного анализа, а не на основе эмпирического (опыта), на основе внутренних связей явлений, в их развитии.

Каждый метод является совокупностью конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач. В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общенаучные и частные методы.

В экономической науке применяются два противоположных философских метода: метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Это наука о развитии. Ее основные вопросы: Почему данное явление возникает? Как оно будет развиваться?

Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

1. он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

2. он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

3. он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике - противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

1. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, заработная плата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

2. Анализ – это расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого.

3. Синтез – это метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

4. Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция - движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

5. Значение метода единства исторического и логического подходов состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая наука должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

6. Еще один метод - качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

7. Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

В силу невозможности или затруднительности проведения экспериментов в экономической науке, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, - это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая наука стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды - упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической науке широко распространен предельный анализ - технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

3. Экономические категории и экономические законы.

Закон представляет собой объективное необходимое существенное отношение между явлениями или процессами, выражение внутренней связи между ними. Различают «естественные» (природные) и «общественные» (социальные) законы.

Законы природы выражают устойчивые, постоянно повторяющиеся (протекающие в ней) явления и процессы или связи между ними. Пока эти законы остаются непознанными, люди учитывают их в своем поведении эмпирически, бессознательно приспосабливаются к ним. В обществе, как и в природе, многие явления и процессы носят устойчивый характер и непрерывно повторяются, поэтому выступают объектом познания.

В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные связи, зависимости и закономерности, которые выявляет экономическая наука. Любая теория (в том числе экономическая) - есть выражение законов взаимосвязей и процессов объективного мира в системе категорий и понятий.

Экономический закон – это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений (товар, стоимость, деньги, зарплата и т.д.).

Между законами общества (экономическими) и законами природы есть общее – они объективны - не зависимы от воли и сознания. Экономическая зависимость, принимающая статус экономического закона, характеризуется необходимостью, объективностью, устойчивостью и повторяемостью.

Отличительные черты экономических законов от законов природы:

- экономические законы являются законами развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей; они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природа действуют и вне человеческого общества;

- законы природы вечны, экономические законы – исторически преходящи. Они носят исторический характер;

- открытие и применение экономических законов требует определенных усилий, т.к. это использование встречает сильное противодействие определенных сил общества. Они могут не соответствовать интересам определенных групп людей или классов.

4. Задачи курса «Основы исламской экономики»

Поиск человеком идеальной формы экономического устройства общества отнюдь не завершен. На каждом этапе развития мировой экономики господствующая теория сталкивается с рядом непреодолимых в ее рамках проблем. Сегодня, когда западный либерализм вошел в полосу затяжного кризиса, ряд исследователей обратили свои взоры на исламскую модель экономики в надежде найти там иные, отличные от западных, пути развития для экономики.

Современное социально-ориентированное рыночное хозяйство является значительным достижением человеческой цивилизации. Разумеется, она сложилась не сразу. Человечеству пришлось проделать длительный путь эволюции хозяйственных отношений, прежде чем мировая экономическая наука пришла к выводу о том, что социальный прогресс возможен только на основе государственного регулирования экономики, при сохранении главнейших атрибутов рыночного хозяйства - неприкосновенности частной собственности, свободы конкуренции и возможности реализации предпринимательского потенциала личности. И сегодня большинство стран мира приходят к необходимости создать именно такую систему экономических отношений.

Теория социально-ориентированного рыночного хозяйства не является результатом интеллектуального труда только западных ученых. Многие актуальные сегодня экономические принципы были заложены также в традиционном исламском мировоззрении. Правда, в силу имевших место до начала ХХ столетия закрытости исламских сообществ, эти воззрения были практически недоступны мировой экономической мысли.

Исторически Россия формировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. К началу XXI века на ее территории проживало свыше 160 народов. Население основной части территории современной России исповедовали Ислам как государственную религию: население Казанского, Касимовского, Астраханского и Сибирского ханств, Ногайской орды, Кавказа.

Построение демократического общества подразумевает многообразие форм собственности, хозяйственных укладов, а также использование в экономической жизни различных народов данных регионов принципов, на которых происходило формирование их общественной и экономической жизни – принципов Ислама.

В XX веке значительная часть мусульманских стран, преодолев колониализм европейских народов, вынуждена была преодолевать отсталость, культивировавшуюся в них колонизаторами. В условиях необходимости решить задачи быстрого экономического развития и найти методы экономического роста, которые были бы способны создать условия для преодоления отсталости мусульманских стран, возникала проблема выбора путей экономического и социального развития. Многие лидеры мусульманских государств в целях осуществления модернизации старались скорее «изобрести» общество, приемлемое с точки зрения национальных условий и сложившейся международной обстановки. Правительства мусульманских стран испытывали массу иллюзий по поводу возможностей быстрого экономического развития, поэтому многие государства стали на путь экспериментов для осуществления различных вариантов экономического развития.

Появились многочисленные концепции так называемого «третьего пути», отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигали тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран с мусульманским населением. На его основе созданы концепции «исламского государства», «исламского правления», «исламской экономики» и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов.

Следует сказать, что и в современный период лидеры стран третьего мира в целом не избавились от экспериментальных вариантов социально-экономического развития. Будь то «тоухидная экономика» в Иране, идеи «чучхе» Северной Корее и т.д. – все они опираются на особенные, специфические, традиционные черты развития в своих странах. (термин «тоухидная» отражает особенности произношения слова таухид учеными Ирана. Подобное написание обычно используется в статьях, освещающих книгу «Тоухидная экономика» А.Банисадра, первого президента Исламской республики Иран (к примеру, А.Арабаджан). Само же понятие таухид означает единобожие, а термин таухидная экономика используется для обозначения экономики, построенной на принципах единобожия).

В этой связи необходимо исследование принципов и закономерностей функционирования экономики мусульманских стран. Целью изучения курса «Основы исламской экономики» являются:

- дать представление об основных принципах функционирования исламской экономики;

- ознакомить студентов с историей экономической науки в целом, и в странах мусульманского мира, в частности;

- дать студентам представление о современных тенденциях в развитии экономических процессов и их особенностей в исламских государствах;

- познакомить студентов с историей развития экономики исламских государств.

В Исламе уделено огромное место экономическим взаимоотношениям. Коран и Сунна буквально пронизаны обсуждением экономических аспектов жизни Пророка (с.г.в.) и его сподвижников, предыдущих Пророков, различных экономических проблем и путей их решения. Остановимся лишь на нескольких хадисах, иллюстрирующих это.

В хадисе №8 Бухари утверждается, что Ислам основывается на 5 столпах и при этом третий столп, т.е. выплата закята – чисто экономическое требование. Обязанность платить закят была установлена еще в Мекке, а более подробное разъяснение порядка выплаты закята пришло в Медине (Булуг-аль-Марам, стр 9-10). В другом хадисе Бухари указано, что Пророк (с.г.в.) взял клятву со своего сподвижника, что тот будет совершать молитву, выплачивать закят и проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину. Это также подчеркивает важность закята для правильного исповедывания религии.

Также Пророк (с.г.в) утверждал, что наилучшее проявление Ислама – это кормить людей (Бухари, 12).

В хадисе Бухари,18 утверждается, что Пророк (с.г.в.) взял со своих сподвижников клятву: «Поклянитесь мне в том, что не станете поклоняться наряду с Аллахом ничему, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, распространять ложь, измышленную вашими сердцами, …». Здесь мы видим, что устранение воровства, как незаконного метода приобретения богатства указано сразу же после веры в одного Аллаха.

Вера в судный день является важнейшей частью убеждений любого мусульманина. А определение времени наступления этого Часа, как указано в хадисах, может быть осуществлено на основе наблюдений за экономическими взаимоотношениями в обществе и достижениями людей в материальной сфере: признаками Часа являются: то, что рабыня родит своего господина и то, что пастухи будут соревноваться в строительстве огромных жилищ. (Бухари, 46).

Важность отношений собственности подчеркивается в хадисе № 57 Бухари, где приводятся слова Пророка (с.г.в): «Поистине, во взаимоотношениях между вами ваша кровь, ваше имущество и ваша честь должны быть столь же священными для вас, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе» (речь идет о дне жертвоприношения).

Верное использование человеком собственного имущества рассматривается в исламе как одно из лучших дел. В хадисе №62 Бухари утверждается, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Не следует завидовать (никому), кроме (людей, обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и которыйц поступает сообразно ей и передает ее (другим)». Также в этом хадисе подчеркивается источник появления у человека всякого богатства – это Аллах.

Пророк (с.г.в.) отмечал и связь вида предпринимательской деятельности, как формы реализации собственности с исповедыванием религии: Посланник Аллаха сказал: «Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет ходить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией» (Бухари, хадис №19).

Также в хадисах упоминается важность экономических аспектов при формировании позиции человека: Пророк (с.г.в.) раздавая подарки и деньги, укреплял приверженность к религии тех, кто принял Ислам, но еще не утвердился в вере, т.к. опасался, что они могут стать вероотступниками и попасть в ад (Бухари, хадис №24).

Также в хадисе №435 Бухари утверждается, что Пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, когда человек обремененный долгами, говорит, он лжет, а когда дает обещание, то нарушает их».

Само обращение Аллаха к людям в Коране подразумевает их глубокую вовлеченность в экономические прецессы, знание ими торговый процессов.

«Это – те, которые купили заблуждение за правый путь. Не прибыльна была их торговля и не были они на верном пути». (Коран 2:15)

«Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз?» (Коран 2:246)

«…затем всякой душе будет уплачено сполна» (Коран 2:281)

«…и не будет принят от нее равновес» (Коран 2:45).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Когда и как возникла экономическая наука?

2. Дайте определение предмета экономической науки. Раскройте различия подходов к его определению.

3. Объясните смысл терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс». В чем различия между ними?

4. Перечислите функции экономической науки.

5. Что подразумевается под позитивным и нормативным научным анализом?

6. Зачем нужна экономическая наука обществу?

7. Как связана экономическая наука с политикой?

8. Возможна ли хозяйственная практика без экономической теории?

9. Какую роль играет экономическая теория в реформировании хозяйства?

10. Раскройте смысл понятий: «экономический закон», «экономическая категория».

11. Приведите классификацию экономических законов по различным признакам.

12. В чем сходство и различие между экономическими законами и законами природы?

13. Различаются ли экономические законы в мусульманских и немусульманских странах?

14. Чем вызвана нищета в отдельных мусульманских странах: непознанностью экономических законов, тем, что их не учитывают при проведении экономической политики, иными причинами?

15. Раскройте сферы человеческих отношений, являющиеся предметом исследования экономической теории.

16. Что относится к предмету исследования экономической теории на микроуровне и макроуровне?

17. Каковы основные инструменты экономической науки и методы их использования?

18. Как изменились представления о предмете экономической науки в прошлом веке?

19. Каковы предпосылки к исследованию исламской экономики в России?

20. С какими мусульманскими странами Россия сотрудничает и сотрудничала в прошлом?

Темы рефератов

1. Связь экономической теории с общественными и естественными науками.

2. Суть дискуссии о существовании экономических законов.

3. Взгляды экономистов на методологию экономического исследования.

4. Методология экономического исследования в трудах мусульманских экономистов.

5. Перспективы использования диалектики и материалистических методов познания в изучении исламской экономики.

6. Предмет экономической науки с позиций различных экономических школ.

7. Нормативный и позитивный научный анализ в экономике.

Тесты

1. Человек в политической экономии выступает в качестве:

 создателя материального богатства

£ носителя духовных ценностей

£ носителя прав и обязанностей

£ созидателя своего мира и бытия

 главной производительной силы

2. Человек в экономике рассматривается прежде всего как:

£ создатель и носитель духовных ценностей

£ естественный носитель всех общественных отношений

£ творческая личность

 экономический человек

3. Объектом исследования, в политической экономии и в экономике, является поведение человека:

£ естественного

 экономического

 в хозяйстве и на рынке

£ руководствующегося этическими ценностями

£ в обществе

4. Наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:

 хозяйственная жизнь общества

£ средства производства

£ человек и средства производства

£ производительные силы и научно-технический прогресс

 взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

5. Позитивная экономика занимается:

£ определением имеющихся ресурсов

 раскрытием законов и закономерностей развития экономики

£ поисками путей выхода из кризиса

£ принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам.

6. Нормативная экономика занимается:

£ исследованием фактов, процессов, явлению с цель, выявления их сущности

£ выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями

£ определением взаимосвязей между природою э обществом

 использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач

 процессом реализации экономической политики

7. Положение, НЕ имеющее отношения к предмету экономической теории:

£ экономическое благо

 неограниченность ресурсов

£ максимизация удовлетворения потребностей

£ эффективное использование ресурсов

 правовые отношения

8. Метод познания ограничивается:

£ созерцанием

£ движением мышления от конкретного к абстрактному

 движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному

£ движением мышления от абстрактного к конкретному

 использованием всех методов исследования

9. Экономические категории представляют собой:

£ взаимосвязи между понятиями

 научные абстракции, выражающие экономические отношения

£ доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений

£ единичные случаи проявления тех или иных событий

 обобщения, раскрывающие экономические явления и процессы или их содержание

10. Экономический закон отражают:

 необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений

£ случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи

£ количественные оценки экономических явлению и процессов

 содержание экономических взаимосвязей

£ переходные состояния экономических отношений

11. Историчность экономических категорий и законов определяется их...

 временным характером

£ неподвластность, времени

£ неизменность, в условиях видоизменения экономических отношений

 появлением и отмиранием под воздействием смены социально-экономических отношений

£ сохранность, при любых формах хозяйствования

12. Взаимосвязь идеальной и реальной экономической действительности характеризуется:

£ отражением во всей полноте созерцаемой действительности

 выражением упорядоченной и систематизированной реальной действительности в форме экономических категорий, принципов, законов

£ поиском оптимальной модели социально-экономического развития

£ выявлением экономических явлений и процессов, препятствующих экономическому росту

 совпадением их основополагающих элементов и черт

13. Экономическая модель предназначена для:

£ раскрытия экономических принципов и законов

£ описания экономических явлений и процессов

 определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться

 объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы

£ выявления сущности экономических отношений

14. Можно ли современную экономическую теорию определить как науку о распределении ограниченных ресурсов?

 Да

£ Нет

15. Термин «политическая экономия» появился в литературе в:

 1615 г.

£ 1776 г.

£ 1867 г.

£ 1890 г.

16. Является ли модель абстракцией реального явления?

 Да

£ Нет

17. Действительно ли экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки полностью контролируемого эксперимента?

 Да

£ Нет

18. В чем состоит основное значение экономической науки сегодня?

£ помогает предпринимателям вести успешный бизнес,

£ дает ученым возможность реализовать свои способности,

 показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей,

£ раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

25. Экономическими категориями называются:

 устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов;

£ устойчивые, существенные постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы;

£ законы, сознательно устанавливаемые людьми, для регулирования экономических процессов и явлений;

£ абстрактные понятия, характеризующие сущность экономических явлений и процессов.

26. В экономической литературе при характеристике предмета экономической теории НЕ встречаются следующие определения:

£ она изучает экономические законы;

£ она изучает производственные отношения;

£ она изучает организационно-экономические и социально-экономические отношения;

£ проблемы использования редких экономических ресурсов с целью насыщения материальных потребностей общества;

 все встречаются.

27. Практическая функция экономической теории как науки состоит:

£ в познании экономических законов и категорий;

£ в расширении доходов членов общества;

 в научном обосновании экономической политики государства.

28. Экономическими законами называются:

 устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов;

£ устойчивые, существенные постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы;

£ законы, сознательно устанавливаемые людьми, для регулирования экономических процессов и явлений.

Литература.

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель в мусульманском мире: некоторые исторические факты // Проблемы современной экономики. - №4 (12). – 2004. – С.272-279.

2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические аспекты.- М.,1991.

3.Рысин В. Т. Современная экономика как система. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Издательство «Анкил», 2006 г. – 256с.

4. Экономическая теория. /Под ред. Кочеткова А.А. Издательство «Дашков и К», 2007 г -. 608 с.

5.Экономическая теория. Изд. испр. и доп. / Под ред. Видяпина В.И. Учебник. Издательство «Инфра-М», 2010 г. – 672с.

6.Экономическая теория в XXI веке - 4(11): Институты экономики./Под ред. Осипова Ю.М. Издательство «Экономистъ», 2006 г. – 432с.

7. http://www.aup.ru/books/m63/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: