Глава 1. Введение в курс «Основы исламской экономики»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Г.З. Вахитов

Основы исламской экономики

Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим советом по реализации образовательных программ профессиональной подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в качестве учебно-методического пособия по направлению 033400 - Теология (бакалавриат)

КАЗАНЬ


УДК

ББК

Вахитов Г.З.

Основы исламской экономики: Учебное пособие / Г.З. Вахитов – Казань: К(П)ФУ, 2011. – 206 с.

Учебное пособие по дисциплине «Основы исламской экономики» предназначено для студентов, обучающихся по направлению 033400 - Теология. На его основе может быть построено обучение богослова с исламским мировоззрением, способного разъяснять экономические аспекты исламского вероучения. Учебное пособие дает научную трактовку религиозных проблем в сфере экономики, направлено на формирование у обучающихся установок толерантности на основе равноправия национальных культур и религий.

© Вахитов Г.З., 2011

© Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2011


Содержание

Введение. 4

Глава 1. Введение в курс «Основы исламской экономики». 7

§1. Предмет, метод экономической науки, задачи курса «Основы исламской экономики». 7

§ 2. Основные этапы становления экономической мысли. Развитие экономической мысли мусульманских народов. 33

§ 3. Типы экономических систем и особенности исламской экономической модели. 61

§4. Собственность как основная экономическая категория. Отношения собственности в Исламе. 81

Глава 2. Микроэкономика. Исламские аспекты микроэкономики. 105

§1. Труд и заработная плата. Отношение к труду и его оплате в Исламе. 105

§2. Предпринимательство и прибыль. Специфика предпринимательской деятельности в исламской экономике. 131

Глава 3. Макроэкономика. Исламские аспекты макроэкономики. 160

§ 1. Налоги и налоговая система государства. Особенности налогообложения в Исламе. 160

§2. Социальная политика государства. Система социальной защиты в Исламе. 174

Заключение. 196

Список рекомендуемой литературы.. 199


Введение

Построение демократического общества подразумевает не только многообразие форм собственности, хозяйственных укладов, но также и использование в экономической жизни народов российских регионов принципов, на которых происходило формирование их общественной и экономической жизни.

Население значительной части территории современной России исповедовало Ислам как государственную религию: жители Казанского, Касимовского, Астраханского и Сибирского ханств, Кавказа. И развитию страны по демократическому пути вполне соответствует возвращению населения, проживающего на данных территориях к своему исконному укладу хозяйственной жизни, мирно и без принуждения сформировавшемуся именно под воздействием Ислама.

В XX веке значительная часть мусульманских стран, преодолевая колониализм и его последствия, начала разрабатывать собственные модели развития. В условиях необходимости решения проблемы экономического роста, что создало бы условия для преодоления отсталости мусульманских стран, возникала проблема выбора путей экономического и социального развития. Лидеры мусульманских государств испытывали немало иллюзий по поводу быстрого экономического развития, поэтому многие государства встали на путь экспериментов для осуществления различных вариантов экономического развития.

Анализ результатов их длительного поиска дает нам понимание того, что современное социально-ориентированное рыночное хозяйство в настоящее время вряд ли имеет жизнеспособные альтернативы. При сохранении таких атрибутов рыночного хозяйства как частная собственность, свобода конкуренции и возможность реализации предпринимательского потенциала личности, социальный прогресс достигается при активном воздействии государства.

В этой связи важно понимание того, что теория социально-ориентированного рыночного хозяйства не может рассматриваться как результат научного поиска лишь западных ученых. Многие принципы, лежащие в основе социально-ориентированного рыночного хозяйства, заложены в традиционном исламском мировоззрении.

Цель преподавания данной дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с теоретическими основаниями и элементами практической реализации исламской экономики.

Данный курс тесно связан с такими дисциплинами учебного плана по направлению «Теология», как Экономика, История религий, Исламское вероучение, Хадисоведение, Введение в исламское право, Изречения Пророка Мухаммада, Жизнеописание Пророка Мухаммада, История исламской цивилизации.

В данном учебном пособии под термином «исламская экономика» понимается не столько модель экономики, реализованная или реализуемая в одной или нескольких странах современного мира, сколько теоретическая модель экономики, движение к построению которой провозглашают в своих программных документах значительная часть стран с преобладающим мусульманским населением.

С точки зрения Ислама, жизнь не может быть разделена на светскую и религиозную. Действия человека во всех сферах деятельности могут рассматриваться как исполнение им своих религиозных обязанностей, как поклонение Аллаху.

Ислам не является аскетической религией и не ставит своей целью лишить мусульманина удовольствий земной жизни. Поэтому, добродетель состоит не в том, чтобы избегать «щедрости Аллаха», а в том, чтобы наслаждаться этой щедростью, ведя праведную жизнь.

Исламская экономическая система утверждает безусловный приоритет общественных экономических интересов над частными при безусловном же учете и уважении последних, устанавливает моральные ограничения на методы приобретения и умножения богатства, предусматривает определенные параметры распределения богатства в обществе и т.д.

Внедрение исламской экономической модели может дать государству возможность достижения следующих целей: сокращение дифференциации доходов населения, повышение стабильности экономической системы, снижение рисков, повышение предпринимательской активности населения. В условиях продолжающегося социально-экономического кризиса либеральной модели экономики интерес к исламской экономике многократно возрос как со стороны теоретиков, так и практиков.

Уже сейчас возможно внедрение отдельных элементов исламской экономики в российскую хозяйственную практику, а именно: развитие исламского страхования, вакфа, закята, исламской системы наследования и т.д.


Глава 1. Введение в курс «Основы исламской экономики»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: