Виды и формы собственности

Каждой экономической системе присущ свой набор форм собственности.

В наиболее отсталых странах, где сохраняется натурально-общин­ный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, ведущим коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ между ее членами.

В мелкотоварном укладе доминирует частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде ремесленника, кустаря или крестьянина.

В частнокапиталистическом укладе на производственные ресурсы господствует собственность частных предпринимателей, использующих наем­ный труд. Определенная их часть находится также в собственности государства.

В административно-командной системе важней­шие производственные ресурсы были в собственности, прежде всего государства, а также производственных кооперативов (на­пример, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. Непосредственные производители здесь выступают как собственники таких ресурсов, как знания, рабочая сила. Распределение потребительских благ было довольно равно­мерным, а в некоторых аспектах (услуги образования, здравоохра­нения и др.) даже с элементами уравнительности. В преимущественном положении находился узкий слой правящей партийно-государственной номенклатуры, имевший привилегии в доступе к потребительским благам (жилью, услугам санаториев и других лечебно-оздоровительных учрежде­ний, дефицитным видам продуктов питания и одежды и др.).

В рыночной экономике прежде всего выделяются две основ­ные формы собственности: государственная и частная, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей.

Государственная форма собственности применяется в тех сфе­рах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных ин­вестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных инте­ресах.

Сюда относятся такие виды деятельности, которые могут функционировать только как общие: средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундамен­тальная наука и наукоемкое производство, такое, как освоение космоса и т.д.

Также государственная форма собственности используется и при необходимости государственной помощи для санации терпя­щих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей приватизацией.

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности. Эти преимущества обусловлены ее способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики.

В то же время независимо от экономического и социального строя государственная собствен­ность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффектив­ностью, чем другие формы.

Это связано с тем, что государственная собственность доминирует в сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду.

Также можно отметить, что эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утраты предприятием рыночной ориентации.

К государственной собственности непосредственно примыкает муниципальная собственность (городов, общин и т.п.), которая, однако, и на Западе, и в России квалифицируется как отличная от государственной. Однако, по своей экономической природе они родственны друг другу. Разница лишь в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национального хозяйства.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся прежде всего системы их жизнеобеспечения: водопроводная и ка­нализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транс­порт, жилой фонд и т.д.

Частная собственность делится на инди­видуальную и коллективную. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг. Их собственниками являются или одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как это имеет место в фермерских хозяй­ствах на селе), но в дополнение к нему может применяться и наем­ный труд. Во всем мире имеется несколько сотен миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят новые.

Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственнос­ти относятся служащие для извлечения дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремес­ленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не обра­зующих юридического лица.

Коллективная собственность представлена прежде все­го в виде кооперативной собственности, а также акционерной собственности и собственности совместных, смешанных предприятий.

Кооперативная форма собственности (производственная кооперация) широко распространена в большинстве стран мира. По имеющимся оценкам, в мире действу­ет около 1 млн. кооперативных организаций, более чем 120 их ви­дов и разновидностей, а объединяют они 600 млн. человек.

Создана международная организация «Международный кооперативный альянс», который объединяет сегодня 370 млн. ко­операторов мира, в том числе и российских.

Потребительская кооперация — это коопера­тивы в сфере обращения (хотя они выполняют и производственные функции), но здесь работают не только его члены. Последние име­ют преимущества в потреблении той или иной продукции.

Разновидностью коллективной формы собственности является акционерная собственность. Акцио­нерная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств различных слоев населения.

Ни одна из указанных форм собственности не может быть признанна как лучшая, а тем более, идеальная. Проблема любой экономики состоит в поиске наиболее рационального, оптимального сочетания государственной и частной форм собственности. А при выявлении преимущественного положения одной из них критерием может быть оценка того, какая форма coбственности обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокую экономическую эффективность, более высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах (уровень жизни), с учетом индикаторов качества жизни (уровень занятости населения и объективные возможности для безработных получить работу; степень социальной защищенности населения, особенно по болезни и старости; состояние окружающей среды).

По совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем развитой рыночной экономики стран Запада. К формированию именно такой хозяйственной системы стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны. Она содержит в себе мотив прибыли, неразрывно связана с конкуренцией, что приносит наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей. Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает предпринимате­лей постоянно стремиться к сокращению из­держек производства, в том числе и на привлечение рабочей силы.

Итак, ни одна из форм собственности не является ни идеальной, ни универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения.

Государственная собственность успешно функционирует в сферах с ограниченными возможностя­ми рыночного стимулирования.

Акционерная и кооперативная фор­мы собственности целесообразны в случаях, когда требуется кон­центрация средств.

Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые сред­ства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и на­коплены индивидуально.

В экономической литературе помимо основных форм собственно­сти выделяют и другие производные формы, такие, как соб­ственность общественных организаций, ассоциаций, товариществ, религиозных организаций и т.д., семейная собственность.

3. Отношения собственности в исламской экономике.

Понятие собственности претерпело определенную эволюцию за 14 веков, прошедших со времени возникновения Ислама. Говоря о собственности, мусульманский ученый Сейид Хоссейн Наср, утверждает, что человек, будучи наместником Аллаха на земле, получает и право частной собственности. Поэтому частная собственность представляет собой «священное право от Аллаха, и поэтому ни одно правительство или социальная группа не могут лишить человека этого права».

Таким образом, исламская экономическая традиция не противостоит главному принципу современного индустриально развитого общества. А исламские запреты на использование частной собственности в ущерб интересам уммы ограничивают не саму собственность, а ее использование.

Верховным собственником мусульмане считают Аллаха. Основой для таких утверждений являются аяты Корана:

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (2:284)

Человек же является лишь распорядителем благ, об этом говорится в Коране:

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение» (57:7)

Ханафиты различают институт владения и права собственности. Право собственности в ханафитском мазхабе – это право неограниченного распоряжения вещью и пользования результатами ее использования. Собственнику принадлежит право владения (кабз), право пользования (манфаат), право распоряжения и право извлечения доходов (тамлик). Отдельные авторы из божественной природы права собственности выводят мысль о том, что собственниками могут быть только мусульмане, заслужившие это право своей верой в Аллаха.

Понимание владения в мусульманском праве подразумевает в отличие от римского права, не фактическое обладание вещью, снабженное юридической защитой, а одно из средств доказывания права собственности. В этой связи сделка не имела юридической силы для третьих лиц, если не была подкреплена фактической передачей вещи. Мусульманские правоведы признавали ее в отношении невладельца только в том случае, если он мог доказать свои слова фактом владения вещью. Владение может иметь виды: йад (простое держание), хияза (длительное владение), хавз (квалифицированное владение). Но даже длительное владение не рассматривалось как основание возникновения права собственности – понятие приобретательной давности не используется. Ни добросовестный, ни недобросовестный владелец имущества, как бы долго он не владел им, не признавался собственником.

Способы приобретения ханафиты делили на первоначальные и производные. Первые считались естественными, когда право приобретается в отношении вещей, никому ранее не принадлежавших, в силу фактического овладения ими. При производном способе приобретения право приобретателя основывается на праве предшествующего собственника. Вещи, уже кому-то принадлежавшие, приобретаются в собственность в силу передачи (таслим). Другими способами приобретения ханафиты считали наследование и куплю. Утрачивается право собственности либо в силу факта, либо в силу закона. В первом случае прекращение происходит, если вещь физически погибнет, собственник откажется от своего права, либо вещь исчезнет, попав в руки врага, а во втором – в результате изъятия вещи из оборота, вероотступничества собственника и т.д.

Суннитские правоведы (прежде всего ханафиты) обосновывали необходимость частной собственности аятом Корана (2, 27): «Он (Аллах) сотворил для вас все, что есть на земле». Аллах, которому принадлежит все на небесах и на земле, предоставил людям возможность приобретать, владеть и пользоваться всяким движимым и недвижимым имуществом, что порождает уважительное отношение к частной собственности. Мусульманин должен воздерживаться от всякого пользования, способного нанести вред другому мусульманину. Мусульманские юристы выделяли категории имущества, на которое может распространяться право частной собственности: продукты, полученные собственным трудом от использования природных ресурсов, военные трофеи, результаты ремесленной деятельности. Не могли находиться в частной собственности земли и имущество немусульман, перешедшее к мусульманам мирным путем, а также имущество умерших людей, не оставивших наследника.

Ссылаясь на хадис пророка Мухаммеда (с.г.в.): «Любой, погибший при защите своего имущество (становится) шахидом (мучеником за дело веры)» (хадис №1053 Бухари), мусульманские правовые школы развили идею неприкосновенности частной собственности. Во всех четырех мазхабах выработан ряд норм, направленных на защиту права собственности: «приказ о распоряжении чужой собственностью недействителен», «никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения», «никто не может присваивать имущество другого лица без правового основания». С позиций мусульманского права право собственности не утрачивается в силу давности; находка не признается основанием возникновения права собственности: утерянная вещь, где бы она не находилась, должна быть возвращена собственнику без каких-либо притязаний нашедшего на вознаграждение.

В отношении собственности можно выделить определенную неоднозначность только отдельных представителей шиитского учения, что позволяет их современным идеологам говорить о правомерности как национализации, так и сохранения частной собственности. Такой подход вытекал из прямого толкования Корана, его положения о том, что стремление к мирским благам ведет к духовному упадку и моральной деградации личности. Поэтому с одной стороны современные радикальные шииты (например, последователи Р. Хомейни) признают законными все три формы собственности, закрепленные Конституцией Ирана (государственная, частная, кооперативная), однако Р.Хомейни толковал понятие государственной собственности шире конституционного, основываясь на положении о принадлежности Аллаху земли и всего, что на ней находиться. В результате хомейнисты наделяют государство абсолютным правом собственности и контролем в отношении собственности, считая, что владением государства может быть любой вид собственности, если «…у власти в исламском государстве стоят хранители и знатоки божественных предписаний, а также наследия Мухаммеда».

Преступления против собственности могут караться даже более сурово, чем убийство. Т.к. воровство имеет по шариату своим следствием отсечение конечности («Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха…» Коран (5:38), а убийство может быть прощено.

4. Право собственности на землю и другие природные ресурсы

В условиях преобладания аграрного производства мусульманские правоведы считали землю важнейшим объектом собственности. Землю классифицировали, в первую очередь, по признаку принадлежности. Ханафитская школа различала в связи с этим земли: мульк – частновладельческие, мирийе – государственные, матрук – земли общего пользования и вакфные земли.

Доходы от земли мирийе непосредственно поступали в государственную казну (байт уль-мал). В состав мирийе входили поля, луга, летние пастбища, леса, бывшие частные земли, владельцы которых были убиты на войне. Земли государства находились в пользовании мусульманской общины. В отличие от этих земель в VII веке существовали земли матрук (от глагола «тарака» – забросить), которые являлись собственностью общины и не принадлежали государству. Сунниты различали два вида таких земель: 1) площади, дороги общего пользования и 2) леса, гумна и другие земельные угодья, находившиеся в пользовании жителей определенной местности. Постепенно в ходе объединения арабских племен эти земли стали считаться собственностью государства и не подлежали отчуждению.

К государственной собственности также относились «мертвые земли», т.е. необрабатываемые, никому не принадлежащие участки. По мнению Абу Ханифы, хотя такая земля никому не принадлежит, без разрешения имама она не может никем ни орошаться, ни застраиваться. Абу Ханифа утверждал, ссылаясь на Коран, что эта земля «принадлежит тому, «кто ее оживит», если это сделано с разрешения имама». Имамы имели право передавать эти земли во владение любому желающему возделывать и культивировать их своими силами. По истечении трех лет после начала обработки такой земли данное лицо получало от государства соответствующий документ на право владения ею, а со следующего года обязано было платить налог.

Общей собственностью признавались земельные участки и водоемы, принадлежащие мусульманской общине. Позиция всех четырех мазхабов была одинакова: каждый собственник обладает в отношении своей доли такими же правами, какими обладает единоличный. Считается, что сособственник обладает преимущественным правом покупки доли в общей собственности, что необходимо для исключения всякого вторжения посторонних лиц.

Согласно ханафитскому толку понятие мульк включало четыре вида земель, соответствующие четырем способам их приобретения: а) пустыри, взятые во владение для застройки и заселения (арса); б) темлин – земли, дарованные или купленные из фонда мирийе и превратившиеся в частную собственность; в) ушрийе – земли, захваченные и распределенные в виде добычи на основании положения Корана о военных трофеях; г) хараджийе – земли, захваченные, но не распределенные как добыча, а оставленные местным жителям для обработки, они облагались твердо установленным налогом – харадж. Мульк отличался от прочих видов землевладения двумя основными признаками – свободой владения и свободой отчуждения. Все четыре вида мулька, согласно суннизму, можно было свободно отчуждать, передавать по наследству или в вакф.

Мульк содержал в себе право на поверхность земельного участка, его недра и воздушное пространство над этим земельным участком (соседи имели право обрубать ветви деревьев чужого сада, нависающие над их садом). Соответственно, собственник земельного участка мог продавать пространство над своим участком, не отчуждая самого участка.

В позициях мазхабов есть ряд противоречий по вопросу принадлежности рудников. Согласно маликитскому толку, рудник является собственностью мусульманской общины; по ханафитскому толку право собственности на рудник или шахту принадлежит владельцу земельного участка, на котором данный рудник или шахта расположены.

В отношении воды позиция различается в зависимости от ее предназначения. Если вода природных источников используется для утоление жажды человека и животных, то признавалась общественная собственность на воду при условии Если же речь шла о колодцах, каналах и источниках, дающих воду благодаря труду человека, то мусульманские законоведы признавали возможность воды быть объектом частной собственности.

5. Ограничение права собственности. Институт вакфа

С позиции Ислама верховное право собственности принадлежит Аллаху, а мусульмане осуществляют свое право собственности не столько в целях удовлетворения личных интересов, сколько во имя благополучия всей уммы. Эти положения являются основой идеи вакфа – религиозной собственности. При обращении в вакф имущество возвращается к Аллаху, людям же предоставляется лишь право пользования.

С позиций мусульманского права, понятие вакф означает неотчуждаемое имущество, переданное учредителем вакфа (вакиф – человек или группа лиц) на религиозные и благотворительные цели получателю вакфа (маукуф 'алайхи): отдельному лицу, группе или категории людей (к примеру, путникам или нуждающимся, живущим в определенной местности), общественным или религиозным организациям (медресе, мечети, больнице и т.д.). Передача эта должна быть бессрочной и без права отзыва или отмены своего решения.

Предполагается, что доходы, получаемые от использования переданных в вакф объектов собственности, должны идти на удовлетворение определенных нужд членов мусульманской общины.

Первым учредителем вакфа был Пророк (с.г.в.), когда приобрел для строительства мечети в Медине у двух мальчиков-сирот (Сухайля и Сахля), находившихся на попечении Ас¢ада бин Зурары, землю, которая использовалась для сушки фиников. Сообщение об этом приводится в хадисе №1340 Бухари: «… а потом посланник Аллаха (с.г.в.) позвал к себе этих двух мальчиков и предложил им назначить цену за это место, чтобы купить ее для (строительства) мечети. Они сказали: «Нет, мы дарим его тебе, о посланник Аллаха!» - однако посланник Аллаха (с.г.в.) отказался принять в дар (этот участок) и купил его у них, а потом построил там мечеть».

Также в хадисе № 1105 Бухари приводится следующее: сообщается, что Амр бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, брат жены посланника Аллаха (с.г.в.) Джувайрийи бинт аль-Харис, сказал: «Скончавшись, посланник Аллаха (с.г.в.) не оставил после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни невольницы и ничего иного, кроме белой муллицы, (на которой он ездил,) своего оружия и земли (, доходы с которой он велел раздавать в качестве милостыни)».

Также одним из первых учредителей вакфа был халиф Умар (р.а.) (581-644). В хадисе №1109 Бухари сообщается: «Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что при жизни посланника Аллаха (с.г.в.) Умар пожертвовал в качестве садаки свою пальмовую рощу, которая называлась Самг. (Прежде чем сделать это,) Умар сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть имущество, которое дорого мне, и я хочу пожертвовать его в качестве милостыни». (На это) пророк (с.г.в.) сказал: «Отдавай (, но с таким условием, чтобы) его основу нельзя было ни продать, ни подарить, ни оставить в наследство, (что же касается) фиников, то их можно будет раздавать». И Умар пожертвовал (эту рощу, чтобы доходы с нее использовались) на пути Аллаха, на (освобождение) рабов, на (помощь) неимущим и прием гостей (, а также) на (поддержку) путников и родственников. Нет греха в том, что управляющий всеми этими делами будет и сам питаться за счет этого в разумных пределах или кормить своих друзей, если только он не стремится к обогащению за счет этого».

Также в хадисе №1111 Бухари приведено: Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Мои наследники не разделят между собой ни одного динара, ибо оставленное мной после (выделения соответствующих средств) моим женам и выплат тем, кто у меня работал, (предназначено для) садаки». Таким образом, выделение человеком имущества в вакф не должно затрагивать имущественных интересов тех, кто имеет первостепенное право на имущество умершего: женам (и другим наследникам) и работникам, не получившим своевременной оплаты.

Халиф Усман выкупил колодец Рума у его собственника, продававшего воду из него за высокую плату и сделал воду из него общедоступной.

Также при обосновании вакфа может быть приведен хадис, приводимый в сборниках Муслима, ат-Тирмизи, ан-Наса'и, Ибн Маджи и Абу Дауда: «Когда дитя Адама умирает, его дела завершаются за исключением трех: непрекращающейся милостыни, знаний, которые приносят пользу другим, и праведного ребенка, который молится за него».

Таким образом, вакф уже на заре своего существования представлял собой не только религиозный институт, он имел важное социально-экономическое значение.

В истории в качестве вакфа могли выступать земля (первоначально), колодцы, мосты, плодовые насаждения, другое недвижимое имущество, движимое имущество, доля воды в водоеме, рабы, рукописные книги, наличные средства и др.

Понятие неотчуждаемость подразумевает, что имущество, переданное в вакф, не разрешено продавать, менять или передавать кому-либо, т.е. оно исключается из гражданского оборота. Продажа вакуфного имущества допускается только в исключительных случаях. К примеру, если ковер в мечети, являющийся вакфной собственностью, изношен до такой степени, что на нем уже невозможно совершать молитву, то он может быть продан, однако, деньги вырученные от продажы должны быть потрачены на нужды мечети, откуда ковер был взят. Т.е. даже придя в непригодное для использование состояние вакфное имущество не может быть кем-либо присвоено.

В систему отношений по поводу вакфов включено пять участников: учредитель (вакиф), управляющий вакфом (мутавалли), служители вакфа, выгодоприобретатели (маукуф 'алайхи), судьи. Если представители власти вмешивались в отношения по поводу вакфов, то они являлись уже шестой стороной данных отношений. Мутавалли, являвшийся распорядителем вакфа, имел полномочия по управлению вакфным имуществом (в соответствите с принципами, зафиксированными при учреждении вакфа) и распределению доходов, получаемых от его использования между выгодоприобретателями. Также в его обязанности входило назначение других служителей вакфа. Действия мутавалли находились под контролем судьи, в компетенцию которого входило разрешение споров связанных с вакфами.

Учреждение вакфа могло быть осуществлено как в письменной, так и в устной форме и договор вакфа вступал в силу с момента подписания документа (Вакфие) или публичного оглашения в мечети. Вознаграждение мутавалли обычно устанавливалось в документе, учреждающем вакф.

Основными выгодоприобретателями обычно являлись мечети, образовательные учреждения, беднейшие слои населения, путники. Однако, помимо благотворительных и религиозных, вакфы могут быть и семейными. В случае благотворительных вакфов учредитель не получал дохода от использования вакуфного имущества. Семейные же вакфы учреждались именно для материальной поддержки потомков учредителя. Существовала также разновидность вакфа, сочетающая в себе обе этих характеристики.

Как правило, вакуфное имущество (как благотоворительных, так и семейных вакфов) не подлежало налогообложению (или имело значительные налоговые льготы), а также не подлежало конфискации со стороны государства. Широкая передача имущества в вакуфную форму собственности ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и не стимулирует мутавалли к повышению эффективности использования вакуфного имущества. Также учреждение вакфов ведет к изменению параметров наследования, зафиксированных в мусульманском праве. Таким образом, распространение вакфов связано не только с тем, что обеспеченные члены мусульманского сообщества стремились к занятию благотворительностью, поощрению наук, искоренению нищеты и безграмотности, а также и с тем, что перевод имущества в вакф позволял оградить имущество от конфискации, избежать налогообложения, изменить порядок наследования. При этом в качестве мутавалли учредитель вакфа (вакиф) мог назначить и себя и своих родственников. Также учредитель мог назначить своих родственников в качестве выгодоприобретателей.

В учениях различных школ по вопросу вакфа есть ряд различий. Абу Ханифа утверждал, что в вакф можно обращать только недвижимое имущество, аналогичной точки зрения придерживался маликитский и ханбалитский мазхабы. Только законоведы школы аш-Шафии считали возможным установление вакфов как на недвижимую, так и на движимую собственность. Договор передачи имущества в вакф, по их мнению, считается действительным только в том случае, когда преследуется дозволенная и благородная цель.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит экономическое содержание собственности?

2. Раскройте смысл понятий объект и субъект собственности.

3. Что означает владение?

4. Что означает пользование?

5. Какие отношения подразумевает распоряжение?

6. Как реализуются отношения присвоения?

7. Раскройте суть теории прав собственности.

8. Что такое пучок прав собственности?

9. Являются ли доходы реализацией отношений собственности?

10. Что подразумевают понятия экономическая власть и экономическая зависимость?

11. Какие исторические формы собственности вам известны?

12. Каковы основные черты индивидуальной формы собственности?

13. Каковы особенности частной формы собственности?

14. Каковы основные черты кооперативной формы собственности?

15. Чем отличается государственная форма собственности?

16. Имеет ли смысл выделение муниципальной формы собственности?

17. Каковы особенности акционерной формы собственности?

18. Раскройте суть процесса разгосударствления.

19. Какие формы хозяйствования существуют в настоящее время в России?

20. Раскройте юридическое содержание собственности.

21. Французский социалист П.Прудон в работе «Что такое собственность?» (1840) дал такое определение: «Собственность – это кража». Можно ли согласиться с этим утверждением?

22. Каковы критерии эффективности преобразований собственности?

Темы рефератов.

1. Собственность в постиндустриальном обществе.

2. Эффективность различных форм собственности в промышленности, сельском хозяйстве, в образовательной деятельности.

3. Собственность в современных мусульманских странах.

4. Институт вакфа у татар в дореволюционный период.

5. Функционирование института вакфа средневековье.

6. Собственность на природные ресурсы в представлениях мусульманских ученых.

Тесты.

1. Собственность – это:

£ отношение человека к вещи;

£ сама вещь;

 отношение людей друг к другу по поводу присвоения вещей.

£ нет верного ответа.

2. Собственность, как процесс присвоения, раскрывают понятия:

£ действительное право;

 пользование, владение, распоряжение;

£ отчуждение.

3. Уничтожение или отчуждение собственности не допускается при (2 правильных ответа):

 пользовании;

£ распоряжении;

 владении;

4. Труженик и собственник являются одним и тем же лицом при:

£ пользовании;

 распоряжении;

£ владении.

5. Существование государственной собственности обусловлено:

£ стремлением увеличить государственные доходы;

£ необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;

£ наличием капиталоёмких и нерентабельных отраслей (железные дороги, автомобильные дороги, угольная промышленность и т.п.);

 все ответы верны;

£ все ответы неверны.

6. Если какое-либо имущество взято в аренду, то арендатор:

£ является потенциальным собственником;

£ является полным собственником имущества;

£ распоряжается ценностью данного имущества;

 является пользователем данного имущества.

7. Критериями эффективности функционирования любой формы собственности являются (3 правильных ответа):

£ увеличение денежных доходов отдельных слоев населения;

 обеспечение прироста национального богатства страны;

 рост эффективности производства;

 рост уровня жизни населения.

8. Экономические отношения собственности характеризуются:

 использованием правовых норм

 отношениями между людьми по поводу вещей, благ

 отношениями людей к вещам, благам

 взаимосвязями между средствами и предметами труда

 отношениями присвоения

9. Правовые отношения собственности включают:

 отношения людей к вещам, благам

 законодательством закрепленные юридические нормы

 отношения наследования и завещания

 отношения присвоения

 отношения между людьми, опосредованные вещами

10. К приватизации следует отнести…

 возникновение предприятия с формой коллективной собственности

 перевод предприятия на коммерческий расчет

 продажу предприятия иностранному собственнику

 перевод предприятия на аренду

11. К партнерской форме собственности относятся:

 товарищества

 общества с ограниченной ответственностью

 закрытые акционерные общества

 открытые акционерные общества

 производственные кооперативы

 коллективные (народные) предприятия

12. К корпоративной форме собственности относятся…

 смешанные товарищества

 общества с дополнительной ответственностью

 производственные кооперативы

 открытые акционерные общества

 закрытые акционерные общества

13. Объединение, в котором отсутствует технологическое и функциональное единство между предприятиями, представляет собой…

 картель

 синдикат

 концерн

 конгломерат

 трест

14. Объединение, в котором предприятия утрачивают свою юридическую и экономическую самостоятельность, называется…

 картелем

 синдикатом

 трестом

 концерном

 конгломератом

15. Государственная собственность это…

 партнерская

 корпоративная

 собственность федеральных, региональных и местных органов власти

 индивидуальная

16. Объединения, в которых предприятия юридически самостоятельны, но финансово зависимы от материнской компании, называются:

 картелем

 трестом

 концерном

 синдикатом

 конгломератом

17. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, отличаются от частных…

 получением максимальной прибыли

 максимизацией социальных выгод

 получением политических выгод

 содействием выполнению общенациональных задач

18. Объектом государственной собственности является:

 производство благ стратегического назначения

 наукоемкое производство

 производство общественных благ

 производство товаров первой необходимости

 потребление благ индивидуального назначения

19. Сокращение размеров государственной собственности вызвано:

 национализацией

 денационализацией

 покупкой государством акций частных предприятий

 приватизацией

 предоставлением концессий

Литература.

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. 10-еизд., доп. и перераб. – М: Омега-Л, 2009. - 732с.

2. Журавлева Г.П. Экономическая теория (микроэкономика): Учебник. – 3-е из., перераб. и доп. – 2010. – 934 с.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007. - 400с.

4. Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов// Отечественные записки.-2006.-№6.// www.strana-oz.ru

5. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. - М.: Вильяме, 2005.-544с.

6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Николаевой И.П. - М.: КноРус, 2008.

7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПБ: Изд-во «Питер», 2010.

8. Экономика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чегелевой. – М.: изд-во «Экзамен», 2007. - 597с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: