Налоги и налоговая система государства. Особенности налогообложения в Исламе

Целью является раскрытие понятие налог, особенностей налогообложения в исламской экономике.

Вопросы:

1. Сущность налогов, элементы налогообложения.

2. Налоги: функции и виды.

3. Особенности исламского налогообложения.

1. Сущность налогов, элементы налогообложения.

В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние НТП.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.

Налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различных фондов. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей образуют налоговую систему государства, благодаря которой происходит перераспределение доходов между государством, предприятиями и населением.

Налоговая политика государства – это комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Систему налогообложения можно охарактеризовать с помощью ряда понятий – элементов налога: субъект, объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства) налогоплательщиков делят на лиц:

- имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

- не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Объект налогообложения - это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог. Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты собственником земельного налога; перепродажа ценных бумаг, получение наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих налогов.

Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

К примеру, земельный участок - предмет налогообложения, но объект, как уже было указано, - право собственности на него.

Налоговая база (основа налога) - часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.

Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.

Ставка налога - размер налога на единицу налоговой базы.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

2. Налоги: функции и виды.

Основные функции налогов:

В современной рыночной экономике налоговая система должна выполнять следующие функции:

1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами для финансирования государственных социально-экономических функций.

Зависимость, получившая название «кривая Лаффера» по имени американского ученого, впервые ее описавшего (рис. 1), показывает, что увеличение налоговой ставки (К) на определенном участке сопровождается увеличением суммы налоговых поступлений, но по достижении определенной границы (Q) кривая начинает падать, означая, что дальнейшее повышение ставки налога будет приводить к сокращению суммы налоговых поступлений. Предприниматели в этой ситуации оказываются незаинтересованными в наращивании объемов своей деятельности. Также кривая Лаффера дает понимание того, что если государство желает увеличить объем налоговых поступлений в бюджет, это не всегда означает необходимость повышения налоговых ставок. Нередко снижение налоговых ставок приводит к увеличению налоговых поступлений, а повышение налоговых ставок ведет к снижению объема налоговых поступлений.

Рис. 1. Кривая Лаффера:

К — налоговая ставка на доходы; R — сумма налоговых поступлений;

Kx — налоговая ставка, обеспечивающая наибольшую сумму поступлений; Q — пороговое значение в динамике кривой

2. социальную, то есть налоговая система должна способствовать реализации принципов социальной справедливости.

3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов.

Может предусматриваться особый порядок определения элементов налогообложения и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов в специальных налоговых режимах, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаро-производителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной форме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти и газа). Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (налоги на имущество предприятий и физических лиц). Прогрессивные ставки предполагают возрастание средней величины ставки по мере роста дохода (это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами). Регрессивные ставки предполагают снижение средней величины ставки по мере роста дохода (это те налоги, которые наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица (подоходный налог с населения и налог на прибыль предприятий, социальные налоги и взносы, поимущественные налоги (в т.ч. налоги на собственность, включая землю и недвижимость) и др.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, т.е. взимаются через надбавку к цене (налог с оборота в большинстве развитых стран заменен НДС); налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.). Общепринятой в мировой практике формой изъятия сверхприбыли являются акцизы – налоги, прямо включаемые в цену товара и услуги. Обложению подлежит относительно небольшой перечень избранных товаров: алкогольная и табачная продукция, ювелирные, ковровые и меховые изделия, легковые автомобили и др.

Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения используются следующие критерии и признаки налоговых платежей: по плательщикам; по объектам обложения; по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов; по адресности зачисления налоговых платежей; по целевой направленности; периодические и разовые налоги; регулярные и чрезвычайные налоги.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги возлагается на налогоплательщиков.

2. Особенности налогообложения в исламских государствах.

По общему правилу, все налоги и сборы, за исключением утвержденных шариатом, считались мусульманскими правоведами незаконными. В число одобренных классическим мусульманским правом налогов входили: закят (налог, взимаемый с совершеннолетних дееспособных мусульман в пользу нуждающихся единоверцев), `ушр (десятина, налог с продуктов земледелия), хумс (1/5 часть военной добычи), джизйа (подушная подать с иноверцев), харадж (поземельный пропорциональный налог).

Введение новых, не предусмотренных шариатом налогов рассматривалось мусульманско-правовой доктриной в качестве временной вынужденной меры, направленной на решение конкретных социальных задач.

Мусульманские правоведы уделяли значительное внимание вопросам налогообложения. По мнению исследователя исламской экономики Р.И. Беккина, хотя до наших дней дошли, по меньшей мере, имена 19 авторов сочинений, озаглавленных как «Китаб ал-харадж» и «Рисала фи-л-харадж», т.е. посвященных мусульманским налогам, но всего по имеющимся источникам, в эпоху раннего ислама был известен 21 труд мусульманских авторов по вопросам налогообложения. Но до наших дней дошли только три работы: Абу Йусуфа (ум. 798), Йахйи б. Адама и (ум. 818) б. Джафара (ум. 932).

Исламская налоговая система первоначально была представлена закятом. Закят не является налогом в строгом понимании этого термина, хотя он взимается со всех не находящихся в нужде совершеннолетних мусульман в пользу нуждающихся единоверцев. Он – один из пяти столпов Ислама и не считается бременем для верующего. Закят означает «очищать». Выплачивать закят – это очищаться от грехов. Закят скорее можно назвать налогом, выплачиваемым обществу, но не государству. Даже если мусульмане не живут в мусульманском государстве, это не снимает с них обязанности по выплате закята. В условиях же исламского государства сунниты придерживаются мнения, что собирать и распределять закят должно государство. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Но шииты, например, считают, что закят должен непосредственно передаваться от обеспеченных бедным. Пророк Мухаммед (с.г.в.) сам назначал сборщиков закята. В результате отказа нескольких племен платить закят после смерти Пророка (с.г.в.), Абу Бакр (р.а.) организовал против них военный поход.

При халифе Умаре (р.а.) система сбора закята была регламентирована. Закят стал распределяться уже в той местности, где был собран. На больших торговых дорогах были учреждены проверочные пункты, где сборщики налогов собирали закят с мусульманских купцов и пошлину с торговцев-немусульман.

Имущественный закят обязателен для: мусульманина; взрослого; разумного (душевнобольные не платят, но если они обладают имуществом, из него за него платят опекуны); владетельного (т.е. финансово-способного выплатить установленную долю); согласно определенного срока для уплаты закята, который равен году (двенадцати лунным месяцам), кроме закята плодов и растений, выплачиваемого после сбора урожая.

Виды закята:

1) Скот (верблюды, крупный рогатый скот, буйволы, овцы и козы). Если перечисленные животные предназначены для продажи, то выплачивается торговый закят.

Закят скотом выплачивается в случае, когда стадо паслось на общем пастбище (т.к. в этом случае без особого напряжения и расходов получается обилие приплода, мяса и молока). Если же скот находился на откорме (откорм стоит денег и усилий) или являлся работающим, то закят не выплачивается. Что же касается работающего скота на пахоте или орошении, то закят плодов и растений как бы включает в себя закят с работающего скота.

Порядок выплаты закята:

а) Закят верблюдами. Первоначальное количество, с которого берется данный налог составляет 5 и более голов. За каждые пять голов верблюдов выплачивается овца в возрасте до года, и так – до стада в 25 голов, с которых выплачивается годовалая верблюдица; с 36 – двухгодовалая верблюдица; с 46 – трехгодовалая верблюдица; с 61 – четырехгодовалая; при достижении 76 голов в стаде выплачивается 2 двухгодовалые верблюдицы; при количестве голов в стаде от 90 до 120 – две трехгодовалые; если в стаде более 120 голов, то с каждых 40 голов выплачивается двухгодовалая верблюдица, а с каждых 50 – трехгодовалая.

б) Закят крупным рогатым скотом. Первоначальное количество, с которого берется налог,– 30 и более голов, с которых берется бык или корова; с 48 голов – двухгодовалая корова; если количество голов в стаде превышает 40, то с каждых 30 выплачиваются годовалые бык или корова, а с каждых 40 – двухгодовалая корова и т. д.

в) Закят овцами. Первоначальное количество, с которого берется налог, – 40 голов. Если стадо овечье (шерстяная порода), выплачивается овца в возрасте до года; если стадо баранье (мясная порода) – баран; если стадо козье – коза; из смешанного стада в 40 голов вы­плачивается или овца, или баран, или коза из тех, кого больше; из стада в 121 голову – выплачиваются две молодые особи до года; с 201 головы – три, на каждую последующую сотню добавляется особь.

2) Закят золотом и серебром при достижении определенного веса: для золота – 20 мискалей (85 гр. золота; мискаль равен приблизительно одному динару); с серебра – 200 дирхемов (дирхем (драхма) – серебреная монета, равная 3,12 гр. серебра).

Выплата производится один раз в год с золота или серебра, которые мусульманин имел целый год. При этом золото не должно быть в виде слитков (со слитков закят не выплачивается). Также закят не выплачивается с неиспользуемых украшений, кроме ханифизма. Размер закята – 2,5% их рыночной стоимости. При продаже золота и серебра берется торговый на­лог, размер которого также равен 2,5% их стоимости на начало года. Закят денег выплачивается деньгами (2,5 % их стоимости), если сумма денег превышает величину, эквивалентную приблизительно 85 гр. золота

Закят распределяется среди семи категорий людей (при рабстве была восьмая – для освобождения рабов), причем для берущих закят устанавливаются особые условия: получающий закят не должен быть из родов Хашима и Муталлиба (родственников пророка Мухаммеда (с.г.в.), а также должен быть взрослым, разумным и хорошего поведения:

1. бедные – те, имущество которых не достигает определенного ценза, с которого выплачивается закят;

2. нуждающиеся – нищие (те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны заработать);

3. работающие в связи с закятом – сборщики закята, назначенные властями, где каждый получает соответствующую своей работе долю;

4. те, «сердца которых нуждаются в утешении» (те, кого надо «соединить» в интересах Ислама);

5. обремененные долгами и не владеющие средствами для их выплаты, но при условии, что причина долга не связана с каким-либо грехом;

6. для служения Аллаху (те, кто отдал себя завоеваниям и священной войне за веру, а также все то, что служит Исламу);

7. странствующие (путники и др.).

В ряде стран закят стал практически обычным государственным налогом, уплачиваемым главой семьи (Пакистан, Бангладеш). Он взимается лишь с имущих мусульман, владельцев скота, драгоценностей, имеющих торговую прибыль, и уплачивается из расчёта 2, 5% от годового дохода.

В Саудовской Аравии, например, объектом обложения закятом является капитал, не вложенный в производство, чистый доход и замороженные источники. Если мусульманин скончался, не выплатив закята, то, прежде всего из его средств платится закят, а затем уже выполняются все другие обязательства.

Немусульмане обязаны платить, прежде всего, джизйю – подушную подать с иноверцев или налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Данный налог взимается потому, что немусульмане должны платить за защиту, представляемую им мусульманским государством. Немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, т.к. защита страны – религиозный долг мусульманина.

Также немусульмане обязаны платить харадж, который в раннемусульманском государстве был одним из основных источников пополнения казны. Однако массовое принятие Ислама покоренными племенами, что могло происходить с целью ослабления налогового бремени, приводило к уменьшению поступлений от данного налога. К примеру, в период правления халифа Муавии доход казны от налогов, получаемых в Египте, уменьшился в два раза по причине обращения большого числа коптов в Ислам.

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, основывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина налога на имущество определяется в зависимости от размера земельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д.

Исламские государства имеют большую свободу действий в отношении взимания хараджа и его размера. Объем хараджа зависит от экономического положения страны.

Ушр – десятина (налог с продуктов земледелия). Если земля обрабатывается и орошается с помощью механизмов, требующих расходов, то выплачивается 1/20 собранного урожая; если земля не требует искусственного орошения, то – 1/10 собранного урожая, т.е. объем ушра колеблется от 5 до 10%.

Хумс – сумма, равная 1/5 часть военной добычи.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Что такое налог? Как определяет его современное российское законодательство?

2. Какими документами регламентируются налоги в России?

3. Какова роль региональных налогов в экономике Республики Татарстан? Как формируется бюджет республики Татарстан?

4. Проведите классификацию налогов.

5. Как определяли сущность налогов представители различных экономических школ?

6. Какова доля налогов в доходах российского бюджета и бюджетов мусульманских стран в настоящее время?

7. Допустимо ли использование в мусульманских странах прямых и косвенных налогов?

8. Каково предназначение акцизов? Существуют ли акцизы в Исламе?

9. Какие функции выполняют налоги? Какая из функций налогов наиболее актуальна в настоящее время?

10. Какова роль представительных органов власти РФ в формировании налоговой системы страны?

11. Охарактеризуйте налоговую нагрузку на современную экономику РФ. Каковы перспективы экономического роста в России в этой связи?

12. Является ли закят налогом в классическом смысле?

Темы рефератов.

1. Источники о налогообложении в мусульманских странах.

2. Различия в параметрах налогообложения между мазхабами.

3. Принципы налогообложения А.Смита и их реализация в мусульманских странах.

4. Налоговая система Ислама и экономический рост.

5. Налогообложение в древних тюркских государствах.

6. История становления системы налогообложения в Исламе.

Тесты.

1. Ставки налога, взимаемые без учета дифференциации доходов, считаются:

£ твердыми

£ прогрессивными

£ регрессивными

 пропорциональными

£ косвенными

2. НЕ относятся к прямым налогам:

 акцизы

£ налог на прибыль с предприятий

£ подоходный налог с физических лиц

£ земельный налог

 НДС

 таможенные пошлины

3. Неналоговые доходы госбюджета:

 доходы от приватизации

£ платежи за пользование природными ресурсами

 доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности

£ доходы от внешнеэкономической деятельности

£ НДС

4. Регрессивный принцип построения налогов характерен для:

£ прямых налогов

£ налогов с физических лиц

 косвенных налогов

£ целевых сборов

 акцизов

5. Налоговые льготы предназначены для:

£ ускорения оборота капитала

 повышения уровня социальной справедливости

£ повышения жизненного уровня трудящихся

£ сдерживания хозяйственной активности

 активизации хозяйственной деятельности

6. Кривая Лаффера характеризует:

 функциональную зависимость налоговых поступлений от ставок налогообложения

£ тенденцию, роста налоговых поступлений при повышении налоговых ставок

£ ставки налогов в зависимости от уровня получаемого дохода

£ зависимость благосостояния

 принцип оптимизации налоговых поступлению

7. Повышение деловой активности благодаря сокращению расходов бюджета и понижению налоговых ставок соответствует концепции:

£ марксистской

£ классической

 неконсервативной

£ кейнсианской

 нелиберальной

8. Органы налогообложения определяют…

 как часто собирать налоги

 сумму собранных налогов

 тех, кто платит налоги

 государственное агентство, получающее налоги

9. Налог, взимаемый с возрастающей доли дохода при его увеличении, является…

 прогрессивным

 пропорциональным

 регрессивным

 акцизным сбором

10. Прямые налоги включают:

 акцизы

 налог на прибыль с предприятий

 подоходный налог

 земельный налог

 НДС

 таможенные пошлины

Литература.

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - М.: 2006

2. Гражданский Кодекс РФ. Части 1, 2, 3. – М.: 2004

3. Налоговый Кодекс РФ. Части 1,2. – М.: 2005

4. Беккин Р.И. Исламские налоги как эффективный инструмент решения социально-экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2009. – № 3. – С. 480–481.

5. Болджурова А.С. Роль государства в становлении исламских финансов // Проблемы современной экономики. - № 22. – 2007.

6. Гибадуллин М.З., Абдрахманова Л.В., Вахитова Т.М., Сюркова С.М. Экономика (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Учебное пособие / М.З.Гибадуллин (отв.ред.) и др. – Казань: ТГГПУ, 2007. – 147с.

7. Материалы Internet: www.m-economy.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: