Труд и заработная плата. Отношение к труду и его оплате в Исламе

Целью является раскрытие общей теории заработной платы, специфики отношения к труду и заработной платы в исламской экономике.

Вопросы:

1. Рынок труда.

2. Теория заработной платы.

3. Труд и заработная плата в Исламе.

1. Рынок труда – это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация товара особого рода – рабочей силы, или способности человека к труду. Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между владельцем данного товара – собственником рабочей силы (ее продавцом), с одной стороны, и владельцем средств производства (покупателем товара рабочая сила) или работодателем, с другой. На нем работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на нее и оплату. Таким образом, на рынке труда, как и на других рынках, имеются предложения, спрос и цена, выступающая в виде заработной платы, определяемой соотношением между занятостью и безработицей. Предложения рабочей силы определяется рядом факторов: уровнем заработной платы, налоговой системы, ролью профсоюзов и другими. Спрос на рабочую силу определяется потребностью работодателей при найме людей на работу и зависит от состояния экономики, технической оснащенности производства и других факторов.

Специфичность рынка труда и товара рабочая сила определяются тем, что носитель этого товара - работник. Он является уникальной личностью, обладающей определенной способностью к труду (металлург, врач, учитель и т.п.); определенными мотивами поведения; определенным жизненным опытом; и, наконец, психофизиологическими особенностями. Кроме того предприниматель, работодатель, может учитывать не только требования к профессии и квалификации индивида, но и его коммуникабельность, умение поддерживать добрые отношения в коллективе, его талант, трудовую мобильность и т.п.

Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция. Ее крайний случай представляет монопсония. Такая ситуация нередко встречается в небольших российских городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, представляющей работу основной массе населения.

На рынок труда в условиях несовершенной конкуренции влияют профсоюзы и правительство. Выделяют следующие способы их воздействия на заработную плату:

- ограничение предложения труда, которое достигается ограничением рабочего времени с помощью законодательства, лимитированием продолжительности, нагрузки и продолжительности труда;

- воздействие на предпринимателей при заключении коллективных договоров с целью повышения ставки заработной платы;

- содействие росту тех видов производства, которые вызывают спрос на труд и, тем самым, рост заработной платы;

- борьба с монополизацией производства. Монополия стремится повысить цены, сокращая производство, что отрицательно сказывается на уровне занятости и заработной плате. Выступления против монополии сдерживают тенденцию к падению заработной платы.

Проблема обеспечения равновесия на рынке труда всегда актуальна.

Как было отмечено ранее, в условиях, когда существует конкуренция на рынках труда, уровень заработной платы для каждой профессиональной группы устанавливается под влиянием взаимно уравновешивающихся спроса на рабочую силу и ее предложения. Но реальная ситуация зачастую отличается от идеальных условий полностью конкурентного рынка труда. На несовершенном рынке на уровень заработной платы влияет политика монополии, профсоюзов.

С одной стороны, отклонения заработной платы от равновесной происходит под воздействием политики работодателей в области найма работников и установления им заработной платы. Предприятия имеют возможность сами устанавливать порядок оплаты труда своего персонала в рамках, определенных трудовым законодательством, заключая с работниками трудовой договор (соглашение), коллективный договор. С другой стороны, такое отклонение может иметь место вследствие монопольных тенденций в области предложения труда и его оплаты, порождаемых, например, профсоюзами.

Профсоюзы обычно поддерживают законодательство, которое ограничивает иммиграцию, сокращает детский труд, поддерживает обязательный уход на пенсию по достижении пенсионного возраста, способствует сокращению рабочей недели; могут «навязывать» ставку заработной платы, которая превышает конкурентную.

2. Теория заработной платы.

Теория заработной платы является частью общей теории распределения, ее разработка начинается во второй половине семнадцатого века. Отвечая на основной вопрос экономической науки о природе и причинах богатства народов и принципах его справедливого распределения, классики политической экономии исследовали вопрос об источнике богатства: кто его создает в обществе, в какой сфере общественной деятельности это происходит, что этому способствует. Ответ был сформулирован многими авторами и, в общем, он гласил, что богатство народа состоит в его труде, интенсивном и квалифицированном.

Поэтому постепенно в исследованиях появилась еще одна важная составляющая. Проблема уже состояла в исследовании структуры способностей человека к труду, что позволяло целенаправленно их развивать. Разрешение именно этой проблемы – раскрытие структуры способностей к труду – и позволяло перейти к разрешению проблемы справедливого вознаграждения за труд, стимулирующего трудовую отдачу, а значит, и к обеспечению основ долгосрочного экономического развития.

У. Петти предваряет исследование заработной платы рассмотрением процесса труда. Он заложил методологические основы анализа производительных способностей человека, введя категорию «живые действующие силы», которая обобщала и объединяла в себе разнообразные свойства и способности человека, участвующего в процессе общественного производства; он предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных качеств человеческой личности; предложил метод подсчета ценности каждого человека и потерь, которые имеет страна от гибели людей во время войны, эпидемий, от ссылки их за границу, на службу другим государствам.

У. Петти доказывает, что во всех конкретных видах труда есть общее, что позволяет их сравнивать – это затрата производительной энергии работника. Поэтому У. Петти считает, что заработная плата имеет в качестве своей внутренней основы объективные факторы, определяющие ее величину.

При этом У. Петти, выделяя воспроизводственную функцию заработной платы, является сторонником того, чтобы заработная плата и ограничивалась обеспечивающим выполнение этой функции уровнем, достаточным для того, чтобы рабочий мог «жить, работать и размножаться».

У. Петти не видел смысла в увеличении заработной платы сверх минимально необходимого уровня, т.к. рабочие, по причине неразвитости своих потребностей с ростом величины заработной платы предпочтут работать меньше: «Закон должен был бы обеспечивать рабочему только средства к жизни, потому что если ему позволяют получать в два раза больше, то он работает вдвое меньше, чем мог бы работать и стал бы работать».

У У. Петти мы впервые находим положение о том, что неверная модель дифференциации заработной платы является причиной стагнации экономики страны, а верное соотношение заработной платы различных рабочих – выступает фактором развития: «Цена труда должна быть точно установленной - как мы видим, это делается статутами, ограничивающими заработную плату различных рабочих. Необходимо, кстати, заметить, что несоблюдение этих законов и неприспособление их к изменениям времени весьма опасно и мешает всяким попыткам улучшить положение промыслов страны». Т.е. здесь автор показывает динамичность дифференциации заработной платы различных групп рабочих в течение времени, а также выделяет дифференциацию заработной платы в качестве ключевого фактора, способного блокировать любые попытки развития сферы производства. У.Петти выявляет факторы, влияющие на цену труда, т.е. факторы, обусловливающие дифференциацию заработной платы.

У. Петти рассматривает население государства как богатство и понимает, что накопление капитала требует превращения нищенствующих слоев в полноценных рабочих, для чего они должны достичь определенного уровня умелости. Сам же процесс приобретения умелости невозможен без достижения определенного уровня благосостояния. В этой связи он призывает государство к привлечению неимущих слоев к труду и выплате им заработной платы, чтобы они имели «подходящее занятие и прилежно работали». Т.е. он выделяет воспитательную функцию заработной платы.

И если преобразование нищенствующих слоев населения в наемных рабочих может быть обеспечено через выплату им заработной платы, то создание рабочих с высокой квалификацией, интеллектуально и духовно развитых личностей только за счет использования заработной платы, по мнению У. Петти, вряд ли возможно. Заработную плату он, в основном, расценивает как средство для удовлетворения физических потребностей рабочих. Поэтому он советует использовать часть средств государства на повышение квалификации рабочего, обогащение его системы потребностей, развивая «… занятия, которые приносят развлечения и отдых для ума, и, практикуемые умеренно, поднимают квалификацию людей и располагают их к занятиям, которые сами по себе имеют большое значение».

Итак, У. Петти видит в качестве причин экономического развития, т.е. «причин роста богатства народа», движение в двух направлениях. Во-первых, движение по экстенсивному пути, т.е. увеличение доли населения, занятого производительным трудом. Для этого он предлагает использовать воспитательную функцию заработной платы, т.е. выплачивать средства работнику не столько за выполнение им важных для работодателя трудовых функций, сколько за сам процесс приобщения к труду и, естественное при этом, преобразование свойств и качеств человека в нужном для работодателей направлении. При этом дифференциация заработной платы между высококвалифицированным и низкоквалифицированным трудом объективно снижается.

А во-вторых, движение к богатству народов происходит по интенсивному пути, т.е. через повышение квалификации работников. Но только создания у рабочих заинтересованности в получении более высокой заработной платы, через обеспечение ее верной дифференциации, явно недостаточно. Повышение квалификации обеспечивается также стимулированием их участия в различных мероприятиях развивающего характера. Т.е. здесь речь идет не столько о дифференциации заработной платы, поступающей непосредственно в распоряжение рабочего, сколько о дифференциации совокупных расходов работодателей и государства на воспроизводство рабочей силы с высокой и низкой квалификацией. Важно отметить, что У.Петти отмечает роль государства в обеспечении экономического развития – именно его средства должны использоваться для повышения квалификации.

Основное внимание в главном произведении своей жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) классик политической экономии А.Смит уделил выявлению отношений между распределением и развитием экономической деятельности в долгосрочной динамике, в том числе и роли дифференциации заработной платы в развитии общественного производства.

А.Смит вводит целый ряд понятий, характеризующих производительные способности человека: «способности свободных рабочих к труду», «физические силы рабочих», «производительные рабочие силы», «производительные силы рабочих». Он отмечал, что им принадлежит решающая роль в производстве богатства, а увеличение производительности полезного труда зависит, прежде всего, от повышения ловкости и умения работника, а уже затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работает. А. Смит включал знания, мастерство и опыт людей в основной капитал общества. Он определял этот капитал, как «такой элемент производства, который приносит доход или прибыль, не поступая в обращение и не меняя владельца». «Большую ловкость и умение рабочего, - писал он, - можно рассматривать с той же точки зрения, как и машины..., которые сокращают и облегчают труд, и которые, хотя и требуют известных расходов, но и возмещают эти расходы с прибылью». Т.е. в качестве важнейшего фактора, определяющего величину заработной платы, обеспечивающего экономический рост, он выделял знания, умения, мастерство, опыт.

По мнению А. Смита заработная плата есть денежная цена труда. Он неоднократно отмечал, что за большую тяжесть труда и большее искусство работника полагается надбавка к заработной плате и что рыночная конкуренция вынуждает хозяев и работников каким-то образом осуществлять хотя и грубо, но справедливую оценку затрат разного характера. Т.е. ученый выделил в проблеме заработной платы в качестве условия выполнения ею стимулирующей функции, способность работодателей и работников оценивать трудовые затраты, знания, квалификацию работников.

А. Смит ввел понятие «естественной цены» заработной платы, которую он считал ценой труда, обеспечивающей рабочего физиологическим минимумом средств существования, необходимых для жизни и воспитания детей. В качестве факторов, оказывающих влияние на заработную плату, А. Смит также указывал на условия жизни в той местности и в то время, где и когда совершается труд, включая исторический и культурный аспекты.

А. Смит уже не разделял мнения, что повышение заработной платы делает рабочих ленивыми и уменьшает стимулы к труду. Он считал, что работники с относительно более высокой заработной платой, особенно сдельной, работают с большей производительностью. Это, в свою очередь, ведет к большему накоплению капитала и экономическому росту.

А. Смит выявил такие факторы заработной платы, как приемлемость различных видов занятий, затраты на приобретение трудовых навыков, степень постоянства работы по найму, ответственность наемных работников, вероятность получения ожидаемой оплаты в условиях, когда в некоторых профессиях она совсем не гарантирована.

Раскрывая проблемы заработной платы, А. Смит исходил из предположения, что рынок труда является совершенно конкурентным, трудовые ресурсы свободно перераспределяются в рамках национальной экономики между профессиями, т.е. по его представлениям труд однороден, делим, абсолютно текуч.

Проблема распределения занимает важное место в экономической теории Д. Рикардо. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» в разделе «О заработной плате» он дал определение естественной цены труда, под которой он понимал стоимость средств существования рабочего и его семьи, описал механизм установления рыночной цены труда и ее стремление к естественной цене. «Как и все другие предметы,... труд имеет свою естественную и свою рыночную цену. Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их труда. … рыночная цена труда есть та цена, которая действительно платится за него в силу естественного действия между предложением и спросом: труд дорог, когда он редок, и дешев, когда имеется в изобилии». Как следствие, по Д. Рикардо, «заработная плата подвержена повышению и падению в силу изменения: 1) предложения и спроса на рабочие руки; 2) цен товаров, на которые расходуется заработная плата». Т.е. вслед за А.Смитом и другими классиками в качестве важного фактора дифференциации заработной платы он выделяет затраты на выполнение ею своей воспроизводственной функции.

Д. Рикардо считает, что величина заработной платы объективно обусловлена и «...размеры заработной платы должны быть предоставлены честной и свободной рыночной конкуренции и никогда не должны контролироваться вмешательством законодательства».

Идеи классиков политической экономии быстро одержали победу над другими течениями и на протяжении всего XIX века оставались главными и определяющими экономическую мысль того времени. Однако в конце XIX века экономисты стали осознавать, что в жизни общества происходят серьезные изменения. Наиболее важное место в их представлениях занимало возросшее сознание роли, которую играет человеческий фактор. В связи с этим формируется целый ряд направлений и школ, теоретически обосновывающих социально-экономическую, социально-психологическую природу человека и его производительных способностей. Среди них выделяется течение, которое рассматривало человека с его производительными способностями как «капитал» (Д. Мак-Куллох, И. Фишер, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, И. Тюнен, Н. Сениор, Л. Вальрас и др.).

Заметное влияние на судьбу этого течения в начале XX века оказал А. Маршалл, один из влиятельных лидеров неоклассического направления того времени. В своей работе «Принципы экономической науки» он отмечает, что «развитие рода человеческого - увеличение его численности, укрепление его здоровья и силы, умножение его знаний и способностей, обогащение свойств его характера» должны составлять цель всех экономических исследований[1]». Но в то же время от самой идеи «человеческого капитала» он отказался, назвав ее «нереалистичной», тем более что данный подход еще контрастировал с реальным положением рабочего класса того времени.

Сам А. Маршалл возвратился к неоклассической позиции, рассматривающей в качестве экономической формы движения производительных способностей человека труд «как фактор производства». Под трудом он понимал «всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое с целью достичь какого-либо результата». Заработная плата выступает у неоклассиков как факторный доход, получаемый в процесс обмена труда на умственные и физические способности человека.

Итак, классическая и неоклассическая экономические школы исходили из представления о труде как функции способностей человека к труду и в анализе движения способностей не выходили, в целом, за пределы рамок самого труда. И, соответственно, заработную плату представители этих школ рассматривали как вознаграждение за труд, а ее дифференциация определяется, по их мнению, необходимостью выполнения ею своих функций.

К. Маркс трактует сущность заработной платы, которая есть форма проявления стоимости (цены) рабочей силы, но это такая форма проявления, в которой стоимость и цена действительно существующего товара - рабочей силы - представляются соответственно как стоимость и цена несуществующего товара – труда.

Существование человека - необходимая предпосылка существования товара «рабочая сила». Поэтому заработную плату, т.е. стоимость рабочей силы К. Маркс сводит к стоимости жизненных средств, необходимых для жизни рабочего, для воспроизводства его рабочей силы. Эти жизненные средства должны обеспечить нормальную жизнедеятельность рабочего, удовлетворение его так называемых необходимых потребностей, определяемых рядом физиологических, исторических и моральных факторов.

Американский экономист Д. Паарльберг обосновывает необходимость существования высокой дифференциации заработной платы и доходов в общем. В книге «Великие мифы экономики» в главе «Миф о том, что вознаграждать людей поровну - значит обра­щаться с ними справедливо», автор раскрывает последствия уравнительности в сфере заработной платы. По его мнению, они состоят в снижении производства, так как исключается побуждение к лучшей рабо­те; в потере инициативы, поскольку образ жизни человека определяется для него другими; в исчезновении разнообразия, на смену которому приходит стандарти­зация; в личной несправедливости, поскольку истинные потребности человека остаются неудовлетворенными.

Представители социологической теории распределения французские эко­номисты Ж. Маршаль и Ж. Лейкон, отмечают необходимость использования в качестве фактора определяющего величину заработной платы понятия справедливости. Это, по их мнению, означает ограничение уровня дифференциации заработной платы. Однако делать это они предлагают так, чтобы не привести к снижению темпов экономического роста, высокой занятости, не допуская развития инфляции. Сам по себе быстрый рост экономики всегда сопровождается повышением уровня жизни наемных работников и благосостояния всего населения.

Ж. Маршаль и Ж. Лейкон полагают, что государство, используя много­численные каналы и, прежде всего, налоговую систему, способно уменьшить резкую дифференциацию заработной платы и, в общем, не­равенство доходов. Одной из функций государства, на которую ссылаются экономисты как инструмент снижения неравенства дохо­дов, является осуществление затрат на социальные нужды населения. Государ­ство несет эти затраты потому, что современное производство нуждается в ра­ботниках с высокой квалификацией.

В рамках неоклассического направления западная экономическая мысль второй половины двадцатого столетия в развитие имеющимся ранним представлениям о производительных способностях человека, начиная с 60-х годов, начала разрабатывать доктрину «человеческого капитала». Доктрина «человеческого капитала» занимается сравнительно широким изучением технико-экономической стороны главной производительной силы общества и выдвинула наибольшее число вариантов анализа человеческих способностей к труду и их развития. Она исследует внутреннюю структуру живых производительных сил человека; конкретные процессы их производства и воспроизводства, границы и всю систему этой специфической сферы экономики. Доктрина «человеческого капитала» базируется на двух самостоятельных теориях: теории «инвестиций в человека» и теории «производства человеческого капитала».

Теория «инвестиций в человека» была первой из представлений западных экономистов о воспроизводстве производительных способностей человека. Ее авторы - Ф. Махлуп (Принстонский университет), Л. Туроу (Массачусетский технологический институт), Б. Вейсброд (Висконсинский университет), Р. Уикстра (Колорадский университет), С. Боулс (Гарвардский университет), М. Блауг (Лондонский университет), Б. Флейшер (университет штата Огайо), Р. Кэмпбэлл и Б. Сиджел (Орегонский университет) и др. Экономисты этого течения исходят из кейнсианского постулата о первостепенной важности инвестиций в развитии экономики. Предметом исследования рассматриваемой концепции являются как внутренняя структура самого «человеческого капитала», так и специфические процессы его формирования и развития.

Авторами теории «производства человеческого капитала» являются Теодор Шульц и Йорем Бен-Порет (Чикагский университет), Гари Беккер и Джекоб Минцер (Колумбийский университет), Ричард Пэлмэн (Висконсинский университет) и др.

По основным теоретическим положениям и выводам теории «производства человеческого капитала» и «инвестиций в человека» имеют много общего. При этом они отличаются методологическими подходами и пониманием технико-экономического процесса воспроизводства производительных способностей человека. Включение процесса формирования и развития созидательных способностей человека как самостоятельной стадии производства в систему экономического движения способностей человека к труду является важным методологическим достижением западной экономической мысли и означает определенное сближение западной и отечественной экономической мысли.

Это позволяет из совокупности производительных способностей человека, вычленить те, которые функционируют непосредственно как труд и приносят их владельцу «чистую заработную плату», и те, которые функционируют как капитал - человеческий капитал и природные способности - и приносят их владельцу соответственно доход на капитал и ренту на природные способности. Таким образом, понятие «труд» как функция производительных способностей человека в теории «человеческого капитала» сужается.

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях. Сегодня в качестве основных выделяют: воспроизводственную, мотивационную, регулирующую.

Воспроизводственная функция обеспечивает работнику объем потребления материальных благ и услуг на уровне, достаточном для нормального воспроизводства рабочей силы и повышения интеллектуального потенциала в соответствии с изменяющимися техническими и социальными требованиями производства.

Мотивационная функция состоит в возможности побуждать работника к трудовой активности, повышению эффективности труда. Реализация данной функции осуществляется руководством предприятия через конкретные системы оплаты труда.

Регулирующая функция играет роль баланса интересов работников и работодателей. Она выступает регулятором спроса на продукцию и услуги предприятия, а также на рабочую силу на рынке труда. Основа реализации регулирующей функции заключается в дифференциации оплаты труда по группам работников, по приоритетности деятельности или другим признакам. Тем самым вырабатывается определенная политика по установлению уровня оплаты труда для различных категорий работников.

Величину заработной платы определяет не только количество денег, которым будет располагать работник, но и то, что он может на эти деньги приобрести. Покупательная способность денег определяется соотношением номинальной и реальной заработной платы.

Номинальная заработная плата - это вся начисленная сумма заработной платы работника без вычета налогов и обязательных платежей.

Располагаемая заработная плата это начисленная сумма оплаты труда работника за вычетом налогов на доходы физических лиц и обязательных платежей.

Реальная заработная плата - количество материальных благ и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату, т.е. покупательная способность номинальной заработной платы.

Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их назначение – обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде. Основными формам и заработной платы являются повременная и сдельная формы оплаты.

При повременной оплате мерой труда является отработанное время, заработная плата начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладом за фактически отработанное время.

При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция, и заработок зависит от количества и качества произведенной рабочим продукции, так как при данной системе заработная плата начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки.

Выбор сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от ряда факторов: характера применяемого оборудования, особенностей технологического процесса, организации производства и труда, требований к качеству продукции, использованию трудовых и материальных ресурсов.

3. Труд и заработная плата в Исламе.

Труд в концепции Ислама – нераздельная часть религии, поклонения, что ярко проявляется в хадисе: «По свидетельству Рифа’а бин Рафи’: «Однажды Пророка (с.г.в.) спросили: «Какое из приобретений является наилучшим?» Он сказал: «То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля». В Коране слово работа (ал-‘амал) упоминается в 360 айатах, его синоним - ал-фи’ал – присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые айаты подчеркивают необходимость труда.

В Исламе не отдается предпочтения какому-либо определенному виду труда, его выбор предоставляется людям, в зависимости от условий и возможностей которыми они располагают, а так же в соответствии с их способностями. Как приводится в Коране (62 сура, 10 аят) «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, - может быть, вы будете счастливы!» имеется в виду то, чтобы человек стремился занять себя какой либо деятельности для благоустроенности своей жизни и своей семьи.

В Коране описывается история Марьям (Марии), матери Пророка ’Иса (г.с.) (Иисуса). Однажды у нее не было ни пищи, ни питья. При этом она опиралась на ствол пальмы. Аллах через Ангела сообщил ей: «Потряси ствол пальмы и на тебя она уронит свежие, спелые финики». Толкователи Корана объяснили суть этого аята так, что если Аллах захотел бы, то финики сами упали бы с пальмы, но тут Аллах обучает нас тому, чтобы мы всегда стремились работать и добиваться всего своим трудом.

Поощрение Исламом трудолюбия в земледелии столь велико, что как упоминалось в лекции о собственности, необработанная земля преимущественно должна быть передана в собственность того, кто занялся ее обработкой (сборник хадисов Бухари, 1009): «Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк (с.г.в.) сказал: «Тот, кто занимается обработкой ничейной земли, имеет преимущественное право (на владение ею)».

Ислам предписывает мусульманам трудится, чтобы зарабатывать себе на жизнь и ни от кого не зависеть. Мы должны обращать особое внимание на то что допустимо зарабатывать только разрешенным путем и не получать доходов от запрещенных видов деятельности. Пророк (с.г.в.) обрадовал обещанием награды тех, кто честно трудился. Он сообщил, что в Судный день те, кто торговали законно, будут вместе с пророками.

В первую очередь заработавший средства должен направлять их на снабжение своей семьи, удовлетворение ее потребностей: «По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка (с.г.в.): «Из всех динаров, которые вы расходуете на пути Аллаха, тех динаров, что вы тратите на выкуп раба, тех, что подаете как милостыню бедным, и тех динаров, что вы расходуете на жену и детей, - самыми ценными (перед Аллахом) будут те, что вы тратите на свою семью». Считается, что тот человек, который усердно трудится, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым, более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни посвящает молитве, забывая о нуждах родных ему людей.

Концепция братства и равных взаимоотношений между всеми членами уммы, равенства перед законом немыслима без обеспечения экономической справедливости. В Коране утверждается: «и не уменьшайте людям их вещей» (26,183) и «горе обвешивающим, которые когда отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или взвешивают, дают им меньше, чем надо» (83, 1-2). Т.е. каждый человек должен получить то, что ему причитается, и не лишать других своей доли. В сборниках хадисов Ахмада и Байхаки приводятся хадисы, где Пророк (с.г.в.) предписывал остерегаться несправедливости, т.к. несправедливость будет как темнота в Судный день.

Особенно важны взаимоотношения работников и работодателей, которые Ислам ставит на надлежащую основу и определяет нормы справедливости взаимоотношений.

В Коране приведены критерии, по которым был нанят Муса (г.с.) мудрыми и богобоязненными людьми: Одна из них сказала: «Отец мой, найми его: ведь он – лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верный» (Коран 28:26). Другими словами, качества используемые в труде (в данном случае – сила) должны быть при найме более важны, чем верность нанимателю. Верность же более важна при принятии человека на службу. Продолжая рассказ про найм работника, в Коране указывается, что наниматель утверждает, что не хочет затруднять нанимаемого работника: «Я не хочу затруднять тебя. Ты найдешь меня, если Аллаху угодно, праведным» - Коран 28:27).

И в случае принятия царем Йусуфа на высокую должность, связанную с выполнением управленческого труда, царь выдвигает те же принципы: силу и доверие:

«И сказал царь: «Приведите его ко мне! Я возьму его для себя». И когда он заговорил с ним, то сказал: «Ты ведь у нас сегодня сильный, доверенный». Он сказал: «Поставь меня над сокровищницами земли: ведь я хранитель, мудрый» (Коран 12:55-56).

Итак, здесь Аллах приводит качества, которыми должен обладать человек, нанятый не только для выполнения простого исполнительского труда, но нанятый на управленческий пост: он должен хранить имущество, доверяемое ему и должен обладать мудростью.

Работнику дано право на справедливую оплату его вклада в произведенную продукцию. Несправедливость, порождающая эксплуатацию, не должна существовать. В сборнике хадисов Бухари приводится хадис №977, в соответствии с которым Пророк (с.г.в.) провозгласил, что три человека вызовут недовольство Аллаха в Судный день: «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (с.г.в.) сказал: «Аллах сказал: «В День воскресения Я буду противником троим: человеку (, пообещавшему) Моим (именем), а потом поступившему вероломно, и человеку, продавшему (в рабство) свободного и проевшему (полученные) за него деньги, и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения всего сполна, но не заплатившего ему того, что он заработал». Этот хадис не просто приравнивает эксплуатацию работника к порабощению и продаже свободного человека, что показывает всю степень отвратительности данного явления. Этот хадис четко указывает на то, что Аллах – враг этого человека.

Проблемой является, естественно, точная оценка вклада работника в произведенный продукт. Существует несколько хадисов, дающих понимание уровня минимальной и желаемой величины заработной платы. В соответствие со словами Пророка (с.г.в.), работник (мужчина или женщина) имеет право, по крайней мере, на хорошую пищу и одежду и не быть обремененным работой больше, чем он (или она) может вынести. Из этого хадиса можно сделать вывод, что «минимальная заработная плата» должна быть достаточной для получения необходимого количества пищи и одежды для себя и своей семьи без чрезмерного перенапряжения. Сподвижниками Пророка (с.г.в.) минимум оплаты труда рассматривался и как категория нравственная. В сборнике хадисов Малика передается, что третий халиф Усман (р.а.) сказал, что не надо перетруждать неквалифицированную работницу-женщину в ее работе ради средств к существованию, т.к. если кто-то будет так делать, то работница обратится к безнравственности. И он рекомендовал не перетруждать подчиненного-мужчину, т.к. это приведет того к воровству. Он рекомендовал людям быть внимательным к своим работникам, чтобы Аллах был внимательным к ним самим. Он говорил, что на руководителя возложено снабжение работника хорошей и разрешенной законом пищей.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое рынок труда? Как представлены на нем спрос, предложение, что представляет равновесная цена?

2. Какие неценовые факторы влияют на состояние рынка труда?

3. Какова позиция профсоюзов и государства на рынке труда?

4. Раскройте необходимость установления минимальной заработной платы на рынке труда. Не снижает ли ее наличие мотивации к труду? Какие еще социальные гарантии вы знаете?

5. Какие сегменты на рынке труда выделяются в настоящее время?

6. Как взаимосвязаны коллективные переговоры (между сообществом предпринимателей и профсоюзами) и индивидуальные переговоры между работником и работодателем?

7. Какие способности к труду выделяют представители различных экономических школ? Как это связано с их трактовкой заработной платы?

8. Раскройте сущность воспроизводственной, стимулирующей, социальной, регулирующей и воспитательной функций заработной платы.

9. В чем специфика взаимоотношений работника и работодателя с позиций Ислама?

10. Чем определяется величина минимальной заработной платы с позиции Ислама?

11. На что должны в первую очередь быть использованы средства, получаемые работником в качестве заработной платы?

12. В какой сфере деятельности предпочтительнее приложение усилий мусульманином для заработка средств к существованию?

13. Что такое инвестиции в человека? Можно ли найти в учении Ислама обращение к этой теме?

14. Раскройте содержание сдельной и повременной оплаты труда.

15. Необходимо ли стремиться к уравнительности при оплате труда работников?

16. В чем состоит ценность теории человеческого капитала?

17. Возможно ли снижение реальной заработной платы при повышении номинальной? Обоснуйте свой ответ.

Темы рефератов

1. Факторы, обуславливающие дифференциацию заработной платы в современной российской экономике и в исламских странах.

2. Отношение к труду в современной России.

3. Трудовые взаимоотношения в Исламе.

4. Искоренение рабства пророком Мухаммедом (с.г.в.).

5. Отношение Ислама к различным видам труда (торговля, сельское хозяйство, промыслы, научная деятельность).

6. Трудовой потенциал мусульманских стран и эффективность его использования.

7. Трудовая миграция в мусульманских странах.

Тесты

1. Заработная плата, как форма дохода - это

 Стоимость товара рабочая сила на рынке труда

 Вознаграждение за труд наемных работников

 Взносы предпринимателей на социальное страхование наемных работников

 Взносы предпринимателей в фонды пенсионного обеспечения

 Взносы в фонды медицинского обслуживания

2. Минимальная заработная плата представляет собой…

доход, гарантирующий удовлетворение основных жизненных потребностей наемного работника

доход наемного работника, превышающий в два раза величину прожиточного минимума в стране

минимальную прибыль предпринимателя

 оплату труда в виде наименьшей месячной ставки

 минимальный размер почасовой оплаты труда

3. Спрос на труд зависит от:

 динамики заработной платы

 величины предельного продукта, создаваемого трудом

 соотношения стоимости труда и техники

 спроса на деньги

процентной ставки

 уровня доходов трудящихся

4. Реальная зарплата зависит от:

 динамики номинальной зарплаты

отдачи капитала

 динамики цен на потребительские блага

величины расходов семьи

отдачи труда

5. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменениями в…

 уровне цен на товары и услуги

 норме прибыли

 ставках налогообложения

 продолжительности рабочего времени

6. Безработными считаются:

 все неработающее население

 желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей профессиональной подготовке работу

 неработающие и получающие пособие по безработице

 утратившие способность к труду

 учащиеся, студенты, аспиранты

7. Английский экономист А.В.Филлипс вывел:

 обратную зависимость между динамикой уровня номинальной заработной платы и безработицей

 прямую зависимость между динамикой номинальной заработной платы и безработицей

 обратную зависимость между безработицей и степенью изменения реальной заработной платы

 прямую зависимость между безработицей и степенью изменения реальной заработной платы

 функциональную зависимость между оплатой труда и безработицей

8. Кривая Филлипса отражает в краткосрочном периоде:

 функциональную зависимость между уровнем цен и безработицы

 уровень безработицы и занятости

 уровень инфляции и массой денег

 обратную зависимость между темпами инфляции и нормой безработицы

 изменения уровня заработной платы и прибыли

9. Формой проявления естественной безработицы является:

 фрикционная

 добровольная

 институциональная

 скрытая

 застойная

 циклическая

10. Предприятие, на рынке труда, в условиях монопсонии будет:

 устанавливать большую ставку заработной платы

 назначать меньшую ставку заработной платы

 сокращать прибыль

 меньше нанимать работников при отсутствии монополии на рынке продукции

 не изменять ставку заработной платы

11. Монопсонию на рынке труда – это когда…

 спрос на рабочую силу предъявляется только одним предприятием

 предложение рабочей силы характеризуется конкуренцией

 уровень заработной платы ниже, чем на конкурентном рынке труда

 спрос на рынке труда характеризуется конкуренцией

 предложение труда ограничено

12. Выравнивание различий в уровнях зарплаты происходит из-за того, что…

 все виды работы требуют равной производительности труда

 имеется разница в привлекательности работы

 различия отрасли экономики предъявляют разный спрос на труд

 на предприятиях одной и той же отрасли в стране имеются значительные различия в капиталовооруженности рабочих

13. Профсоюзы играют роль…

 олигополиста

 картеля

 монополиста

 ценового лидера

14. Формой проявления вынужденной безработицы является:

 технологическая

 структурная

 фрикционная

 циклическая

 институциональная

 добровольная

15. Спрос на труд зависит от:

 динамики заработной платы

 величины предельного продукта, создаваемого трудом

 соотношения стоимости труда и техники

 спроса на деньги

 процентной ставки

 уровня доходов трудящихся

16. Реальная зарплата зависит от:

 динамики номинальной зарплаты

 отдачи капитала

 динамики цен на потребительские блага

 величины расходов семьи

 отдачи труда

17. Реальная заработная плата – это…

 количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату

 заработная плата, оставшаяся после вычета налогов и других платежей

 сумма расходов семьи в течение месяца

 заработная плата плюс трансферты

 сумма доходов семьи

18. Минимальная заработная плата представляет собой…

 доход, гарантирующий удовлетворение основных жизненных потребностей наемного работника

 доход наемного работника, превышающий в два раза величину прожиточного минимума в стране

 минимальную прибыль предпринимателя

 оплату труда в виде наименьшей месячной ставки

 минимальный размер почасовой оплаты труда

19. Рост заработной платы является:

 причиной уменьшения совокупного спроса

 следствием снижения уровня производительности труда

 фактором снижения издержек производства

 источником инфляции издержек

 источником роста совокупного спроса

20. Минимальная заработная плата представляет собой…

 доход, гарантирующий удовлетворение основных жизненных потребностей наемного работника

 доход наемного работника, превышающий в два раза величину прожиточного минимума в стране

 минимальную прибыль предпринимателя

 оплату труда в виде наименьшей месячной ставки

 минимальный размер почасовой оплаты труда

21. Рост заработной платы является:

 причиной уменьшения совокупного спроса

 следствием снижения уровня производительности труда

 фактором снижения издержек производства

 источником инфляции издержек

 источником роста совокупного спроса

22. Номинальная заработная плата – это…

 начисленная заработная плата

 заработная плата за вычетом налогов и других платежей

 заработная плата плюс денежные поступления из других источников

 стоимость средств существования работника

23. На рынке труда в качестве цены выступает:

 почасовая оплата труда

 процент

 заработная плата

 рента

 дивиденд

24. Факторы, обусловливающие повышение стоимости рабочей силы:

 рост квалификации наемных работников

 возвышение потребностей населения

 рост интенсивности труда

 снижение уровня интенсивности труда

 снижение уровня общественной производительности труда

 избыток рабочей силы на рынке труда

25. Факторы, обусловливающие понижение стоимости рабочей силы:

 рост общественной производительности труда

 вовлечение в процесс производства женского и детского труда

 благоприятные природно-климатические условия

 рост интенсивности труда

 дефицит рабочей силы на рынке труда

26. Одной из особенностей рынка труда является его зарегулируемость, которая проявляется в:

 законодательном установлении минимальной заработной платы

 купле-продаже рабочей силы

 установлении темпов роста заработной платы на основе трехстороннего соглашения

 свободном найме работника

 повременной оплате

Литература.

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель в мусульманском мире: некоторые исторические факты // Проблемы современной экономики. - №4 (12). – 2004. – С.272-279.

2. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: международно-правовые, экономические аспекты.- М.,1991.

3.Рысин В. Т. Современная экономика как система. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Издательство «Анкил», 2006 г. – 256с.

4. Экономическая теория. /Под ред. Кочеткова А.А. Издательство «Дашков и К», 2009 г. - 608 с.

5.Экономическая теория. Изд. испр. и доп. / Под ред. Видяпина В.И. Учебник для студентов, аспирантов экон. специальностей. Издательство «Инфра-М», 2007 г. – 672с.

6.Экономическая теория в XXI веке - 4(11): Институты экономики./Под ред. Осипова Ю.М. Издательство «Экономистъ», 2006 г. – 432с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: