1, Падение Третьей республики Стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.
После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства Маршала Петэна, Получившего название "правительства Виши". Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.
2, С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет "Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.
|
|
Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, Позже реорганизованный во Временное правительство Франции Во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, Состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.
Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.
Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Врем енное правительство И добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.
3. В преамбуле новой Конституции 1946 г. Торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:
•равные права всех граждан вне зависимости от пола;
•право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;
•обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;
|
|
•право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;
• социальная помощь детям, матерям, инвалидам;
•обязательство республики не вести завоевательных войн.
Конституция предусматривала учреждение Парламентской республики. Парламент Должен был состоять из двух палат:
• Национального собрания, Которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;
• Совета республики, Который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила Президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью председателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт. Органом, возглавляющим Непосредственное государственное управление Страной, Является Совет министров Во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров Обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.