Нелегальный игорный бизнес

Нелегальный рынок игорных услуг получил заметное развитие в странах, где существует запрет, либо жесткие ограничения на данный бизнес. Стимулом к его развитию является также высокий уровень налоговых изъятий. В США игорный бизнес состоит в основном в содержании игорных заведений, в России - в организации азартных игр. К игорному бизнесу относятся также ставки на лошадей за пределами ипподрома, заключение пари по поводу исхода спортивных событий, событий на фондовом рынке, лотереи, содержание нелегальных притонов. В последнее время в связи с развитием информационных технологий появляются незаконные варианты нелегального игорного бизнеса в сети Интернет.

Среди других нелегальных рынков, получивших развитие в настоящее время, можно отметить рынок фальсифицированных товаров, поддельных ценных бумаг, фальшивой валюты, заложников. Важное место принадлежит также теневым политическим рынкам, связанным с логроллингом (обменом голосами в законодательном процессе), коррупцией, лоббированием.


Все страны мира, независимо от уровня развития, столкнулись с проблемой существования теневой экономики. Активизация теневой экономической деятельности приходится на периоды кризисов (при резком падении производства около 50% валового внутреннего продукта (ВВП) уходит в «тень»). В эти моменты теневой сектор помогает решать целый ряд сложных экономических и социальных проблем, среди которых -стимулирование процесса первоначального накопления капитала и создание финансовой базы для ускорения хода экономических реформ, обеспечение населения дополнительными источниками существования и т.д.

Однако при этом параллельно нарастают другие серьезные проблемы - за счет недобора налогов растет дефицит бюджета, обостряется криминальная обстановка, снижается уровень общественной морали, подрываются стимулы к труду по основному месту работы. По материалам конференции по отмыванию денег, ежегодно мировое сообщество вносит преступной среде сумму, которая по оценкам различных экспертов составляет от 1 до 9 трлн. долларов США, что сопоставимо с объемом США.

В России, по данным Госкомстата, в теневой экономике производится около 20% валового внутреннего продукта, в этом секторе занято 58-60 млн. человек. По экспертным оценкам, российская экономика приблизительно 1 месяц в году работает в «тени». Количество экономических преступлений в последние пять лет растет в геометрической прогрессии. В их структуре доминируют хищения и мошеннические операции в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, потребительском рынке, в топливно-энергетическом комплексе, сфере оборота алкогольной продукции.

Являясь органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России призвана бороться с экономической и, как ее составляющей, налоговой преступностью, а значит, активно воздействовать на сферу совершения этих преступлений на теневую экономику.

Вместе с тем противоречия и проблемы в законодательстве, практическая сложность его применения сводят к минимуму эффективность противодействия наиболее опасным проявлениям теневой экономики -хищению бюджетных средств, легализации незаконно полученных доходов, коррупции и проникновению криминала во власть.

В условиях ограниченных ресурсов без детального анализа отраслей экономики, полной информации о качественных и количественных характеристиках налоговой преступности невозможно добиться оптимального результата. Поэтому успех в борьбе с теневой экономикой определяется не только в сфере оперативных действий сил правопорядка, сколько в опережающем применении аналитических методов, способствующих установлению механизмов совершения преступлений и нейтрализации их серийного повторения, в том числе путем выявления узких мест в законодательстве и прогнозирования на этой основе возможных негативных тенденций в оперативной обстановке.

Таким образом, создание и внедрение научно обоснованных методик определения масштабов и структуры скрытого сектора теневой экономики, его территориального и отраслевого распределения является важным условием повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов милиции, так как это позволяет определить приоритетные направления оперативно-служебной деятельности, дать качественную оценку результатов, перейти к более обоснованному распределению и использованию имеющихся сил и средств.

Сущность и причины возникновения теневой экономики

Корни экономической преступности кроются в товаре. Каждый товар несет в себе противоречие между двумя свойствами — потребительной и меновой стоимостью. Если продавца интересует меновая стоимость товара (цена), то покупателя - потребительная. Первый старается продать товар дороже, чем он действительно стоит, а второй - наоборот, дешевле его рыночной стоимости. Экономический закон рынка - равенство при обмене товаров, стремление участников рынка - избежать равенства, то есть обойти закон.

Объективный характер проявлений теневой экономики подчеркивается и историческим ходом развития России.

В советское время теневая экономика включала в себя три части.

- первая - хозяйственная деятельность, не контролирующаяся властями, прямо не связанная с нарушением закона, стоящая на его грани. Либо активность в сферах, которые закон не регламентировал (несанкционированная дополнительная занятость, деятельность «толкачей» - работников, выбивающих для своего предприятия дефицитные ресурсы).

- вторая - деятельность, нарушающая советские законы, но разрешенная в странах рыночной экономики (валютные операции, частное предпринимательство и т.д.).

- третья - связанная с прямым нарушением законов, как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой (торговля наркотиками, оружием и.т.д.).

Так как теневая экономика была сформировавшимся экономическим явлением советского общества, она не могла сразу исчезнуть даже при самых благоприятных условиях. Однако, для выяснения причин ее роста необходимо рассмотреть особенности рыночных преобразований в России.

Первая особенность - произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Они начали выполнять (или не выполнять) свои должностные обязанности, насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате уплата налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, так как предприниматели покупают государственные услуги в частном порядке. Таким образом, в обществе формируется общественное сознание, при котором уклонение от уплаты налогов - норма, которая не осуждается.

Вторая особенность - нерешенность вопроса степени участия государства в экономике. Это находит свое отражение в сохранении значительного государственного сектора (ВПК, ТЭК) без прежних экономических и правовых ограничений. Для осуществления хозяйственной деятельности госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. На основе распределения бюджетных дотаций появляется особый сектор теневой экономики, когда руководители государственных служб через систему «дружественных» фирм распоряжаются государственными средствами. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или выводятся за рубеж.

Третья особенность - сохранение старых, характерных для советской системы форм монополизма и появление новых. К последним можно отнести деятельность бывших министерств и ведомств. Так, хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи, влияние на правительственные круги, доступ к конфиденциальной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это - фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые сектора экономики России. Они почти автономны и включают в себя организации и предприятия, которые выполняют функции, обычно присущие государству: начиная газетами и телевидением и заканчивая частными военизированными подразделениями и сельскохозяйственными фирмами. Эти структуры практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает их руководителям широкие возможности для развития теневой деятельности.

Четвертая особенность - высокий уровень налоговых отчислений. В результате этого в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «теневой» сектор.

Пятая особенность - характер рыночных преобразований. Рыночные реформы лишили миллионов людей привычных социальных условий жизни и сбережений. В промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях долгие годы существуют убыточные предприятия, на которых заняты миллионы рабочих рук, получая при этом зарплату на уровне, а в большей части ниже прожиточного минимума. В то же время никаких альтернативных вариантов трудовой деятельности у работников, занятых на этих должностях, нет. Им приходится зарабатывать за счет дополнительной деятельности. Государственные и бывшие государственные предприятия создали вокруг себя огромное количество коммерческих фирм, через которые люди пытаются заработать без формальных ограничений. Значительная часть подобной трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации.

Шестая особенность - не правовой характер экономических преобразований, которые мало подпадают под существующее законодательство. Законодательные органы в ряде случаев принимают законы, отражающие интересы не населения, влиятельных групп, лоббирующих данные решения.

Все вышеизложенное позволяет охарактеризовать теневую экономику как совокупность отношений между хозяйствующими субъектами и частными лицами по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, результаты которых, по определенным причинам, не учитываются официальной статистикой и не включаются в ВВП.

Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 31 января 1998 года №7 «Об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с изменениями от 25 февраля 2000 года) в «теневой» экономике выделяют скрытую, неформальную и нелегальную деятельность.

Скрытая экономическая деятельность включает в себя разрешенную законом экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов и сборов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

Неформальная экономическая деятельность. В России, с ее исторической тенденцией к коллективизму, долгое время преобладающей формой самоорганизации населения были и остаются многообразные виды кооперации.

Во-первых, существовали неформальные кооперативы, которым присущи преобладание экономического равенства внутри коллектива, обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера, действующим в интересах семьи.

Первый тип организации в советское время просматривался на примере внутриколхозных отношений. Второй тип - внутрисемейные организации, которые образовывались и образуются на основе личного подсобного хозяйства. На подобных принципах действуют артели «шабашников».

Нелегальная экономическая деятельность является незаконной, то есть она охватывает те виды производства товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством (торговля оружием, наркотиками).

В каждом из перечисленных случаев речь идет об экономической деятельности, то есть деятельности с целью получения выгоды от производства товаров (услуг), которая должна включаться в границы производства. Вместе с тем, большинство незаконных операций (воровство, грабежи, мошенничество) не является по своей сути экономическими, так как не основаны на принципе добровольности, поэтому нелегальная экономическая деятельность органами статистики при определении параметров теневой экономики не учитывается.

По сведениям Госкомстата России, в первые годы реформ (1992-1994 гг.) доля теневой экономики в ВВП (совокупности валового внутреннего продукта) составляла 9-10%, в 1995 году - 20%, в 2001 - 25%. И это только по официальным данным. Цифры по оценкам МВД России примерно в два раза выше. По данным показателям Россия входит в шестерку стран с самой развитой теневой экономикой (первое место - Нигерия, за счет мошеннических финансовых операций, второе - Таиланд за счет проституции и наркотиков, третье - Египет за счет неуплаты налогов от доходов туристического бизнеса).

Скрытый сектор является одним из наиболее крупных элементов теневой экономики. Из высказываний политических лидеров следует, что теневое предпринимательство составляет половину от легального, 1/3 от зарегистрированных предпринимателей налоги не платит, половина платит не полностью или нерегулярно.

Носителями наиболее открытых видов неформальной экономики являются представители полулегального «челночного» бизнеса, в котором занято не менее 10 млн. человек. Из них более половины - это работники предприятий, временно остановленных, не выплачивающих зарплату. То есть реально это безработные, но официально такими не признающиеся. Причем объем импорта «челноков» сопоставим с объемом экспорта нефти. Значительную группу носителей неформальных отношений составляют лица, охваченные скрытой занятостью, рекламирующие товары, выполняющие коммивояжерские функции, работу на телефоне и так далее. Растет число беженцев, нищих, бездомных, обитающих на свалках. В группу носителей неформальных отношений входят также и незарегистрированные граждане других государств, торгующие на рынках.

Расширению теневой экономики сопутствует устойчивый рост ее нелегального сектора. По экспертным оценкам, удельный вес нелегальной экономики в теневой экономике составляет 10 - 25%. По данным МВД России, количество преступлений, выявленных в сфере экономики в 2002 году, превысило 400 тыс., что на 25% выше соответствующего показателя 2001 года. Причем латентность экономической преступности постоянно повышается. Указанные значения не имеют аналогов в отечественной послевоенной истории, что позволяет сделать вывод о качественно новом криминологическом феномене - социально-психологическом сдвиге, вовлекающем огромное количество населения в противоправные действия.

Значительная часть теневых капиталов сосредоточена в сфере коррупционных процессов. На Международной конференции по борьбе с коррупцией Россия была названа одной из самых коррумпированных стран в Европе. В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76 позицию. По оценкам различных экспертов ежегодный ущерб бюджету Российской Федерации от коррупции составляет 15-20 млрд. долларов. Участие в распределении национального богатства, государственного бюджета обеспечивает большие экономические прибыли, чем любой другой вид хозяйственной деятельности. Ежегодно МВД России выявляет нарушения при расходовании бюджетных средств во всех субъектах Российской Федерации.

За последние годы коррупция госаппарата на базе перетекания государственных ресурсов в теневую экономику проходила по следующим направлениям: организация денежных взаимозачетов; перевод уполномоченных банков на депозитарное и платежное обслуживание субъектов Российской Федерации, которым выделяются товарные или денежные кредиты; работа по погашению внешнего долга и урегулированию долгов развивающихся стран; предоставление бюджетных средств в рамках поддержки экспорта; обеспечение погашения налогов с помощью проданных банкам государственных ценных бумаг за 20-30% от номинала и принятие их от подведомственных банкам предприятий в счет погашения долгов по номиналу.

Аналогичный процесс незаконного перемещения финансовых средств протекает и во внебюджетных фондах, которые теперь создаются не только органами власти, но и их структурными подразделениями, бюджетными учреждениями, муниципальными предприятиями. Источниками их формирования являются преимущественно неналоговые платежи: сборы, штрафы, взносы «на развитие инфраструктуры» и так далее.

Финансово-экономическая база коррупции тесно связана с криминальными деньгами организованной преступности.

По данным МВД России организованная преступность (в составе свыше 8 тысяч организованных преступных группировок) располагает финансовым потенциалом свьцле 10 млрд. долларов США. Среди них денежные средства, похищенные с применением фальшивых авизо; кредитные ресурсы, похищенные по подложным документам; присвоенные финансовыми и трастовыми компаниями; не возврат валютной выручки из-за рубежа; средства за счет нецелевого использования государственных кредитов; фальшивомонетничество.

Вложение средств в недвижимость и предметы роскоши не позволяет приумножить капитал, поэтому в последние годы лидеры преступных группировок отдают предпочтение участию в экономической деятельности. Около 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности. Под контролем теневых структур находятся более 40 тысяч хозяйственных субъектов, в том числе более 400 банков, 50 бирж, 15 тысяч предприятий государственной экономики.

Эксперты отмечают некоторое снижение интереса организованной преступности к кредитно-финансовой сфере и усиление ее позиций в производственной (игорный, нефтяной, лесной бизнес, алкогольный рынок).

Таким образом, организованная преступность является реальной силой, располагающей значительными капиталом, собственными вооруженными отрядами, специалистами различных отраслей. Опираясь на различные коррупционные связи, они способны достаточно эффективно защищать свои позиции и противостоять правоохранительным органам.

У рынка огромные возможности саморегулирования, но рыночная экономика требует дисциплины и порядка. При этом меры по дальнейшей активизации оперативно-служебной деятельности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям могут иметь эффект лишь при наличии государственного подхода к реформам налогового, бюджетного и уголовного процессов, позволяющих исключить казнокрадство, утечку капитала за рубеж, снизить коррупцию.

Скрытый сектор теневой экономики является основным объектом оперативной заинтересованности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Он подразумевает умысел на сокрытие от уплаты налогов, таможенных и иных платежей.

Основная часть выявляемых способов уклонения от уплаты налогов не подразумевает сокрытия финансово-хозяйственной деятельности или ее результатов. Они сводятся лишь к неправомерному бухгалтерскому учету. Данные финансовые операции, хотя и являются способами уклонения от налогообложения, однако к скрытой экономике не относятся.

Поэтому, если все операции учитываются, то возможные нарушения выявляются без задействования специальных возможностей, которые предоставлены законодательством правоохранительным органам.

Иной характер носят следующие способы уклонения от уплаты налогов.

1. Сокрытие объектов налогообложения, когда финансово-хозяйственные операции скрыты от бухгалтерского учета, либо проведение операции под другим видом деятельности, по которому предусмотрена льгота.

4. Занижение объектов налогообложения, путем выведения из-под контроля части произведенной продукции. Которая затем либо вновь вводится в легальный оборот, либо выводится из-под легального учета путем фиктивных сделок и становится теневой.

5. Сокрытие средств от уплаты налогов, путем не отражения в бухгалтерской отчетности.

Перспективы развития теневой экономики

и предложения по повышению эффективности

воздействия на нее органов внутренних дел

В нашей стране при наличии мощнейшего сырьевого потенциала, цена его гораздо выше, чем в странах-конкурентах, что делает этот рынок менее прибыльным, а соответственно менее интересным для криминала. Однако, по оценкам западных экспертов, научно-технический потенциал России практически неисчерпаем, причем в условиях прежней ориентации экономической преступности на материальные активы, научно-техническая сфера еще, по существу, не была задействована преступностью.

Таким образом, можно предположить, что именно нематериальные активы (информация, научно-технические и опытно-конструкторские разработки) станут в дальнейшем основным объектом преступных посягательств в теневой экономике.

В настоящее время общепринятым считается участие российских ученых в интернациональных схемах, в результате которых обеспечивается значительный рост западных компаний на основе проданных за бесценок российских программных продуктов.

В контексте перенесения центра тяжести экономической преступности на нематериальные активы, можно отметить вероятное расширение приобретений прав на реструктуризацию задолженностей, отсрочек различного вида платежей. В этой связи перед законодателями встает вопрос разработки ясных критериев и порядка возможного получения вышеуказанных прав. Борьба за них (лоббизм) только разворачивается, ее смысл - получение стартовых преимуществ, при производстве товаров и оказании услуг.

Одной из главных стратегических проблем, влияющих на развитие российской экономики, является вывод капитала за рубеж. Ежегодный объем вывода капитала из России оценивается в среднем в 25 млрд. долларов США. Причем, анализ данных об иностранных инвестициях, дает возможность предположить, что с 2000 года начался процесс обратного ввоза в Россию выведенных ранее денежных средств.

Общепризнанным является факт, что одним из мощнейших каналов скрытого вывоза капитала из России служат внешнеэкономические операции через оффшорные зоны, например, Кипр. Формально Кипр является одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику и не уступает таким развитым странам, как Франция и Великобритания. Все это дает основания предположить, что декларируемые в России иностранные инвестиции с Кипра носят явно не кипрское происхождение. Таким образом, сейчас в России создаются благоприятные условия для легализации (отмыванияО незаконно полученных доходов и дальнейшей криминализации экономики.

Для борьбы с теневыми операциями необходимо создание комплексной системы контроля над экономикой, созданной на основе сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, с последующим обменом ею между государственными органами.

В настоящее время с проявлением теневой экономики осуществляют борьбу, как минимум, пять различных государственных органов: ФСБ, МВД, КФМ, МНС и ВЭК России. Каждый из них действует в своей области и не охватывает всю сферу теневой экономики. Координация их деятельности также не приводит к положительным результатам, поскольку нет головного органа, организующего борьбу с теневой экономикой. Необходимо четко определить функции каждого контролирующего органа, исключить ненужное дублирование и разобщенность. Вместе с тем, МВД России принадлежит бесспорная роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом.

С целью выработки предупредительных мер противодействия негативным явлениям теневой экономики представляется целесообразным проведение:

- аналитической работы по выявлению «легальных» схем товарно- денежных потоков, позволяющих уходить или снижать уплату налогов, прогнозу развития таких схем и выработке превентивных мер их недопущения на практике;

- экспертизы и анализа государственных и межведомственных нормативных актов, на предмет их возможного использования для уклонения от налогообложения;

- углубленного структурного анализа уплаты налогов наиболее крупными предприятиями, с целью выявления приемов хозяйственной деятельности, позволяющих снижать платежи в бюджет;

- анализ межотраслевых, межрегиональных товарных и финансовых потоков, обоснованности предоставления налоговых кредитов и принимаемых планов реструктуризации бюджетной задолженности крупных предприятий;

- разработка экономической модели коррупционных процессов в налоговой сфере.

Вместе с тем, никакими, даже самыми современными оперативно-розыскными методами, невозможно будет преодолеть явления теневой экономики до тех пор, пока ответственность за правонарушения будет ниже, чем выгода от их совершения, а основные возможности заработка не переместятся в сферу легальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: