1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях:
Тема: Древнерусское государство Киевская Русь (IX–XII вв.)
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки образования древнерусского государства Киевская Русь.
2. Экономические и социально-политические предпосылки появления самостоятельных русских княжеств.
3. Киевская Русь. Введение христианства.
4. Норманнская теория о русской государственности. Отношение современных историков к Норманнской теории.
Приступая к изучению первого вопроса темы, выясните, что такое государство, почему оно появляется на определенном этапе развития общества? На рубеже VIII – IX вв. у восточных славян сложились предпосылки для образования государства. Общественное разделение труда, переход от присваивающего к производящему хозяйству, появившиеся во время военной демократии профессиональные дружины, возглавляемые князьями, сделали необратимым процесс социальной дифференциации, который неминуемо должен был привести к образованию государственных институтов. Необходимо уяснить, что возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. С объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г., большинство историков связывают возникновение Древнерусского государства.
Изложить в чём суть норманнской теории становления русской государственности? Когда она впервые появилась? Кто её авторы? Почему с 30-х г. ХХ в. в советской исторической науке стала господствовать антинорманнская теория? Каковы основные аргументы антинорманнистов? Какие точки зрения по этой проблеме существуют в настоящее время?
Студентам следует обратить внимание на то, что в развитии Киевской Руси традиционно выделяют три основных этапа:
1. Раннефеодальный (IX – X вв.);
2. Расцвет Древнерусского государства (конец X – XI вв.);
3. Феодальная раздробленность. Распад государства (середина XI – XII вв.).
2. Пример заданий для аналитической работы
Методические рекомендации: Студент должен ориентировать на следующие критерии: полнота раскрытия темы, четкость структуры сообщения, самостоятельность, логичность изложения, наличие выводов, сделанных самостоятельно;
1.Норманская и антинорманнская теории. Сходства и различия.
2.Этимология происхождения слова «Русь».
3.Представители «вольного люда» на Руси.
Формы отчетности
1. Конспект, обсуждение.
2. Защита реферата.
3. Словарь, сравнительная таблица.