Структура процесса познания

Процесс познания – совокупность познавательных процедур, определённая последовательность элементов познавательной деятельности в пространстве и времени
Средства познания- приёмы, способы, операции, формы и методы познавательной деятельности
Предмет познания- определённый аспект, сторона объекта, которая интересует субъект в процессе познания
Приёмы познания: эмпирические и теоретические
Способы познания: чувственные, рациональные, иррациональные
Методы познания: всеобщий (философский), общенаучный (наблюдение, анализ и т.д.), специальный
Познавательные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анализ и т.п.
Формы познавательной деятельности: факт действительности, научный факт, проблема и т.д.
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление
Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение
Выбирает оптимальные условия познания
Выбирает объект познания
Определяет цели познавательной деятельности
Выбирает средства познания
Выбирает критерии истины познавательной деятельности
Отношения противоположностей. которые в процессе познания как бы «переходят» друг в друга
Единство и взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания
Познавательная деятельность – процесс объективации субъекта и субъективации объекта
Общие характеристики субъектно-объектных отношений в процессе познания:
Объект познания – активно действующий и обладающий сознанием индивид, социальная группа или человечество в целом
Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта, то есть фрагмент действительности, включённая в процесс познания: - первичные объекты бытия; - вторичные объекты созданные людьми; - третичные – идеализированные теоретические модели

Закономерности познания – объективно существующие, повторяющиеся, существенные, необходимые и устойчивые связи между элементами процесса познавательной деятельности, обусловливающие его упорядоченное существование
4.8. Закономерности процесса познания

Общие методологические ориентиры
Познание – есть процесс отражения, поэтому закономерности познания – есть интерпретация закономерностей отражения
Познание – есть человеческое (социальное) отражение, следовательно, действуют закономерности социальной действительности
Особенности познания за­висят от объекта познавательной деятельности, а особенности использования знаний – от субъекта познания
Функции познания: познавательная (усвоение и переработка новой информации), аксиологическая (оценка и самооценка), конструктивно-творческая, коммуникативно-регулятивная
Гносеологические закономерности
Познание – есть результат взаимодействия чувств и разума
Взаимодействие всех применяемых методов познания (логических операций): анализ и синтез, обобщение и конкретизация, дедукция и индукция и.т.п.
Познание – есть результат взаимодействия (единства) эмпирического и творческого
Движение познания от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и.т.д.
Единство познания и практики
От живого созерцания к абстрактному мышлению и далее к практике
Принцип гносеологического оптимизма
Принцип активности субъекта в процессе познания
Принцип конкретно- исторического познания
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Принцип единства исторического и логического
Принцип единства абсолютного и относительного
Специфические закономерности
Принцип единства объективного и субъективного
Всеобщие закономерности
Единства и борьбы противоположностей: - источник познания – противоречия между познанием и практикой; - познание как процесс разрешения противоречий
Взаимного перехода количественных и качественных изменений: познание как процесс накопления информации об окружающем мире и качественных скачков в системе этих знаний
Отрицания отрицания: в процессе познания каждая последующая информация о предметах и явлениях определенным образом учитывает предыдущую, сохраняя преемственность



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: