| Процесс познания – совокупность познавательных процедур, определённая последовательность элементов познавательной деятельности в пространстве и времени
|
| Средства познания- приёмы, способы, операции, формы и методы познавательной деятельности
|
| Предмет познания- определённый аспект, сторона объекта, которая интересует субъект в процессе познания
|
| Приёмы познания: эмпирические и теоретические
|
| Способы познания: чувственные, рациональные, иррациональные
|
| Методы познания: всеобщий (философский), общенаучный (наблюдение, анализ и т.д.), специальный
|
| Познавательные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анализ и т.п.
|
| Формы познавательной деятельности: факт действительности, научный факт, проблема и т.д.
|
| Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление
|
| Формы логического познания: понятие, суждение, умозаключение
|
| Выбирает оптимальные условия познания
|
| Определяет цели познавательной деятельности
|
| Выбирает средства познания
|
| Выбирает критерии истины познавательной деятельности
|
| Отношения противоположностей. которые в процессе познания как бы «переходят» друг в друга
|
| Единство и взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания
|
| Познавательная деятельность – процесс объективации субъекта и субъективации объекта
|
| Общие характеристики субъектно-объектных отношений в процессе познания:
|
| Объект познания – активно действующий и обладающий сознанием индивид, социальная группа или человечество в целом
|
| Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта, то есть фрагмент действительности, включённая в процесс познания:
- первичные объекты бытия;
- вторичные объекты созданные людьми;
- третичные – идеализированные теоретические модели
|
| Закономерности познания – объективно существующие, повторяющиеся, существенные, необходимые и устойчивые связи между элементами процесса познавательной деятельности, обусловливающие его упорядоченное существование
|
4.8. Закономерности процесса познания
| Общие методологические ориентиры
|
| Познание – есть процесс отражения, поэтому закономерности познания – есть интерпретация закономерностей отражения
|
| Познание – есть человеческое (социальное) отражение, следовательно, действуют закономерности социальной действительности
|
| Особенности познания зависят от объекта познавательной деятельности, а особенности использования знаний – от субъекта познания
|
| Функции познания: познавательная (усвоение и переработка новой информации), аксиологическая (оценка и самооценка), конструктивно-творческая, коммуникативно-регулятивная
|
| Гносеологические закономерности
|
| Познание – есть результат взаимодействия чувств и разума
|
| Взаимодействие всех применяемых методов познания (логических операций): анализ и синтез, обобщение и конкретизация, дедукция и индукция и.т.п.
|
| Познание – есть результат взаимодействия (единства) эмпирического и творческого
|
| Движение познания от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и.т.д.
|
| Единство познания и практики
|
| От живого созерцания к абстрактному мышлению и далее к практике
|
| Принцип гносеологического оптимизма
|
| Принцип активности субъекта в процессе познания
|
| Принцип конкретно- исторического познания
|
| Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
|
| Принцип единства исторического и логического
|
| Принцип единства абсолютного и относительного
|
| Специфические закономерности
|
| Принцип единства объективного и субъективного
|
| Единства и борьбы противоположностей:
- источник познания – противоречия между познанием и практикой;
- познание как процесс разрешения противоречий
|
| Взаимного перехода количественных и качественных изменений: познание как процесс накопления информации об окружающем мире и качественных скачков в системе этих знаний
|
| Отрицания отрицания: в процессе познания каждая последующая информация о предметах и явлениях определенным образом учитывает предыдущую, сохраняя преемственность
|