Существует в двух формах:
материалистической и объективно-идеалистической
|
Вытекает из принципа единства и всеобщей связи
|
Признание принципиальной познаваемости сущности вещей, явлений, процессов
|
Принципиальная познаваемость мира – понимание того, что в мире нет таких предметов и явлений, которые, в принципе, нельзя было изучить
|
Прав в самой постановке вопроса о конкретно-исторической ограниченности человеческого знания, но излишне абсолютизирует эту проблему
|
Гносеологические корни, создающие возможность для существования агностицизма:
- сложность, неисчерпаемость и противоречивость самого окружающего мира;
- сложность и противоречивость процесса познания;
- конкретно- историческая ограниченность процесса познания;
- возможность ошибок в чувственных данных и искажениях реальности в процессе познания;
- ограниченность методологических позиций, которая может быть усилена субъективными причинами
|
Современной разновидности: релятивизм,иррационализм, догматизм, радикализм, консерватизм, субъективизм
|
Существует в 2-х субъективно идеалистических формах: крайней (Д.Юм, Д.Беркли) и умеренной (И.Кант)
|
Истоки – в античном скептицизме Пиррона, Секста, Эмпирика, Энесидема
|
Отрицание принципиальной познаваемости сущности вещей и процессов
|