| Истина – адекватное отражение действительности субъектом в процессе познания, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания |
| Ложь – преднамеренное искаженное отражение действительности |
| Истина – единство абстрактного и конкретного |
| Истина абстрактна, так как она есть результат мысленных (логических) абстракций, то есть опосредствованного и отвлеченного от некоторых свойств действительности отражения |
| Истина – процесс восхождения от абстрактного к конкретному |
| Истина конкретна, так как она представляет собой итог (результат) познания многообразных свойств и связей окружающего мира и их единство в конкретных условиях, в конкретное время |
| Истина – единство объективного и субъективного |
| Объективная истина – такое содержание знания об окружающем мире, которое не зависит от субъекта познания |
| Субъективная истина – характеристика знания, зависимая от индивидуальных особенностей субъекта познавательной деятельности |
| Истина – объективна по содержанию и субъективна по форме |
| Истина – единство абсолютного и относительного |
| Абсолютная истина - исчерпывающее знание об окружающем мире (в таком понимании истины не существует, она лишь цель бесконечного процесса познания); - точное знание отдельных фактов, сторон, свойств, связей, отношений отдельных предметов действительности |
| Относительная истина – в целом верное, но не достаточно полное, исторически обусловленное, в чем-то приблизительное знание |
| Заблуждение – непреднамеренное не адекватное (одностороннее, иллюзорное) отражение действительности |
Критерии истины
| КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (ГРЕЧ. KRITERION – МЕРИЛО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕГО-ЛИБО) – СРЕДСТВО ПРОВЕРКИ ИСТИНЫ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПОЗНАНИЯ, ОТЛИЧИЯ ЕЕ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ |
| Концепция корреспонденции (соответствия) |
| Концепция когерентности (согласованности) |
| Практика – абсолютный и относительный критерий истины, так как: а) в ней растворены все другие критерии истины: - сенсуализм – показания органов чувств; - рационализм, ясность мысли; - прагматизм – польза или выгода; - позитивизм – индивидуальный опыт как совокупность личных переживаний; б) она сама развивается и имеет конкретно-исторический характер |
| ПРЕДСТАВИТЕЛИ: И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель, Ч.С. Пирс, У. Джемс, М. Хайдеггер, К. Ясперс |
| ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, М. Ломоносов, Л. Фейербах |
| Практика как совокупный критерий истины, основа и цель познания, его движущая сила |
| ПРАКТИКА – целесообразная, чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности в соответствии с их потребностями и интересами |
| Истина как согласованность мышления с самим собой, то есть отсутствие логического противоречия и соблюдение законов правильного мышления |
| Согласованность и непротиворечивость мышления – средство получения адекватных знаний об окружающей действительности |
| Истина как соответствие содержания знаний объективно существующим вещам и процессам |
| Соответствие знаний окружающему миру – цель процесса познания |