Основные характеристики истины
Истина – адекватное отражение действительности субъектом в процессе познания, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания
|
Ложь – преднамеренное искаженное отражение действительности
|
Истина – единство абстрактного и конкретного
|
Истина абстрактна, так как она есть результат мысленных (логических) абстракций, то есть опосредствованного и отвлеченного от некоторых свойств действительности отражения
|
Истина – процесс восхождения от абстрактного к конкретному
|
Истина конкретна, так как она представляет собой итог (результат) познания многообразных свойств и связей окружающего мира и их единство в конкретных условиях, в конкретное время
|
Истина – единство объективного и субъективного
|
Объективная истина – такое содержание знания об окружающем мире, которое не зависит от субъекта познания
|
Субъективная истина – характеристика знания, зависимая от индивидуальных особенностей субъекта познавательной деятельности
|
Истина – объективна по содержанию и субъективна по форме
|
Истина – единство абсолютного и относительного
|
Абсолютная истина
- исчерпывающее знание об окружающем мире (в таком понимании истины не существует, она лишь цель бесконечного процесса познания);
- точное знание отдельных фактов, сторон, свойств, связей, отношений отдельных предметов действительности
|
Относительная истина – в целом верное, но не достаточно полное, исторически обусловленное, в чем-то приблизительное знание
|
Заблуждение – непреднамеренное не адекватное (одностороннее, иллюзорное) отражение действительности
|
Критерии истины
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (ГРЕЧ. KRITERION – МЕРИЛО ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕГО-ЛИБО) – СРЕДСТВО ПРОВЕРКИ ИСТИНЫ КАК РЕЗУЛЬТАТА ПОЗНАНИЯ, ОТЛИЧИЯ ЕЕ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
|
Концепция корреспонденции (соответствия)
|
Концепция когерентности (согласованности)
|
Практика – абсолютный и относительный критерий истины, так как:
а) в ней растворены все другие критерии истины:
- сенсуализм – показания органов чувств;
- рационализм, ясность мысли;
- прагматизм – польза или выгода;
- позитивизм – индивидуальный опыт как совокупность личных переживаний;
б) она сама развивается и имеет конкретно-исторический характер
|
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель, Ч.С. Пирс, У. Джемс, М. Хайдеггер, К. Ясперс
|
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах, М. Ломоносов, Л. Фейербах
|
Практика как совокупный критерий истины, основа и цель познания, его движущая сила
|
ПРАКТИКА – целесообразная, чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности в соответствии с их потребностями и интересами
|
Истина как согласованность мышления с самим собой, то есть отсутствие логического противоречия и соблюдение законов правильного мышления
|
Согласованность и непротиворечивость мышления – средство получения адекватных знаний об окружающей действительности
|
Истина как соответствие содержания знаний объективно существующим вещам и процессам
|
Соответствие знаний окружающему миру – цель процесса познания
|