Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое Сущее. С помощью категории «покой» фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия Сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.
В развитии представлений о движении выделяют 1) философский подход, где движение трактуется как разновидность изменений и процессов и 2) естественнонаучный, связанный с формированием различных трактовок движения, как «смены состояний тела» в пространстве и времени, относительно других тел, или же относительно какой-то «системы координат»
В античной философии полемизировали «линии Гераклита» (движение есть, а покой лишь видимость его отсутствия) и «линия элеатов» (бытие неподвижно, а так называемое «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том месте, где его нет». Как утверждал Зенон Элейский, при попытке мыслить движение наш ум запутывается в неразрешимых противоречиях - апориях, свидетельствующих о том, что движение существует лишь в мире мнения, а не подлинного бытия.
|
|
Аристотель отождествляет движение с изменением и выделяет такие его бытийные формы как возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение. Движение естьпереход из возможного в действительное и из актуального в возможное. Все движущееся необходимо приводится в движение чем-то (Иным). Причем сам «Перводвигатель» (будущий религиозно истолкованный «Бог) неподвижен, неделим и вечен.
У Гегеля «Становление» – это категория, характеризующая беспокойство бытия внутри себя. Становление сказывается безудержным движением, которое как разрушительно (переход от бытия к Ничто) так и созидательно (переход от Ничто к бытию). Гегель, подчеркивая единство материи и движения, определяет движение как «исчезновение и самопорождение пространства и времени».
Итак, в истории философии понятие "движения" претерпело известную смысловую эволюцию. Можно выделить некоторые "сквозные" для философского мышления взгляды на движение, как на характеристику бытия.
· Субстанциональное и атрибутивное понимания движения. В контексте идеалистических трактовок движение нередко мыслилось как «чистый акт творческой активности» вечного Первоначала, непрерывный процесс осуществления им всех своих бесконечных возможностей. В контексте же материалистических представленийдвижение рассматривалось как " способ существования материи ", ее неотъемлемое, коренное, фундаментальное свойство ("атрибут"). "Сказать ли: мир есть материальное движение, или: мир есть движущаяся материя, от этого дело не изменится" (В.И.Ленин). Материя предстает в качестве вечного становления и качественных перевоплощений объектов, событий, вещей и явлений.