Понятие материи в философии и науке

Начиная с античной философии, Материя долгое время мыслилась «субстратно». В контексте данного понимания, Материя есть абсолютно изначальный «материал» и «носитель свойств", на основе которого и в процессе саморазвития которого возникает и существует «все остальное». Материя несотворима и неуничтожима. Она способна существовать и «сама по себе», не нуждаясь в «отдельном», как условии своего осуществления.

Данное представление было мировоззренчески реализовано в нескольких вариантах:

· Вариант уподобление Материи с некими, возведенными в статус «всеобщего», конкретными материальными «веществами» (водой, воздухом, огнем и т.п.) Так, например, Фалес утверждал, что «все состоит из воды». На этом примере наглядно просматриваются ключевые мировоззренческие парадоксы субстратного понимания материи. Очевидно, что оно носит «полуфилософский» характер, ибо в нем совмещены философские представления о материи как о «Первоначале» и естественнонаучные представления о «составе всего сущего ". Трактовка материи как «строительного материала» дает веские основания к идеалистическим интерпретациям материи как «аморфной восприемнице всего», являющейся одновременно и «условием возможности всего существующего многообразия» (Платон) и источником зла и несовершенства (неоплатонизм), по причине ее пассивного сопротивления преображающим воздействиям «мира идей», наделяющих материю «формами» и смыслами».

· Вариант отождествление «Материи» с совокупностью «первостихий» и «первокачеств». По мнению Аристотеля, в бытии наличествуют четыре противоположных качества: «холодное и теплое», «сухое и влажное». Они характеризуют собой первичные свойства «Материи». Она же является носителем этих качеств, которые соединяются попарно, но так, что соединение прямо противоположных из них не допускается. Возможны четыре комбинации, посредством которых образуются «четыре первостихии бытия»: сочетание сухости и тепла порождает «материю огня»; тепло и влажность создают «материю воздуха»; влажность и холод – образуют «материю воды», а холод и сухость дают начало «материи земли». Из соединения «первостихий» порождаются все "тела" природы и различные бытийные состояния:

· Вариант «множественного Первоначала». Атомистическая гипотеза. Согласно представлениям Левкиппа, Демокрита и Эпикура «Всё состоит из атомов и пустоты». Атомы характеризуют собой неделимые и непроницаемые «первокирпичики мироздания» и выражают идею прерывности материи. Пустота же характеризует непрерывность пространства и возможность изменения, движения и развития. Итак, «начало Вселенной» - атомы и пустота, все же остальное «существует лишь во мнении» (Демокрит). Атомы различаются по форме, по положению и по тяжести. Благодаря сочетанию атомов образуются тела и телесно-вещественные состояния, в том числе галактические скопления и разнообразные «Миры». Благодаря пустоте создаются некие бытийные «места», позволяющие размещаться «телам» и «Мирам». Пустота - синоним небытия, в ней нет ни «верха, ни низа, ни того, что впереди, ни того, что позади». Бытийная миссия пустоты состоит в том, чтобы способствовать взаимодействиям и сцеплениям атомов друг с другом. Следует различать атомы и тела. Первые бескачественны, вторые – качественны. Атом - абсолютно неделим и беспустотен. Тела же, состоящие из атомов, лишь «уплотняют пустоту», но все-таки дробимы и разлагаемы.

В атомистике было впервые постулировано представление о Материи не только как о субстрате («материале»), но и как о Субстанции, т.е. подвижной «Первосущности всего», наделенной внутренней активностью и способной к самодвижению. Понимание материи как «субстанции», применимо, прежде всего, к «бытию в целом». Понятие же «субстрата», напротив, можно прилагать лишь к каждому отдельному материальному образованию.

Однако, субстанциональная трактовка материи очень часто подменялась в философии «онаученным атомизмом», толковавшим материю как механическое сочетание неделимых, непроницаемых и обладающих неизменной «массой» атомов, в силу чего происходила подмена философского понятия материи ее естественнонаучными «двойниками».

Материя как объективная реальность.

На рубеже Х1Х-ХХ столетий в физике были сделаны ряд открытий, которые радикально изменили прежние механистичные представления о материи. Были открыты рентгеновские лучи; доказано наличие электрона в атоме; в рамках специальной теории относительности был сформулирован закон соотношения массы и энергии; вследствие которых выяснилось, что атом делим, проницаем и не обладает «массой покоя» при перемещении со скоростью света. Тем самым было опровергнуто представление о том, что атом является базовым «строительным материалом мироздания», а «механическая масса», непроницаемость и неделимость есть абсолютные свойства материи. Обнаружив ограниченность прежних воззрений на материю, многие ученые и, примкнувшие к ним философы, сделали из этого катастрофический мировоззренческийвывод об «исчезновении Материи и материализма».

Однако, был предложен и диаметрально иной путь выхода из данного мировоззренческого кризиса. В частности, В. И Ленин дал новое определение материи, чтопозволило разграничить собственно философские и естественнонаучные концепции Материи, развести между собой проблему субстанциональной «первопричины» всего сущего и вопрос о субстратных основаниях единства (физического) мира.

«Материя, – полагает Ленин, - это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Ленин призывает не смешивать "материю философов" и представления о "материальном составе" в сферах научного познания. Единственное «свойство», с которым Ленин связывает свое определение материи, есть характеристика её как «объективной реальности».

Являясь обьективной реальностью, Материя существует «До», «Вне» и «Независимо» от сознания, в любых его разновидностях (будь-то «индивидуальное», «общественное» или «божественное» сознание). Это обстоятельство, делает ленинское определение мировоззренчески неуязвимым для последующих корректировок со стороны научного Разума, ибо, чтобы впредь не было открыто учеными в бытии (новые микрочастицы, поля или астро-физико-биохимические «состояния» и т.п.), все это будет лишь дополнять и конкретизировать исходную категорию «объективной реальности». Иначе говоря, ленинское определение предостерегает ученых от умозрительных попыток искать абсолютные и неизменные «субстратные первосущности» бытия, ориентирует на осмысление факта качественной и количественной неисчерпаемости мира и его познания.

Наряду с «объективной реальностью», можно выделить также «субъективную реальность», идеально полагаемых сознанием ценностно-смысловых измерений бытия и «реальность произведений Культуры», которые представляют собой предметно-практические «воплощения» субъективных человеческих замыслов в «материале» природных и социальных закономерностей.

Наконец, Материя начинает мыслиться существующей не «сама по себе», а в «отдельном» и посредством «отдельного», что подчеркивает бытийную взаимосвязь «общего», «особенного» и «единичного» в диалектическом осуществлении материей своих многообразных проявлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: