Целесообразно рассмотреть здесь и важнейший вклад эпохи Возрождения в биологические учения, в центре внимания которых стояла медицина. Медицинские факультеты итальянских университетов представляли собой выдающееся исключение из царившей в этих университетах общей бесплодности и обскурантизма (стр. 218). В частности, медицинский факультет Падуанского университета имел наилучшую репутацию и привлекал к себе самые блестящие умы. Это не оказало особо существенной помощи развитию медицинской практики, ибо должны были пройти еще века, прежде чем химия и биология были настолько изучены, чтобы наука могла эффективно применяться в борьбе с болезнями. Однако эти медицинские факультеты сыграли огромную роль в развитии естествознания.
Итальянские врачи и множество иностранных студентов, приезжавших в Италию для изучения медицины, вовсе не изолировались. Они свободно общались с мастерами-художниками, математиками, астрономами и инженерами. По сути дела, многие из них сами занимались некоторыми из этих профессий. Так,иапример,Коперник получил образование и практиковал как врач, будучи, кроме того, администратором и экономистом. Именно эти связи придавали европейской, в частности итальянской, медицине характерный для нее описательный, анатомический и механистический уклон. Человеческое тело расчленялось на части, изучалось, измерялось, описывалось и объяснялось как
|
|
Научная революц ия
исключительно сложная машина. Объяснения эти были слишком элементарными; о большей части того, что мы знаем сейчас о функциях или истории эволюции органов человеческого тела, в то время не догадывались, да и не могли догадываться. Тем не менее новые анатомия, физиология и патология —последними двумя терминами мы обязаны великому французскому врачу Жапу Фернелю (1497—1558),— по существу своему современные, были основаны на непосредственном наблюдении и опыте; оковы классического авторитета н магической традиции начинали разрушаться4-87.
Эта работа по созданию новых наук нашла свое конспективное выражение в великом труде Андрея Всзалия «De Humani Corporis Fabrica» («О строении человеческого тела».— Перев.), содержащем наиболее полное описание всех органов тела. И все же созданная Га леном классическая картина человеческого тела (стр. 176) все еще серьезно не критиковалась,и полезная анатомия продолжала служить вредной физиологии. Тем не менее основанной Андреем Веза-лием в 1537 году в Падуе школе предстояло выпустить несколько поколений анатомистов—предшественников Гарвея. Везалнй стал лекарем императора Карла V. Соперник этого последнего, Франциск I Французский, имел в качестве врача человека, который во многих отношениях был полной противоположностью Везалия»—Амбруаза Паре (1510—1590). Это был настоящий ремесленник, необразованный, писавший на разговорном французском языке о том, что видел своими собственными глазами и делал своими собственными руками. Он революционизировал методы лечения ран, в частности огнестрельных, ставших столь обычными в смертоносных войнах того времени.
|
|
Инженеры. Леонардо да Винчи
В эпоху Возрождения профессии мастера-художника, архитектора и инженера не различались. Мастер-художник мог получить поручение своего города или государя или вызваться сам отлить статую, построить собор, осушить болото или соорудить крепостные стены города. Мастер-ремесленник всегда должен был знать свойства материалов и способы обращения с ними. Мастер-художник эпохи Возрождения должен был знать не только всё это, но и еще многое другое: он должен был применять в своей работе геометрию и механику при сознательном подражании античности. Именно в этой области Леонардо да Винчи, каким бы первоклассным мастером-художником и естествоиспытателем он ни был, показал самые выдающиеся способности. Так, например, предлагая свои услуги миланскому герцогу, он перечисляет целый ряд военных механизмов, которые он умеет делать, и добавляет в конце: «Живописец я не хуже других»1-3. Его записные книжки показывают,"как ревностно изучал он работу металлистов и инженеров и как сам он стал первым выдающимся мастером в области механики и гидравлики. Его самой смелой попыткой, хотя и обреченной на провал, была попытка создать механический летательный аппарат —шедевр исследовательской мысли инженера, сочетавшей наблюдение за полетом птиц с постройкой моделей, расчетом и настоящими испыта-ниями4-66:4'113.
Изучение бесчисленного множества механических аппаратов, предложенных и обрисованных Леонардо, начиная от прокатных станов до подвижных землеройных машин, раскрывает другой аспект трагедии его гения'1*9. Он мог изобретать машины чуть ли не для любой цели и рисовать их несравненно хорошо, однако почти пи одна из инх и ни одна из наиболее важных не смогла бы работать, даже если бы он сумел найти достаточно денег, чтобы их сделать. Без количественного знания статики и динамики, без использования первичного двигателя вроде паровой машины инженер эпохи Возрождения фактически не мог даже выйти за пределы, установленные традиционной практикой. Заслуга его заключается не столько в том, что он сделал для развития машин, сколько во внушении образованному миру идеи о том, что действия природы могут быть объяснены с помощью механики.
216
Рождение современной науки
Жизнь и труды Леонардо да Винчи иллюстрируют как надежды, так и неудачи эпохи Возрождения'1-22. Живописец по образованию, он в юности своими разносторонними дарованиями приобрел покровительство влиятельных лиц в период самого блестящего расцвета итальянского искусства. Однако практика живописи не удовлетворяла его; он хотел в то же время понять определяющую природу того, что рисовал, и света, благодаря которому он видел это. Отсюда его разносторонние занятия оптикой, анатомией, изучением животных, растений и горных пород. В то же время он все больше и больше увлекался изучением значения движения и силы. Именно для того, чтобы осуществить свои идеи на практике, он поступил на службу к наиболее сильному государю своего времени, Лодовико Моро, герцогу Миланскому, однако над мим нависла тень войны, и Леонардо смог достичь здесь очень немногого. После падения Милана в 1499 году он был вынужден скитаться некоторое время с Чсзаре Бор-джа в его походах, затем находился на службе Флоренции и папы, скончавшись в результате изгнанником, будучи пенсионером Франциска I.
|
|
В течение всего этого времени Леонардо да Винчи стремился глубже проникнуть в определяющий смысл природы и общества, В этом ему помогло то обстоятельство, что он не имел университетского образования и, таким образом, ему не надо было переучиваться; но по той же самой причине у него не было ни систематизированного подхода, ни достаточных математических навыков для завершения развития своих идей или для того, чтобы убедить в их истинности других. Он не оставил после себя никакой школы и был скорее вдохновителем, чем руководителем.