Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Медицина эпохи Возрождения




Целесообразно рассмотреть здесь и важнейший вклад эпохи Возрождения в биологические учения, в центре внимания которых стояла медицина. Меди­цинские факультеты итальянских университетов представляли собой выдаю­щееся исключение из царившей в этих университетах общей бесплодности и обскурантизма (стр. 218). В частности, медицинский факультет Падуанского университета имел наилучшую репутацию и привлекал к себе самые блестя­щие умы. Это не оказало особо существенной помощи развитию медицинской практики, ибо должны были пройти еще века, прежде чем химия и биология были настолько изучены, чтобы наука могла эффективно применяться в борьбе с болезнями. Однако эти медицинские факультеты сыграли огромную роль в развитии естествознания.

Итальянские врачи и множество иностранных студентов, приезжавших в Италию для изучения медицины, вовсе не изолировались. Они свободно обща­лись с мастерами-художниками, математиками, астрономами и инженерами. По сути дела, многие из них сами занимались некоторыми из этих профессий. Так,иапример,Коперник получил образование и практиковал как врач, будучи, кроме того, администратором и экономистом. Именно эти связи придавали европейской, в частности итальянской, медицине характерный для нее описа­тельный, анатомический и механистический уклон. Человеческое тело расчле­нялось на части, изучалось, измерялось, описывалось и объяснялось как


Научная революц ия


исключительно сложная машина. Объяснения эти были слишком элементар­ными; о большей части того, что мы знаем сейчас о функциях или истории эво­люции органов человеческого тела, в то время не догадывались, да и не могли догадываться. Тем не менее новые анатомия, физиология и патология—послед­ними двумя терминами мы обязаны великому французскому врачу Жапу Фернелю (1497—1558),— по существу своему современные, были основаны на непосредственном наблюдении и опыте; оковы классического авторитета н маги­ческой традиции начинали разрушаться4-87.

Эта работа по созданию новых наук нашла свое конспективное выражение в великом труде Андрея Всзалия «De Humani Corporis Fabrica» («О строении человеческого тела».—Перев.),содержащем наиболее полное описание всех органов тела. И все же созданная Га леном классическая картина человеческого тела (стр. 176) все еще серьезно не критиковалась,и полезная анатомия продол­жала служить вредной физиологии. Тем не менее основанной Андреем Веза-лием в 1537 году в Падуе школе предстояло выпустить несколько поколений анатомистов—предшественников Гарвея. Везалнй стал лекарем императора Карла V. Соперник этого последнего, Франциск I Французский, имел в качестве врача человека, который во многих отношениях был полной противоположно­стью Везалия»—Амбруаза Паре (1510—1590). Это был настоящий ремесленник, необразованный, писавший на разговорном французском языке о том, что видел своими собственными глазами и делал своими собственными руками. Он рево­люционизировал методы лечения ран, в частности огнестрельных, ставших столь обычными в смертоносных войнах того времени.




Инженеры. Леонардо да Винчи

В эпоху Возрождения профессии мастера-художника, архитектора и инженера не различались. Мастер-художник мог получить поручение своего города или государя или вызваться сам отлить статую, построить собор, осушить болото или соорудить крепостные стены города. Мастер-ремесленник всегда должен был знать свойства материалов и способы обращения с ними. Мастер-художник эпохи Возрождения должен был знать не только всё это, но и еще многое другое: он должен был применять в своей работе геометрию и механику при сознательном подражании античности. Именно в этой области Леонардо да Винчи, каким бы первоклассным мастером-художником и есте­ствоиспытателем он ни был, показал самые выдающиеся способности. Так, например, предлагая свои услуги миланскому герцогу, он перечисляет целый ряд военных механизмов, которые он умеет делать, и добавляет в конце: «Живо­писец я не хуже других»1-3. Его записные книжки показывают,"как ревностно изучал он работу металлистов и инженеров и как сам он стал первым выдаю­щимся мастером в области механики и гидравлики. Его самой смелой попыткой, хотя и обреченной на провал, была попытка создать механический летательный аппарат—шедевр исследовательской мысли инженера, сочетавшей наблюдение за полетом птиц с постройкой моделей, расчетом и настоящими испыта-ниями4-66:4'113.



Изучение бесчисленного множества механических аппаратов, предложен­ных и обрисованных Леонардо, начиная от прокатных станов до подвижных землеройных машин, раскрывает другой аспект трагедии его гения'1*9. Он мог изобретать машины чуть ли не для любой цели и рисовать их несравненно хорошо, однако почти пи одна из инх и ни одна из наиболее важных не смогла бы работать, даже если бы он сумел найти достаточно денег, чтобы их сделать. Без количественного знания статики и динамики, без использования первичного двигателя вроде паровой машины инженер эпохи Возрождения фактически не мог даже выйти за пределы, установленные традиционной практикой. Заслуга его заключается не столько в том, что он сделал для развития машин, сколько во внушении образованному миру идеи о том, что действия природы могут быть объяснены с помощью механики.


216

Рождение современной науки


Жизнь и труды Леонардо да Винчииллюстрируют как надежды, так и неудачи эпохи Возрождения'1-22. Живописец по образованию, он в юности своими разносторонними дарованиями приобрел покровительство влиятельных лиц в период самого блестящего расцвета итальянского искусства. Однако практика живописи не удовлетворяла его; он хотел в то же время понять опре­деляющую природу того, что рисовал, и света, благодаря которому он видел это. Отсюда его разносторонние занятия оптикой, анатомией, изучением живот­ных, растений и горных пород. В то же время он все больше и больше увле­кался изучением значения движения и силы. Именно для того, чтобы осуществить свои идеи на практике, он поступил на службу к наиболее сильному государю своего времени, Лодовико Моро, герцогу Миланскому, однако над мим нависла тень войны, и Леонардо смог достичь здесь очень немногого. После падения Милана в 1499 году он был вынужден скитаться некоторое время с Чсзаре Бор-джа в его походах, затем находился на службе Флоренции и папы, сконча­вшись в результате изгнанником, будучи пенсионером Франциска I.

В течение всего этого времени Леонардо да Винчи стремился глубже про­никнуть в определяющий смысл природы и общества, В этом ему помогло то обстоятельство, что он не имел университетского образования и, таким образом, ему не надо было переучиваться; но по той же самой причине у него не было ни систематизированного подхода, ни достаточных математических навыков для завершения развития своих идей или для того, чтобы убедить в их истин­ности других. Он не оставил после себя никакой школы и был скорее вдохно­вителем, чем руководителем.





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 1283; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9061 - | 7311 - или читать все...

Читайте также:

 

3.214.224.224 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.