Именно потому, что техники и художники играли существенную роль как в добывании, так и в расходовании денег, они уже не были теперь столь презираемы, как это было в древнеклассическую или средневековую эпоху. Художественное мастерство (arts)—украшения и расцвечивания, живопись, скульптура и архитектура процветали и развивались с меньшим размахом, но зато имели значительно более оригинальный характер, чем в древнеклассические времена. Действительно новым было, однако, то уважение, каким стало пользоваться теперь практическое мастерство (art)—прядение, ткачество, гончарное дело, стеклошлифовка и, в особенности то мастерство, которое обеспечивало потребности и накопления богатства и ведения войны, а именно мастерство шахтеров и металлистов. Технические приемы мастеровых (artists) имели в эпоху Возрождения большее значение, чем в древнеклассические времена, ибо они находились уже в руках не рабов, а свободных людей, причем последние в общественном и экономическом отношении уже были не столь далеки от правителей, как это было в средние века. В средневековой Флоренции, например, мастеровые-художники были подчиненными членами важного цеха врачей и торговцев пряностями «Medici e Specialb; скульпторы стояли ниже, находясь в менее важном цеху строителей и каменщиков4-17. Однако к началу XVI века отдельные живописцы и скульпторы смогли воспользоваться благосклонностью пап и королей, хотя весьма часто им лишь с большим трудом удавалось добиться оплаты за свою работу.
|
|
Улучшение положения ремесленников позволило возобновить связь между их традициями и традициями теоретиков, которая была разорвана чуть ли не с начала ранних цивилизаций. И тем и другим предстояло внести важнейший вклад в науку: ремесленники могли дополнить старые технические приемы классической античности новыми изобретениями, появившимися в средние века; теоретики могли сделать свой вклад в области мировоззрения, идей и, быть может больше всего, логических методов доказательства, заимствованных у греков через арабскую и схоластическую философию, а также в разработке новых методов вычисления. Такое соединение этих двух подходов заняло некоторое время и постепенно распространялось, охватывая сначала различные области познания и деятельности. Однако стоило только этим двум составляющим объединиться, как ничто уже не могло бы больше разъединить их. Основная
Научная революция
интеллектуальная задача Возрождения состояла в новом открытии и овладении миром созданного (art) и естественного.
Обозрение мира
Эпоха Возрождения изобилует важными описательными трудами, охваты» вавшйми все области человеческого опыта. Широта интересов того времена
|
|
Рис. 8. Наука и техника в эпоху Возрождения.
а —лаборатория пробирщика с пробирными чашками. Заранее взвешеннее количество руды смешивается с чистым свинцом н сжигается в печи. Получившийся блестящий шарик серебра снова взвешивается, и таким образом количественно определяется выход металла из |>уды (стр. 216).
б—перегонные кубы для производства крепких спиртных напитков. Справа мы видим конденсатор отлива, где охлаждается более слабый спирт, который затем снова перегоняется; с левой стороны—перегониый куб с теплым конденсатором, погруженным в большой чаи с водой
(стр. 191, 325).
в—механическое волочение проволоки.
Водяное колесо приводит в движение коленчатый рычаг, который при
каждом полуобороте протаскивает проволоку через волочильную плиту
<етр. 186).
(Из «Пиротехники* Бирингуччо.).
14*
212
Рождение современной науки
проявляется в достижениях человека, который сам был олицетворением своего века,—великого универсала-инженера, ученого и художника (artist) Леонардо да Винчи. Двумя величайшими победами этой эпохи было понятное изложение системы небес, в центре которой находилось Солнце,—системы Коперника в его труде «De Revolutiombus Orbium Coelestium» («Об обращении небесных сфзр».— Перез.)4-84, и первая подробная анатомия человеческого тела, показанная в сочинении Всзалпя «De Humani Corporis Fabrica»(«0 строении человеческого тела».— Переа.у-100; работы опубликованы одновременно в 1543 году. В них впервые было показано, как выглядят'небесные сф-гры или человеческое тело для того, кто имает достаточно пытливый взор, чтобы видеть самому, а несмотреть сквозь очки античного авторитета. Они были выдвинуты и с самого начала приняты новым светским обществом, также учившимся наблюдать и экспериментировать. Только позднее, когда начали выявляться политические последствия нового взгляда, власти испугались и попытались, хоть уже было поздно, помешать его распространению.
За этими важнейшими трудами последовали многие другие, касающиеся различных областей созданного и естественного, которыми пренебрегали древние. Среди них «Пиротехника»'1-91 Бириигуччо (1480—1539), в которой описываются металлическая, стекольная и химическая промышленности, и «De Re Malallica» («О природе ископаемых»)4- и Георга Бауэра или Агриколы (1490— 1555), вероятно, наилучший по тому времени трактат по технике, ибо в нем описывались не только минералы и металлы, но также и практика и даже экономика горнорудного дела. Позднее в таких кннгах, как труды Геснера (1516— 1565), Ронделэ (1507—1566) и Белона (1517—1564), появилось много великолепных описаний животных н растений как Старого, так и Нового Света4,4414*21. К ним можно также добавить бесчисленные отчеты об исследованиях новых стран, в том числе «Письма» Америго Веспуччи4-110, появившиеся в 1504 году, что привело, без достаточных на то оснований, к присвоению вновь открытому континенту его имени, и первый отчет Пигафгтты о кругосветном путешествии Магеллана в 1519—1522 годах.
| Первоначальная фаза научной революции была скорее фазой описаний и критики, чем конструктивной мысли. Такая мысль должна была прийти позже. Сначала ндет исследование широких горизонтов и опровергаются старые авторитеты. Совершенствование мастерства и технических приемов обусловило позитивные стимулы и материальные средства для прогресса новой науки. Религиозные разногласия и конфликты поколебали остов ортодоксии и позволили небольшому числу люден мыслить самостоятельно. Отношение повой религии к личному суждению и прямой ответственности проистекало из той же самой потребности, которая вызвала рост науки. Такое отношение представляло собой существенную предпосылку для победы капиталистической экономики. Прежде чем приступить к рассмотрению положения и влияния науки в эпоху Возрождения, необходимо сначала сказать несколько слов о важнейших факторах, которые имели место в этот период. Основными из них являются факторы, связанные с мастерством и техническими приемами, и а частности с техническими приемами инженерного дела и мореплавания.
|
|
Научная революц ия
гательиое средство скромными ремесленниками или монахами, состоявшими на службе церкви и, гораздо реже, на службе рыцарства.
Общественное и экономическое значение художественного мастерства (art) в эпоху Возрождения было, однако, совсем иного порядка. На искусство (art), особенно на живопись, не только расходовалось значительно больше средств, чем раньше, но и впервые за все время искусство начали ценить само по себе. Мастера-художники шли на службу к купеческим монархам повсюду, где процветало это искусство—сначала в Италии, затем в Бургундии, Фландрии и Верхней Германии. Существовала ненасытная потребность в более выразительных и броских формах, которые служили бы фоном для нового стиля жизни богачей4*17. Вместе с тем улучшилось положение мастеровых-художников; в большинстве итальянских городов создавались студии, которые были одновременно университетами и лабораториями. Само художестленное мастерство, продолжая оставаться традиционным, стало сознательным и научным. Мастеровые-художники ставили перед собой новые задачи и находили новое материальное н интеллектуальное их решение. Ни в какое другое время в истории человечества изобразительное мастерство не имело такого большого влияния на развитие науки, и, вероятно, не случайно, что этот интерес к такому мастерству совпал с самым началом важнейшего преобразования в истории науки