Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тесное объединение ремесленника и теоретика




Именно потому, что техники и художники играли существенную роль как в добывании, так и в расходовании денег, ониуже не были теперь столь прези­раемы, как это было в древнеклассическую или средневековую эпоху. Худо­жественное мастерство (arts)—украшения и расцвечивания, живопись, скульп­тура и архитектура процветали и развивались с меньшим размахом, но зато имели значительно более оригинальный характер, чем в древнеклассические времена. Действительно новым было, однако, то уважение, каким стало поль­зоваться теперь практическое мастерство (art)—прядение, ткачество, гончарное дело, стеклошлифовка и, в особенности то мастерство, которое обеспечивало потребности и накопления богатства и ведения войны, а именно мастерство шахтеров и металлистов. Технические приемы мастеровых (artists) имели в эпоху Возрождения большее значение, чем в древнеклассические времена, ибо они находились уже в руках не рабов, а свободных людей, причем послед­ние в общественном и экономическом отношении уже были не столь далеки от правителей, как это было в средние века. В средневековой Флоренции, напри­мер, мастеровые-художники были подчиненными членами важного цеха врачейиторговцев пряностями «Medici e Specialb; скульпторы стояли ниже, находясь в менее важном цеху строителей и каменщиков4-17. Однако к началу XVI века отдельные живописцы и скульпторы смогли воспользоваться благосклонностью пап и королей, хотя весьма часто им лишь с большим трудом удавалось добиться оплаты за свою работу.

Улучшение положения ремесленников позволило возобновить связь между их традициями и традициями теоретиков, которая была разорвана чуть ли не с начала ранних цивилизаций. И тем и другим предстояло внести важнейший вклад в науку: ремесленники могли дополнить старые технические приемы классической античности новыми изобретениями, появившимися в средние века; теоретики могли сделать свой вклад в области мировоззрения, идей и, быть может больше всего, логических методов доказательства, заимствованных у гре­ков через арабскую и схоластическую философию, а также в разработке новых методов вычисления. Такое соединение этих двух подходов заняло некоторое время и постепенно распространялось, охватывая сначала различные области познания и деятельности. Однако стоило только этим двум составляющим объединиться, как ничто уже не могло бы больше разъединить их. Основная


Научная революция


интеллектуальная задача Возрождения состояла в новом открытии и овла­дении миром созданного (art) и естественного.

Обозрение мира

Эпоха Возрождения изобилует важными описательными трудами, охваты» вавшймивсе области человеческого опыта. Широта интересов того времена




Рис. 8. Наука и техника в эпоху Возрождения.

а—лаборатория пробирщика с пробирными чашками. Заранее взвешеннее количество руды смешивается с чистым свинцом н сжигается в печи. Получившийся блестящий шарик серебра снова взвешивается, и таким образом количественно определяется выход металла из |>уды (стр. 216).

б—перегонные кубы для производства крепких спиртных напитков. Справа мы видим конденсатор отлива, где охлаждается более слабый спирт, который затем снова перегоняется; с левой стороны—перегониый куб с теплым конденсатором, погруженным в большой чаи с водой

(стр. 191, 325).

в—механическое волочение проволоки.

Водяное колесо приводит в движение коленчатый рычаг, который при

каждом полуобороте протаскивает проволоку через волочильную плиту

<етр. 186).

(Из «Пиротехники* Бирингуччо.).

14*


212

Рождение современной науки


проявляется в достижениях человека, который сам был олицетворением своего века,—великого универсала-инженера, ученого и художника (artist) Леонардо да Винчи. Двумя величайшими победами этой эпохи было понятное изложение системы небес, в центре которой находилось Солнце,—системы Коперника в его труде «De Revolutiombus Orbium Coelestium» («Об обращении небесных сфзр».—Перез.)4-84, и первая подробная анатомия человеческого тела, показан­ная в сочинении Всзалпя «De Humani Corporis Fabrica»(«0 строении человече­ского тела».—Переа.у-100; работы опубликованы одновременно в 1543 году. В них впервые было показано, как выглядят'небесные сф-гры или человеческое тело для того, кто имает достаточно пытливый взор, чтобы видеть самому, а несмотреть сквозь очки античного авторитета. Они были выдвинуты и с само­го начала приняты новым светским обществом, также учившимся наблюдать и экспериментировать. Только позднее, когда начали выявляться политиче­ские последствия нового взгляда, власти испугались и попытались, хоть уже было поздно, помешать его распространению.



За этими важнейшими трудами последовали многие другие, касающиеся различных областей созданного и естественного, которыми пренебрегали древ­ние. Среди них «Пиротехника»'1-91 Бириигуччо (1480—1539), в которой описы­ваются металлическая, стекольная и химическая промышленности, и «De Re Malallica» («О природе ископаемых»)4-и Георга Бауэра или Агриколы (1490— 1555), вероятно, наилучший по тому времени трактат по технике, ибо в нем описывались не только минералы и металлы, но также и практика и даже эко­номика горнорудного дела. Позднее в таких кннгах, как труды Геснера (1516— 1565), Ронделэ (1507—1566) и Белона (1517—1564), появилось много велико­лепных описаний животных н растений как Старого, так и Нового Света4,4414*21. К ним можно также добавить бесчисленные отчеты об исследованиях новых стран, в том числе «Письма» Америго Веспуччи4-110, появившиеся в 1504 году, что привело, без достаточных на то оснований, к присвоению вновь открытому континенту его имени, и первый отчет Пигафгтты о кругосветном путешествии Магеллана в 1519—1522 годах.

| Первоначальная фаза научной революции была скорее фазой описаний и критики, чем конструктивной мысли. Такая мысль должна была прийти позже. Сначала ндет исследование широких горизонтов и опровергаются старые авторитеты. Совершенствование мастерства и технических приемов обусловило позитивные стимулы и материальные средства для прогресса новой науки. Религиозные разногласия и конфликты поколебали остов ортодоксии и позволили небольшому числу люден мыслить самостоятельно. Отношение повой религии к личному суждению и прямой ответственности проистекало из той же самой потребности, которая вызвала рост науки. Такое отношение представляло собой существенную предпосылку для победы капиталистиче­ской экономики. Прежде чем приступить к рассмотрению положения и влияния науки в эпоху Возрождения, необходимо сначала сказать несколько слов о важнейших факторах, которые имели место в этот период. Основными из них являются факторы, связанные с мастерством и техническими приемами, и а частности с техническими приемами инженерного дела и мореплавания.

Научная революц ия


гательиое средство скромными ремесленниками или монахами, состоявшими на службе церкви и, гораздо реже, на службе рыцарства.

Общественное и экономическое значение художественного мастерства (art) вэпоху Возрождения было, однако, совсем иного порядка. На искусство (art), особенно на живопись, не только расходовалось значительно больше средств, чем раньше, но и впервые за все время искусство начали ценить само по себе. Мастера-художники шли на службу к купеческим монархам повсюду, где процветало это искусство—сначала в Италии, затем в Бургундии, Фландрии и Верхней Германии. Существовала ненасытная потребность в более вырази­тельных и броских формах, которые служили бы фоном для нового стиля жизни богачей4*17. Вместе с тем улучшилось положение мастеровых-художни­ков; в большинстве итальянских городов создавались студии, которые были одновременно университетами и лабораториями. Само художестленное мастер­ство, продолжая оставаться традиционным, стало сознательным и научным. Мастеровые-художники ставили перед собой новые задачи и находили новое материальное н интеллектуальное их решение. Ни в какое другое время в исто­рии человечества изобразительное мастерство не имело такого большого влия­ния на развитие науки, и, вероятно, не случайно, что этот интерес к такому мастерству совпал с самым началом важнейшего преобразования в истории науки





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 478; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10604 - | 7802 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.239.102 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.