Мастера-художники помогали упрочению науки в основном тем, что они развивали способность воображения и умения изображать перспективу -, пробуждали интерес к природе и, в частности, к анатомии человеческого тела, применяли свои силы в гражданском и военном деле. Леонардо да Винчи делил свое время между всеми этими областями искусства, и хотя ои был величайшим мастером, однако, он не мог бы один все это сделать.
Первым манифестом эпохи Возрождения был «Trattato clella Piitura» («Трактат о живописи».— Перев.) Леона Баттиста Альберти (1404—1472), написанный им в 1434 году. Альберти происходил из зажиточной семьи, высланной из Флоренции по политическим мотивам. Тем не менее ои не гнушался посвятить себя художественному мастерству или учиться у рабочих-ремесленников. «Ои учился у всех, расспрашивая кузнецов, строителей, корабельных мастеров и даже сапожников, чтобы выведать какой-либо необычный прием или секрет знакомого им ремесла, и часто даже прикидывался невеждой, чтобы выявить искусность других»4-15. Он был одним из первых сторонников формальной перспективы, изобретенной Бруиеллсски в начале XV века. Главную цель живописи Альберти видел в изображении в двух измерениях фигур, имеющих три измерения. В соответствии с этим он требовал от всех художников досконального знания геометрии и прибегал к помощи оптических пособий, таких, как «камера-обскура»—для ландшафтов,и прямоугольной системы осей координат— для нанесения поля зрения. Основная метрическая концепция трехмерного пространства почти интуитивно стала в эпоху Возрождения—благодаря осуществлению этой программы такими художниками, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья,—чуть ли не общепринятой.
Называя живопись наукой, Леонардо да Винчи только выражал господствовавшую в то время точку зрения. В своем трактате о живописи, опубликованном вместе с его «Paragone», он категорически утверждает:
«Наука живописи распространяется на все цвета поверхностей и на фигуры одетого ими тела, на их близость и отдаленность с соответствующими степенями уменьшения в зависимости от степеней расстояния. Эта наука—мать перспективы, т. е. (учения) о зрительных линиях».
В своем ответе тем, кто осуждал живопись как нечто полумеханическое, Леонардо да Винчи возражает, прямо противореча Платону (стр. 105):
214
Рождение современной науки
«...и астрология и другие (науки) проходят через действие рук; по сначала они являются умозрительными, как и живопись, которая первоначально находится в душе своего зрителя и не может достигнуть своего совершенства без действия рук. Сначала установим научные и истинные основания живописи... каковые уразумеваются только сознанием, без работы рук. И это—та наука живописи, которая остается в сознании размышляющих о ней. От нее родится потом действие, много более достойное, чем названное выше размышление или наука»4-1 н.
Природа и человек
Возрождение явилось периодом торжества движения реализма в искусстве. Древисклассическое и даже еще в большей степени византийское искусство сосредоточивало свое внимание на идеальных формах и достижении эффекта с помощью традиционного символизма. Уже в средние века образы, взятые из природы, вроде листьев или животных, начинают вкрадываться в картины в виде второстепенных деталей. В эпоху Возрождения этот реализм распространяется также и на изображение центральных фигур картин—людей. Все это требовало самого тщательного наблюдения природы в ее естественном состоянии—гор, скал, деревьев, цветов, зверей и птиц—и таким образом заложило основы геологии и естественной истории, которые с тех пор перестали выводиться из книг с помощью и логики. Но в первую очередь это реалистическое направление требовало знания анатомии самого человека для понимания механизма жестов и выражений. Искусство Возрождения не было пи импрессионистским, ни формалистическим. Альберти призывал живописцев рассматривать в человеческой фигуре кости, затем соединяющие их мускулы и только в последнюю очередь—облекающее фигуру одеяние. Леонардо пошел в своей практике и наставлениях еще дальше. От изображения статической фигуры он перешел к динамичной, значит—к физиологии и динамике. Изображение движущихся людей или животных было для него лишь вспомогательным средством для выражения духа, или души, одушевляющей это движение. Все это требовало глубокого изучения анатомии мозга и внутренних органов, в изображении которых Леонардо оставался непревзойденным мастером. Новая анатомия, приведшая к открытию Гарвеем кровообращения, была столь же многим обязана мастерам-художникам» как и врачам.