Перспектива и способность воображения

Мастера-художники помогали упрочению науки в основном тем, что они развивали способность воображения и умения изображать перспективу -, пробуждали интерес к природе и, в частности, к анатомии человеческого тела, применяли свои силы в гражданском и военном деле. Леонардо да Винчи делил свое время между всеми этими областями искусства, и хотя ои был величайшим мастером, однако, он не мог бы один все это сделать.

Первым манифестом эпохи Возрождения был «Trattato clella Piitura» («Трактат о живописи».— Перев.) Леона Баттиста Альберти (1404—1472), напи­санный им в 1434 году. Альберти происходил из зажиточной семьи, высланной из Флоренции по политическим мотивам. Тем не менее ои не гнушался посвя­тить себя художественному мастерству или учиться у рабочих-ремесленников. «Ои учился у всех, расспрашивая кузнецов, строителей, корабельных мастеров и даже сапожников, чтобы выведать какой-либо необычный прием или секрет знакомого им ремесла, и часто даже прикидывался невеждой, чтобы выявить искусность других»4-15. Он был одним из первых сторонников формальной пер­спективы, изобретенной Бруиеллсски в начале XV века. Главную цель живопи­си Альберти видел в изображении в двух измерениях фигур, имеющих три измерения. В соответствии с этим он требовал от всех художников доскональ­ного знания геометрии и прибегал к помощи оптических пособий, таких, как «камера-обскура»—для ландшафтов,и прямоугольной системы осей координат— для нанесения поля зрения. Основная метрическая концепция трехмерного пространства почти интуитивно стала в эпоху Возрождения—благодаря осуще­ствлению этой программы такими художниками, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья,—чуть ли не общепринятой.

Называя живопись наукой, Леонардо да Винчи только выражал господ­ствовавшую в то время точку зрения. В своем трактате о живописи, опубли­кованном вместе с его «Paragone», он категорически утверждает:

«Наука живописи распространяется на все цвета поверхностей и на фигуры одетого ими тела, на их близость и отдаленность с соответствующими степенями уменьшения в зависимости от степеней расстояния. Эта наука—мать перспек­тивы, т. е. (учения) о зрительных линиях».

В своем ответе тем, кто осуждал живопись как нечто полумехани­ческое, Леонардо да Винчи возражает, прямо противореча Платону (стр. 105):


214

Рождение современной науки


«...и астрология и другие (науки) проходят через действие рук; по сначала они являются умозрительными, как и живопись, которая первоначально нахо­дится в душе своего зрителя и не может достигнуть своего совершенства без действия рук. Сначала установим научные и истинные основания живописи... каковые уразумеваются только сознанием, без работы рук. И это—та наука живописи, которая остается в сознании размышляющих о ней. От нее родится потом действие, много более достойное, чем названное выше размышление или наука»4-1 н.

Природа и человек

Возрождение явилось периодом торжества движения реализма в искусстве. Древисклассическое и даже еще в большей степени византийское искусство сосредоточивало свое внимание на идеальных формах и достижении эффекта с помощью традиционного символизма. Уже в средние века образы, взятые из природы, вроде листьев или животных, начинают вкрадываться в картины в виде второстепенных деталей. В эпоху Возрождения этот реализм распростра­няется также и на изображение центральных фигур картин—людей. Все это требовало самого тщательного наблюдения природы в ее естественном состоя­нии—гор, скал, деревьев, цветов, зверей и птиц—и таким образом заложило основы геологии и естественной истории, которые с тех пор перестали выводиться из книг с помощью и логики. Но в первую очередь это реалистическое напра­вление требовало знания анатомии самого человека для понимания меха­низма жестов и выражений. Искусство Возрождения не было пи импрессиони­стским, ни формалистическим. Альберти призывал живописцев рассматривать в человеческой фигуре кости, затем соединяющие их мускулы и только в послед­нюю очередь—облекающее фигуру одеяние. Леонардо пошел в своей практике и наставлениях еще дальше. От изображения статической фигуры он перешел к динамичной, значит—к физиологии и динамике. Изображение движущихся людей или животных было для него лишь вспомогательным средством для выра­жения духа, или души, одушевляющей это движение. Все это требовало глу­бокого изучения анатомии мозга и внутренних органов, в изображении которых Леонардо оставался непревзойденным мастером. Новая анатомия, приведшая к открытию Гарвеем кровообращения, была столь же многим обязана масте­рам-художникам» как и врачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: