Объектом исследования является порождающий проблемную ситуацию фрагмент реальности, на рассмотрение которого направлена активность исследователя. В психологии в качестве объекта исследования выступает то или иное психическое явление: процесс, свойство или состояние. Так, при указанной выше проблемной ситуации и цели работы, в качестве объекта психологического исследования может выступить мотивационная сфера человека. Второй пример в качестве объекта исследования предполагает структуру гендерной идентичности личности.
В качестве предмета исследования выступает сторона объекта, которая преобразуется под воздействием исследователя или измеряется им. Различные отрасли психологии изучают разные стороны одних и тех же объектов. Например, в клинической психологии предметом исследования является клиническая сторона психологического явления, сторона, которая обуславливает клиническую картину функционирования психического явления. В этом смысле предмет всегда ýже объекта. В первом из приведенных примеров предметом исследования может быть специфика осознания мотивов при игровой компьютерной зависимости. Во втором – связь нарушений гендерной идентичности при нервной анорексии с развитием заболевания.
|
|
Предмет исследования отражает основное содержание научной работы и определяет ее тему, наименование которой указывается на титульном листе.
При указании предмета и объекта исследования распространены следующие ошибки:
· Крайне узкое определение объекта.
· Слишком широкое определение предмета.
· Определение предмета шире, чем объекта.
· Указание выборки (контингента обследуемых) в качестве объекта или предмета исследования.
· Указанный в работе объект не соответствует предметной тематике специальности (например, в работе по психологии в качестве объекта указывается объект из другой научной области).
· Указанный в работе предмет не соответствует предметной тематике специализации студента (например, при специализации по нейропсихологии указывается предмет из области другой дисциплины).
Гипотеза
Гипотеза исследования – это утверждение, истинность или ложность которого не известна, но может быть проверена эмпирическим путем. Научная гипотеза выдвигается в качестве наиболее вероятного, по мнению автора, выхода из проблемной ситуации, описанной им при обосновании актуальности исследования, и должна быть содержательно связана с объектом и предметом исследования.
Гипотезы обязательно должны присутствовать как в работах с эмпирической частью, так и в обзорно-аналитических работах. Путь проверки гипотез в работах эмпирического характера очевиден. В таких работах эмпирическое исследование как раз и направляется на проверку выдвинутых гипотез. Путь проверки гипотез в обзорно-аналитических работах зависит от предмета исследования. Если предмет исследования в теоретической работе относится к сфере психического, то для проверки выдвинутых гипотез такая работа должна включать в себя хотя бы некоторые элементы мета-анализа, основанного на использовании, в качестве эмпирических фактов, результатов эмпирических исследований других авторов. Если же предмет исследования в теоретической работе относится к историко-психологической области или области методологии психологии, то проверка гипотез в работах такого рода может осуществляться путем аксиоматических доказательств, как, например, в математике, с применением законов формальной логики высказываний. В историко-психологических исследованиях эмпирическими фактами, служащими для проверки гипотез, являются исторические даты и теоретические высказывания (утверждения). В методологических работах по психологии эмпирический базис, служащий для проверки гипотез, составляет понятийный строй психологии.
|
|
Примером гипотезы в эмпирическом исследовании может являться предположение о том, что для индивидов, имеющих патологическую психологическую зависимость, характерна сниженная способность к осознанию мотивов своего поведения. Как видно из данного примера, в гипотезе, фактически, высказывается предположение о том, в чем состоит специфика осознания мотивов при игровой компьютерной зависимости, обуславливающая природу психологической зависимости, то есть гипотеза – это предположение об особенностях предмета исследования, позволяющее полностью устранить (объяснить) исследуемую проблемную ситуацию или приблизится к ее разрешению.
В указанном выше втором примере гипотезой исследования выступает предположение о том, что на последних стадиях развития заболевания преобладают личности с нарушением гендерной идентичности в форме увеличения количества маскулинных качеств. Таким образом, в гипотезе предлагается объяснение связи нарушений гендерной идентичности с развитием заболевания, что обуславливает специфику полоролевой структуры при нервной анорексии. Эта же гипотеза на теоретико-методологическом уровне, согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, может выглядеть так: гендер как аналог ВПФ является гибким, динамичным образованием, которое может менять свои значения в ходе болезни. Таким образом, речь идет о рассмотрении болезни как инструмента коррекции полоролевой идентичности, т.е., фактически, о гендерном смысле болезни.
В зависимости от степени общности гипотез различают теоретические и эмпирические гипотезы. В теоретических гипотезах употребляются научно-психологические понятия, непосредственно не представленные в мире эмпирии. В эмпирические же гипотезы включены термины, обозначающие эмпирически непосредственно управляемые и/или измеряемые переменные (параметры, свойства, явления, факты). Поскольку круг эмпирически непосредственно управляемых и/или измеряемых переменных определяется исходя из используемого методического инструментария, эмпирические гипотезы могут быть сформулированы только после определения методов и методик исследования, что касается как введения, так и основной части работы.
При формулировании гипотез распространены следующие ошибки:
· Предположение, выраженное в гипотезе, так очевидно, что является аксиоматичным и даже банальным, где нечего проверять, нет предмета исследования.
· Гипотеза имеет либо чрезмерно общий, либо крайне узкий характер. В этом случае она распространяется на любые другие сферы или не представляет практического интереса.
· В гипотезе употребляются понятия, которые определены в работе не однозначно.
· В предложенной формулировке гипотеза оказывается эмпирически не опровержимой.