Содержание описания методов и методик исследования

В начале методического описания исследования принято указывать выбранный в работе метод [14] исследования. В клинико-психологических работах первым обычно описывается метод клинико-психологической беседы.

Последовательность дальнейшего описания методической организации исследования может варьироваться в зависимости, как от способа организации исследования, так и из иных соображений, таких как связанность текста, группировка описания в соответствии с задачами исследования и т.п. В любом случае можно говорить о двух сторонах методической организации исследования: организационной (этапы и условия проведения исследования) и инструментальной (аппаратура, психодиагностические тесты и методики и прочие материалы и оборудование).

При организации экспериментального исследования описывается экспериментальная схема, указываются зависимые и независимые переменные, последовательно излагаются этапы исследования. При организации корреляционного исследования выделяются измеряемые признаки (свойства и характеристики). Описание методик измерения психологических признаков рекомендуется проводить по семантическим блокам, как правило, подобные семантические группы методик выделяются на основании исследовательских задач. Например, при изучении составляющих внутренней картины болезни целесообразно отдельно представить блок исследования смыслового, эмоционального, когнитивного и телесного компонентов.

В случае применения какого-либо технического оборудования, дается перечень его названий согласно техническому паспорту, с указанием существенных технических показателей всех примененных в исследовании приборов и технических установок.

При использовании в исследованиипсихологического инструментария даются ссылки на используемые тесты и методики и приводится их краткое описание, достаточное для понимания читателем их сути. Так при использовании широко известной методики достаточно указать, для решения каких задач будут использованы те или иные показатели, регистрируемые с помощью данной методики, и объяснить, выбор в пользу этой методики, а не какой-либо другой. При применении редко используемой методики следует дать более подробное описание, включая сведения о ее методологическом основании, принципах организации, способах подсчета результатов, интерпретации показателей (шкал), надежности и валидности и т.д.

При представлении каждой методики необходимо привести описание методики, которое, в зависимости от степени известности методики, включает: инструкцию, общее сведения о ее предназначении (что измеряет и для кого предназначена), информация о ее психометрических характеристиках (надежности, валидности), способы подсчета результатов, интерпретацию показателей (шкал), примеры стимульного материала[15] и др.

Помимо оборудования и психологического инструментария описываются любые иные материалы, с которыми работают испытуемые, перечисляются их существенные технические и/или психологические характеристики.

При описании оборудования, психологического инструментария и прочих материалов обязательно указываются цели их применения, перечисляются все измеряемые показатели, которые будут использованы при описании результатов, их анализе и обсуждении, проводится анализ надежности и валидности этих параметров, объясняется, для решения каких задач исследования будет использован каждый регистрируемый показатель.

При описании условий проведения исследования на каждом из его этапов следует обосновать необходимость проведения этих этапов, объяснить, какие задачи исследователь решает на каждом из них. Для каждого этапа исследования описываются задачи испытуемого: инструкции для него, материал, с которым он работает, последовательность предъявления и использования этого материала. При описании каждого этапа указывается, какие параметры при этом регистрируются, обосновывается их значение для решения исследовательских задач, указываются эмпирические гипотезы (результаты предполагаемые, исходя из выдвинутых в исследовании теоретических гипотез).

Данный раздел работы завершается перечислением применяемых методов математико-статистической обработки и анализа данных (без описания алгоритмов расчета статистических оценок и критериев). При этом требуется пояснять, какие задачи решаются с применением каждого этих методов. Кроме того, необходимо указать компьютерные программы, используемые для анализа данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: