Факторы, влияющие на способность поддерживать безопасную окружающую среду

I. Независимость и возраст. Состояние зависимости (независимости) тесно связано с возрастом: зависимость в детстве, независимость в зрелом возрасте и вероятность зависимости в преклонном возрасте.

В зрелом возрасте люди, как правило, хорошо понимают риск опасности и личной ответственности за поддержание безопасности. Но у пожилых, даже если восприятие окружающего мира достаточно остро, то физическая немощь уменьшает способность человека быстро реагировать, чтобы избежать травмы, например, при падении или ожогах.

Если же смотреть на эту фундаментальную потребность шире, можно сделать вывод, что ни один человек не имеет полной независимости. Независимо от усилий обеспечить (сохранить) свою безопасность все люди подвергаются опасности и бессильны полностью противостоять ей или устранить ее. Каждый человек зависит от окружающих его людей.

Следуя холистическому подходу, можно с уверенностью сказать, что на фундаментальную потребность, связанную с поддержанием безопасной окружающей среды, оказывают влияние биологические, психологические, социо-культурные и политико-экономические факторы.

II. Биологические факторы (анатомические и физиологические) активно включаются в повседневную жизнь для поддержания безопасности, особенно если она связана с приемом пищи и жидкости. Внешнюю угрозу для безопасности человек определяет с помощью зрения, слуха, прикосновения, обоняния и ощущением вкуса.

Любое ослабление восприятия с помощью этих органов чувств делает человека более беззащитным в окружающем мире, и, следовательно, с большей вероятностью может произойти несчастный случай.

Немощный человек преклонного возраста или человек, страдающий тем или иным заболеванием, или с физическими недостатками при определенных обстоятельствах просто физически неспособен избежать несчастного случая.

Но в то же время у каждого существуют внутренние (резервные) возможности, помогающие поддерживать безопасную окружающую среду.

Так, у человека два глаза, два уха, две почки; кости черепа защищают головной мозг, а позвоночник — спинной; грудная клетка защищает сердце и легкие; неповрежденная кожа защищает внутреннюю среду человека от множества потенциально опасных внешних факторов; миндалины позволяют «улавливать» болезнетворные микробы; благодаря рефлекторной дуге рука мгновенно отодвигается от горячего предмета; глаз закрывается, как только в него попадает инородное тело. Глаза защищают также слезы.

Одним из внутренних защитных механизмов является иммунитет, который возникает при многих инфекциях.

III. Психологические факторы. Люди с ослаблением познавательных способностей не в состоянии приобрести достаточные знания и быстро реагировать на угрозу своей безопасности. Испытывая серьезные затруднения в обучении, они становятся зависимыми от других при внешних неблагоприятных условиях и нуждаются в наблюдении и своевременной помощи.

IV. Отношение самого человека к безопасности и предупреждению опасных ситуаций является важным фактором при проведении первичной оценки состояния человека. К сожалению, многие из нас полагают, что несчастные случаи, пожары и инфекционные заболевания происходят с другими и надеются, что с нами ничего подобного не произойдет.

V. Особенности характера и темперамента также играют роль при выработке позиции человека по поддержанию безопасной среды. Особое значение имеет оценка настроениячеловека, поскольку рассерженные люди становятся агрессивными и даже склонными к насилию, а потому могут нанести увечье себе и окружающим.

Люди, находящиеся в состоянии депрессии, — потенциальный источник опасности для себя и для других, так как апатия, утрата смысла жизни и уверенности приводят к снижению внимания. Обеспокоенные и озабоченные, они могут стать жертвами несчастного случая даже в обычных для них условиях.

VI. Социо-культурные факторы. Во всем мире среди серьезных проблем все большую тревогу вызывают преднамеренные насильственные нанесения увечий детям, членам семьи, престарелым людям.

VII. Уверенность или самонадеянность также отражаются на безопасности (имеет значение как чрезмерная, так и недостаточная уверенность в себе).

VIII. Уровень стресса для человека — важный фактор в поддержании безопасности окружающей среды.

Физиологические и социо-культурные стрессоры часто связаны с жизненными обстоятельствами (кризисами). Например, для ребенка стрессором может быть отнятие от груди, для взрослого в случае внезапного заболевания — обучение умению ходить в туалет, период половой зрелости.

Определенные периоды жизни сопровождаются обстоятельствами, приводящими к неизбежной напряженности и беспокойству (например, перемена места работы/учебы, замужество или смерть любимых людей).

IX. Эмоциональное оскорбление является психологическим фактором, от которого человек получает ранение, хотя оно и не физическое. Разрушительны последствия обид, оскорблений и насилия, особенно по отношению к детям.

Так, Н. Роупер приводит следующие данные: В своем ежегодном отчете за 1993-1994 г.г. Национальное общество по предотвращению жестокости в отношении детей привело данные о том, что в Великобритании каждую неделю умирает трое из четырех детей по причине плохого обращения и отсутствия заботы со стороны родителей. В эту организацию за 1992- 1993 г.г. с просьбой о помощи обратилось 14624 человека:

  • сексуальные злоупотребления (насилие) -28%,
  • физическое насилие- 27%
  • отсутствие заботы о детях (дети «заброшены») - 19%
  • другие виды оскорблений и насилия- 20%.

Дети, подвергающиеся физическому, эмоциональному или сексуальному насилию, вырастают с ощущением комплекса неполноценности. Научные исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о том, что «дети, испытавшие насилие, с большей вероятностью могут пристраститься к алкоголю, наркотикам или стать на путь преступлений, велика вероятность и того, что они будут плохо обращаться и со своими собственными детьми».

Женщины тоже подвергаются насилию, но многие организации во всем мире, занимаясь их правами, оказываются бессильными, чтобы положить этому конец.

В последнее время участились случаи насилия над престарелыми людьми (насилие физическое, сексуальное, психологическое или финансовое).

Оно может быть преднамеренным или непреднамеренным. Сегодня на фоне экономического, финансового, политического кризиса, безработицы, общей тенденции к ужесточению взаимоотношений между людьми мы сталкиваемся с тем, что многие семьи, выполняя свои обязательства по уходу за престарелыми родственниками, вначале проявляют искреннюю заботу и сострадание. Однако затем, под влиянием разных обстоятельств, ожесточаются, наносят вред старому человеку и не только физический, но и душевный. Иногда наблюдается полное пренебрежение к живому человеку (отказ в пище, питье, купании и т.п.)

Финансовое насилие проявляется в незаконном присвоении пенсии, сбережений, имущества.

Психологическое насилие над престарелыми выражается в виде насмешек, унижений и т.п.

Исследователи сестринского дела призывают сестринский персонал уделять должное внимание пониманию проблем насилия над престарелыми, чтобы уметь оценить их способность поддержать свою безопасность.

В настоящее время доказано, что жертвы насилия (и не только престарелые) страдают устойчивыми нарушениями психики, которые рассматриваются во многих странах как посттравматическое стрессовое расстройство. Американская ассоциация психиатров дает ему следующее определение:

«...Клинический синдром, проявляющийся характерными признаками, появившимися после психологически травмирующих событий, которые, как считается, находятся за пределами нормальных человеческих переживаний» (53).

Человек, переживающий «посттравматическое стрессовое расстройство», не в состоянии обеспечить себе безопасную окружающую среду, а в некоторых случаях представляет потенциальную опасность и для окружающих (если находится, например, за рулем автомобиля). Стрессовое расстройство может развиться не только у пострадавшего (жертвы), но и у спасателей и/или медицинского персонала, оказывающих ему помощь. В связи с этим, оценивая способность человека обеспечивать безопасную окружающую среду, следует знать, в каких случаях развивается посттравматическое стрессовое расстройство и как оно проявляется.

В журнале «Nursing Times» (март 1994 г) Ralf и Alexander, опубликовали диагностические критерии посттравматических стрессовых расстройств:

1. Человек прошел через испытание, которое находится за пределами человеческих переживаний и может причинить страдания другому. Например, была серьезная угроза жизни или физической целостности ребенка.

2. Происшествие, ранее травмировавшее человека, вновь постоянно (устойчиво) им переживается:

- периодически повторяющиеся, навязчивые, вызывающие беспокойство воспоминания;

- периодически повторяющиеся, причиняющие страдания, сновидения об этом событии;

- действия или ощущения в состоянии бодрствования или опьянения, как будто это событие случилось вновь, включая воспоминания об этом событии;

- обстоятельства, напоминающие о прошлом событии и вызывающие психологический стресс.

3. Человек упорно избегает влияния стрессоров, ассоциирующихся с прошлым событием, или у него происходит заторможенность в ответ на воздействие этих стрессоров (чего не наблюдалось ранее);

- человек пытается избавиться от мыслей или ощущений, связанных с травмой;

- человек избегает видов деятельности, которые вызывают воспоминания о прошлом событии,

- человек не может вспомнить важного аспекта того трагического события,

- заметно снижается интерес к любимым увлечениям;

- появляется чувство отрешенности и отчужденности;

- становится ограниченным диапазон чувств (волнения, переживания, любовь);

- теряется надежда на будущее (карьера, рождение детей, долгая жизнь).

4. Устойчивые признаки чрезмерного возбуждения (отсутствующие до трагического события).

- проблемы, связанные с засыпанием и устойчивым сном;

- раздражительность или вспышки гнева;

- невозможность быстро сосредоточиться;

- чрезмерная бдительность;

- преувеличенный страх;

- неадекватная физиологическая реакция на события, напоминающие трагический случай (например, сильная потливость, тахикардия).

Оценивая возможность удовлетворения потребности в поддержании безопасности, следует обратить внимание на:

  • состояние окружающей среды (питьевая вода, воздух, шум);
  • возможности человека предупредить несчастный случай (дома, на работе, на отдыхе); избежать заражения; пожара.

Подводя итог проведенной первичной оценки удовлетворения потребности пациента в поддержании безопасной окружающей среды, необходимо учитывать:

  • как поступает он в обычных случаях, чтобы обеспечивать свою безопасность,
  • какие факторы влияют на его возможности обеспечивать свою безопасность;
  • какие меры, позволяющие обеспечивать безопасность, знает человек;
  • как он относится к этой потребности;
  • трудности, испытываемые человеком в прошлом в связи с обеспечением безопасности, и как ему удавалось ах преодолевать;
  • действительные или потенциальные проблемы, связанные с поддержанием безопасной окружающей среды.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: