Темы и содержание лекционного курса

И.Г.Кабардова

С.В.Калабекова

ФИЛОСОФИЯ

учебно-методическое пособие

для студентов специальности 060101.65 «Лечебное дело»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

И.Г.Кабардова

С.В.Калабекова

ФИЛОСОФИЯ

учебно-методическое пособие

для студентов специальности 060101.65 «Лечебное дело»

Черкесск

УДК 000000

ББК 00000

К00

Рассмотрено на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин.

Протокол № _ 7 __ от «_ 14 _»__ 05 ___ 2013 г.

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СевКавГГТА.

Протокол № ___ от «__»_____ 2015 г.

Рецензенты: Напсо М.Д. – д. с. н., профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин.

К00 Кабардова И.Г., Калабекова С. В. Философия: учебно-методическое пособие для студентов специальности 060101.65 «Лечебное дело» / И.Г.Кабардова, С.В. Калабекова. – Черкесск: БИЦ СевКавГГТА, 2015. – 58 с.

Творить и постигать философию очень трудно. Но познакомиться с течением философской мысли должен каждый образованный человек и особенно медик, ибо «врач-философ богу подобен» (Гиппократ). Поэтому студентам-медикам предлагается методический материал рассмотрения философии в целостной системе биологического и медицинского знания, антологию научно-философского познания живой природы, взаимосвязь современной философии и естествознания живого. Особое внимание уделено осмыслению природных начал в жизнедеятельности человека, его телесного, психического и духовного бытия.

Учебно-методическое пособие по философии имеет целью оказать помощь студентам в подготовке к практическим (семинарским) занятиям, зачетам и экзаменам. Учебно-методическое пособие включает в себя планы практических (семинарских) занятий, темы рефератов, тесты, контрольные вопросы для подготовки к контрольной работе, экзамену, список литературы.

Предназначено для студентов очного отделения медицинского института.

УДК 000000

ББК 000

©Кабардова И.Г., Калабекова С.В.,2015

© ФГБОУ ВПО СевКавГГТА, 2015

 
 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА……………………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..50

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ………………………………….56

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ………………………………………………….57

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………...59

ВВЕДЕНИЕ

Мудрость и знание в духовном освоении мира. Дофилософские мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения – картина мира, система идеалов, оценок, целеполагающих ориентиров. Результативные составляющие мировоззрения – убеждение, установка, уверенность, вера. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Круг метафизических разделов знания и мыслительных проблем. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистенциально-личностного начала. О соотношении философии и отдельных наук. Роль философии как базисной дисциплины в системе гуманитарной, естественнонаучной и практической подготовки врачей и провизоров. Зависимость менталитета и ценностных ориентаций медиков от специфики и уровня философской культуры. Возрастающая роль философии в формировании теоретико-методологических основ медицины.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Задача высшей медицинской школы заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста-медика, и одновременно личности, способной приме­нить знания в различных сферах общественной деятельности, осознанно принимать компетентные решения по вопросам своей специальности, а также по мировоззренческим, нравственным и политическим аспектам общественной жизни. В реализации такой целевой задачи значительную роль призвана сыграть успешно идущая в России гуманитаризация высшего медицинского образования. Ключевую роль в профессиональной и гуманитарной подготовке врачей занимает освоение философской культуры.

Методическое указание предназначено для того, чтобы научить будущего врача философски мыслить.Задача состоит в том, чтобы с максимально возможной полнотой познакомить студентов с различными философскими доктринами, оставив право выбора между ними за самими студентами. При этом следует учитывать профессионально-прикладной характер интересов студентов-медиков и, в частности, тот факт, что особый интерес вызывают такие направления как: «философия медицины», «философия человеческой телесности», «философия здоровья», «философия любви».

Современная философия является сегодня основополагающей дисциплиной в единой системе познания природы, культуры, человека и человеческой личности. Также возрастает ее роль и значение, как фундаментального знания в системе высшего медицинского образования. Выявляя на основе исторического метода и системного подхода законы и общие закономерности развития материи и существования живой природы, философия дает целостное видение мира и человека в нем.

В профессиональной подготовке и становлении научного мировоззрения врача данное методическое пособие предусматривает преподавание философии, как интегрирующей дисциплины, в рамках которой студенты-медики побуждаются к самостоятельному критическому осмыслению противоречивых проблем современного общественного бытия, актуальных вопросов жизнедеятельности человеческой личности и новых тем, характерных для современного естествознания и медицины.

Главная цель преподавания философии по специальности «Лечебное дело» состоит в том, чтобы максимально:

Ø дать представление об основных и фундаментальных мировоззренческих проблемах, которые на протяжении веков обсуждает философия, и таким образом подготовить студентов-медиков к грамотному самостоятельному мировоззренческому выбору;

Ø активизировать у студентов сознательное целеполагание, раскрывая им достаточно исследованные в развитии философской мысли, возможности и варианты аксиологического выбора и демонстрируя те сложности и противоречия, с которыми сталкивалась и сталкивается этическая мысль медиков;

Ø показать единство медицинского знания и философской методологии познания, выявляя и демонстрируя их исходные предпосылки, категориальные структуры, которые лежат в основе постановки медицинских и общенаучных проблем, общенаучные познавательные программы. Это объективно необходимо для развития у студентов-медиков методологического мышления.

В соответствии с этими целями и задачами изложены основные положения философии медицины, освоение которых позволит студентам-медикам повысить свой философский уровень мышления, разобраться не только в сложных проблемах общественного развития, но и в тенденциях научного поиска ученых-медиков.

По завершению процесса изучения курса философии студент должен:

1. Иметь представление:

; о своеобразии философии, её месте в культуре, научных, фило­софских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

; о многообразии форм человеческого знания, соотношении исти­ны и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в че­ловеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчест­ве и повседневной жизни.

2. Понимать:

; смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

; роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов;

; роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

3. Знать:

; условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

; структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Главная цель и назначение методической рекомендации по философии состоит в том, чтобы привлечь внимание к особым интеллектуальным возможностям – философско-теоретическим; вызвать у студентов-медиков, а может и аспирантов, и практических врачей интерес к актуальным проблемам социально-нравственного осмысления значительных достижений медицины в её историческом развитии, направляя мысль на те моменты философской методологии и основания аксиологического мировоззрения, в которых наиболее ёмко отражается медицинская реальность.

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Лекция № 1

СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ

Понятие предфилософии. Возникновение философской рациональности как преодоление мифа. Исторические основания для возникновения философии как нового способа мышления. Многообразие философских направлений, стилей и методов философствования, их критерии; способ синтеза знания и мудрости, рационального и внерационального; выбор всеобщих оснований познания (рационализм и эмпиризм); отношение к свободе и самоценности человека. Типы философской предметности. Субъективное и объективное, личное и безличное. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской рациональности – диалектика, метафизика, герменевтика. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

Философское самоопределение человеческого разума. Антропософский путь познания. Философия как духовная квинтэссенция своего времени. Философские (метафизические) идеи и проблемы медицины.

Семинарское занятие

Тема № 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: