Педагогической деятельности

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только передатчиком знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом; от этого во многом зависят успешность педагогической деятельности.

Исследования, проведенные в педагогической психологии Н.В.Кузьминой, М.К.Тутушкиной, позволили выделить основные компоненты в деятельности учителя:

Конструктивная деятельность связана с умением строить и отбирать учебно-воспитательный материал, проектировать развитие индивидуальности учащегося. Учебно-воспитательный материал должен быть построен и организован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями познавательных процессов учащихся. Так, поддержание внимания учащихся на уроке обеспечивается яркостью, образностью, эмоциональностью речи, сменой интонации, выбором темпа урока, раскрытием практической значимости изучаемого материала, сменой видов деятельности, использованием ТСО и т.д. Достичь качественного запоминания можно путем дозирования нового материала, распределения его по времени, структурирования, выделения опорных слов и составления схем. Большое значение имеет формирование целевой установки на запоминание. Эффективность запоминания зависит также от расположения материала на доске:

28% 33%     16% 23%

Активизировать мыслительную деятельность учащихся можно в ходе проблемного изложения нового материала, формирования интереса к изучаемому материалу, логического построения и структурирования материала, побуждения учащихся к приведению собственных примеров, использованию межпредметных связей, анализу качества своей работы и работы своих товарищей. Развитие воображения учащихся в ходе уроков осуществляется путём выполнения творческих заданий; самостоятельного поиска решения поставленной проблемы; моделирования ситуаций; конструирования.

Организаторская деятельность включает организацию: своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности) на занятиях и вне их; обратной связи с учениками (мнения, знания, интересы) и деятельности учащихся, их действий и поступков. Если педагог не умеет принимать направляемую ему в порядке обратной связи информацию о том, как его понимают и воспринимают учащиеся, взаимодействие становится невозможным, педагогический контакт прерывается. Этим объясняются большие трудности в использовании монологических форм общения по сравнению с диалогическими: для учителя получение обратной связи на лекции в большей мере затруднено по сравнению с семинаром или лабораторными занятиями. В обстоятельствах урока опытный педагог осуществляет в минимально короткое время «дешифровку» выражения лица, мимики, интонации, жестов и поз каждого школьника в классе, выбирает наиболее эффективные способы и приёмы воспитательного воздействия.

Коммуникативная деятельность – это совместная деятельность педагога и учащихся, построение межличностного взаимодействия и отношений в процессе педагогической деятельности, педагогического общения. Совместная деятельность педагога с учащимися подразумевает организацию сотрудничества, в котором ставится и решается совместно с учителем проблема, мыслительная задача. Педагогическое сотрудничество подразумевает пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников); доброжелательность, заинтересованность учителя в успехах учащихся. Гибкость, творческое мышление помогают педагогу быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения и индивидуальных особенностей обучаемых.

Рефлексивная деятельность – это умение педагога анализировать и адекватно оценивать свою педагогическую деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в самопознании, самооценке, саморегуляции; стремление к личностному росту и самовыражение. В деятельности педагога самоактуализация, основанная на понимании своих потребностей и потенциальных возможностей, необходима, так как учитель передаёт знания через призму собственного опыта. В практической деятельности учитель всегда выступает как целостная личность, как сознательный субъект педагогической деятельности. В этой связи исключительно велико значение его личностных качеств, его способностей, нравственности, убеждённости, такта, черт характера.

К общим педагогическим способностям относят:

1) личностные, связанные, в основном, с осуществлением воспитательной функции учителя (перцептивные способности, педагогическое воображение, способность к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения, выдержка, самообладание, саморегуляция психических процессов);

2) организационно-коммуникативные, связанные с осуществлением организаторской функции и общения (коммуникативные, организаторские, суггестивные способности и педагогический такт);

3) дидактические, связанные с передачей информации школьникам, с формированием у них активного, самостоятельного, творческого мышления (способность передавать информацию, распределение внимания, экспрессивно-речевые способности, академические или познавательные способности).

Помимо общих педагогических способностей существуют специальные педагогические способности. Например, Л.Н.Лавровой были выделены педагогические способности учителя истории (см. таблицу)

Особенности восприятия исторического материала учащимися Особенности работы над историческим материалом
Умение учитывать специфику исторического материала в процессе изучения его в школе. Умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами и событиями, изучаемыми на уроке истории.
Умение заранее предвидеть возможности ошибочного восприятия учащимися исторического материала на уроке и предупредить эти ошибки. Умение выявить закономерности исторического развития общества в процессе изучения истории на уроке.
Умение вызвать интерес учащихся на уроке к событиям исторического прошлого и настоящего. Умение работать над историческими документами на уроке.
Умение давать яркое, образное словесное описание исторического события, формируя у учащихся образы, соответствующие наглядные представления. Умение работать над историческими понятиями на уроке.
Умение передавать учащимся своё отношение к изучаемым историческим событиям. Умение работать с историческими картами различного вида, формируя у учащихся пространственные представления.
Умение реализовать возможности учебно-исторического материала в восприятии учащихся на уроке истории. Умение работать с исторической хронологией на уроке, формируя у учащихся правильное понимание времени.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: