Старший школьный возраст

Хронологические границы: 16-18 лет.

Особенности развития личности. В юности человек стремится к самоопределению как личностному, так и профессиональному. Старшеклассники сензитивны к освоению своего внутреннего мира. Им свойственна не всегда замечаемая огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности, стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. В этот период происходят существенные изменения самосознания – повышение значимости собственных ценностей, перерастание частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. Для старшеклассников характерно осознание своей уникальности, неповторимости, непохожести на других. Значительное место в их переживаниях занимают мечты и планы на будущее. Основными личностными новообразованиями старшеклассников являются чувство одиночества, первая любовь, открытие своего внутреннего мира. У них формируется чувство мужской или женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношение к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Особенности общения со сверстниками. Общение со сверстниками приобретает исповедальный характер. Растёт избирательность дружбы, среди друзей преобладают сверстники, дружба основывается на принципах сходства и равенства. Нарастает потребность в близком друге, общение с которым предполагает глубокое самораскрытие, откровенность.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознание эротических мотивов. Однако для старшеклассников собственные переживания иногда более важны, чем объект привязанности. В этом возрасте происходит осознание своих действий в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Особенности познавательной деятельности. Потребность в самоопределении влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, иногда определяет её (выбор учебного заведения, класса с углублённой подготовкой, избирательность по отношению к школьным предметам). Учебная деятельность является для них средством реализации жизненных планов на будущее, поэтому в данный период происходит качественное изменение учебной мотивации. Основным внутренним мотивом учения для большинства старшеклассников является ориентация на результат. Основной предмет их учебной деятельности – систематизация индивидуального опыта, его расширение и дополнение. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения анализировать, критически осмысливать происходящее также составляет содержание учебной деятельности в этом возрасте. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению предполагает наличие системы ценностных ориентаций, явно выраженных профессиональной ориентации и профессиональных интересов; развитых форм теоретического мышления; владение методами научного познания, навыками самовоспитания. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний. Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности – учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: