Социально-психологические особенности

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

С психологической точки зрения коллектив класса представляет собой общественный организм, в системе которого формируются связи развивающихся индивидов, происходит психическое развитие ученика, становление его личности. В детском коллективе мы имеем дело не со сложившимися личностями, а с формирующимися, и именно этим обусловлено особое значение воспитательных функций.

Школьник, как правило, включен в целый ряд различных одновозрастных (например, учебных), межвозрастных (трудовых, спортивных, художественных, организационно-общественных), постоянных (учебный класс, ученическая бригада, кружок, спортивная секция, редколлегия и др.), временных (сводные отряды, трудовые десанты, поисковые подразделения и др.), сезонных (бригады и звенья на сборе сельхозпродуктов, в летнем школьном лагере и т.п.) и других коллективных объединений, являющихся составными частями большого коллектива – общешкольного. Во всех этих объединениях ребенок вступает в определенные отношения с другими детьми и со взрослыми, занимает известное положение, находится в системе определенных требований, формирующих его личность, корригирующих поведение.

Очень важно учителю, классному руководителю ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется, проходя ряд этапов.

На первом (организационном) этапе группа учащихся не является коллективом в полном смысле слова. Организатором жизни и деятельности класса на этом этапе является педагог. Он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2 – 3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности учеников, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На организационном этапе классный руководитель должен внимательно изучать каждого ученика, его характер, особенности личности, выявлять их на основе наблюдения, психологического тестирования и других методов. В целом, первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. На этом этапе требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив. Классный руководитель должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии; своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Знание структуры взаимоотношений в коллективе, того, на чём они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. Воспитание актива класса – важнейшая задача классного руководителя, подразумевающая развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений в его поведении (зазнайство, тщеславие, «командирский» тон и др.).

Положение ученика в классе определяется не только его индивидуальными особенностями, но и особенностями коллектива. В недостаточно сплочённом коллективе статус личности зависит во многом от уровня её общительности. В сплочённых коллективах статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами. Статус человека в коллективе оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание.

Лидер классного коллектива выступает для товарищей как носитель личностных качеств, являющихся образцом и ориентиром для подражания и следования. При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе.

Когда в классе сложилась определённая система межличностных отношений, формируются малые неформальные группы. Их основными особенностями являются:

- небольшое число членов – от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей друг с другом;

- наличие чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения у членов группы;

- наличие своих лидеров;

- наличие своих ритуалов, традиций, правил, обязанностей и санкций.

Учащиеся объединяются в малую группу по принципу близости места жительства, участия в одной спортивной секции или кружке, увлечение чтением литературы на определённую тему и т.п.

Классному руководителю необходимо учиться налаживать сотрудничество с малыми группами класса, а также уметь формировать устойчивые малые группы позитивной направленности. Это способствует созданию благоприятного психологического климата в классе.

Психологический климат в классе во многом зависит от правильности выбора педагогом стиля классного руководства.

Педагог авторитарного стиля единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагог попустительского стиля характеризуется стремлением минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Этот стиль предполагает тактику невмешательства, основу которого составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Педагог демократического стиля ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для таких педагогов характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Особое значение в этой связи приобретает авторитет классного руководителя как интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами и учащимися и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса. Авторитет учителя складывается из двух основных составляющих: авторитета роли и авторитета личности. В настоящее время большую значимость приобретает личность учителя, его яркая неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на учеников. Авторитетные учителя обладают высокой педагогической наблюдательностью, уважением к своим ученикам, стимулируют их активность и интеллектуальную деятельность; им свойственна гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения с учащимися. У неавторитетных педагогов преобладают жёсткие, авторитарные методы в педагогическом общении, присутствуют штампы и стереотипы в общении и преподавании; им свойственны монологичность общения, неумение уважать и любить своих учеников независимо от их успехов.

Система официального руководства классным коллективом (староста и другие лица, ответственные за отдельные участки общественной работы) может совпадать или не совпадать с распределением в нем неофициального авторитета и выдвижением неформальных лидеров. Если межличностные отношения, в конечном счете, подчинены общей цели, наличие лидеров неофициальных групп может не только не мешать, но даже помогать коллективу. Зная реально сложившиеся в малых группах класса межличностные отношения, классный руководитель должен суметь сориентировать эти группы в одном направлении. Противоречия, возникающие между отдельными группами, опытный классный руководитель всегда сумеет использовать в качестве движущей силы развития коллектива в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: