Тема: «Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности»

Эпиграф:

«Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем развившийся человек Порча человека есть или огромное преступление или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него».

А.В.Луначарский

Кто такой мастер?

По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле.

Педагог - мастер вдвойне;

как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учить; и

как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

По каким признакам можно увидеть, что мы наблюдали работу воспитателя - мастера, учителя - мастера?

Мастерство проявляется в деятельности. Внешне оно выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса.

Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется следующим образом:

Педагогическое мастерство — высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов.

(Нина Васильевна Кузьмина, Николай Васильевич Кухарев «Психологическая структура деятельности учителя» Тюмень, 1976 - с.20).

Но в чем заключается сущность педагогического мастерства? Как можно добиться высокого уровня деятельности?

И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций личностно-деятельностпого подхода.

В этом случае мастерство понимают как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. (Основы педагогического мастерства /Под редакцией И.А.Зязюна. М.:Просвещение, 1998.- 6).

К таким важным свойствам относят

• гуманистическую направленность личности;

• профессиональные знания;

• педагогические способности;

• педагогическая техника.

Важно отметить, что все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний.

Основой саморазвития мастерства выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности -способности; средством саморазвития мастерства являются умения в области педагогической техники.

Некоторые авторы обращают внимание на то, что деятельность, технология и мастерство —понятия одного ряда.

(Лариса Анатольевна Байкова, Лидия Константиновна Гребенкина и др.) (Педагогическое мастерство и педагогические технологии, М., 2000 - с.8).

Технология от греческой «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» учение, наука, закон; буквально это учение о мастерстве, умении специалиста.

С технологической точки зрения.

Педагогическое мастерство - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Проблема формирования педагогического мастерства широко разрабатывается в отечественной педагогике и психологии в трудах:

Азарова Ю.П.; Гоноболина Ф.Н.; Кузьминой Н.В.; Сластенина В.А. < Работы Н.В.Александрова; О.А.Абдуллиной; Д.Ф.Николенко; А.В.Петровского; Л.Ф.Спирина и др.

раскрывают пути совершенствования педагогического мастерства в системе существующей профессиональной подготовки учителя.

Анализ исследований показывает, что единства в понимании сущности педагогического мастерства нет. Одни авторы считают, что это свойство - особенности личности педагога, другие, - что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе и т.д.

Рассмотрим некоторые подходы к определению педагогического мастерства.

Еще А.С.Макаренко высказался по вопросам педагогического мастерства, но четко выраженного определения этого понятия в его работахне содержится. Однако имеется положение, касающиеся воспитательного процесса, которое можно рассматриватькак его понимание сущности мастерства: «действительное знание воспитательного процесса... воспитательное умение». Следовательно, сущность педагогического мастерства проявляется и в знании и в умении.

А.И.Щербаков, считал, что педагогическое мастерство «это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя».

(«Формирование личности учителя советской школывсистеме высшего педагогического образования». Автореф.1968).

Н.В.Кузьмина, - по мнению мастерство педагога, представляет такой уровень деятельности, при котором он успешно решает профессиональные задачи.

В.А.Сластенин считает, что высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство. Теоретические знания и основанные на них умения - это главное объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех учителей.

(В.А.Сластенин. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки 1976.).

Подтверждая и развивая эту мысль, позднее он утверждает «Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса». (В.А.Сластенин и др. Педагогика. 1997).

Н.Н.Тарасевич, исходя из положения А.С-Макаренко о мастерстве, отмечала, что «следует рассматривать сущность педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности.

(Тарасович Н.Н. Исследования проблемы формирования основ педагогического мастерства у студентов. Полтава. 1985).

Интерес представляет предложенная Н.Н.Тарасевич структура педагогического мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: