Структура педагогического мастерства

Педагогическое мастерство представляет собой систему, все компоненты которой взаимосвязаны и им свойственно саморазвитие.

I. Высокий уровень общей и педагогической культуры. Культура учителя (воспитателя) - это средство педагогической деятельности, основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство. Понятие «культура» имеет различные определения («200). Наиболее общим является следующее определение.

«Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества». («Философский словарь /Под редакцией М.М.Розенталя - М., 1972, с.196).

Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет.

' Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентацией, потребностей и проявляется в характере ее общения и созидательной деятельности. Культура человека - это гармония его внутреннего мира и внешней деятельности.

Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы.

Педагогическая культура - это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Педагог - человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений.

2. Гуманистическая направленность личности педагога - это его интересы, ценности, идеалы. Каждый педагог должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Педагогическая направленность личности каждого педагога многогранна.

Ее составляющие ценностные ориентации следующие:

1. На себя - самоутверждение - чтобы видели во мне знающего требовательного, настоящего педагога.

2. На средства педагогического воздействия.

3. На ребенка, детский коллектив.

4. На цели педагогической деятельности.

Какая направленность является наиболее значимой? Почему?

Все виды направленности должны быть гармонично скорректированы: достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанника и, конечно, важно правильно определенные цели деятельности.

3. Профессиональные знания и умения являются важнейшей частью педагогического мастерства. Что составляет содержание профессиональных знаний?

• философские;

• психолого-педагогические;

• социальные;

• специальные;

• дополнительные знания,

Важно, чтобы они были комплексными, чтобы педагог мог синтезировать изучаемые науки. К профессиональным умениям относят следующее:

• диагностические;

• коммуникативные;

• организаторские;

• исследовательские;

• проектировочные.

4 Педагогические способности. Ученые выделяют ведущие из них:

дидактические (учебные)

• коммуникативные (способность общаться)

• перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность)

• эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой)

• прогностические (способность намечать перспективы)

• креативность и импровизацию (способность к творчеству)

• интуицию (способность предвидеть),

• эмпатию (способность к сопереживанию)

5. Технологическая компетентность, которая проявляется в овладении различными педагогическими

технологиями.

Педагогические технологии - это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

В узком смысле слова, педагогическая технология — это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Практически педагогическая технология реализуется через систему слагаемых, среди которых можно выделить основные:

• технологию педагогической оценки (ТПОц)

• технологию педагогического требования (ТПТ)

• технологию педагогического создания и разрешения конфликта (ТПСиРК)

• технологию педагогического информативного воздействия (речевого)

и дополнительные

• технологию организации групповой воспитывающей деятельности

• технологию создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата

• технологию этической защиты

• технологию организации воспитывающей среды и др.

Элементом педагогической технологии является педагогическая техника.

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку его организма (психофизического аппарата) как инструмента воздействия.

Условно эти умения можно разделить на четыре группы:

1. Речевые, или вербальные (голос, дикция, интонация, темпо-ритм и др)

2. Неречевые, или невербальные (мимика, пластика, артикуляция, жестикуляция, экспрессивная окраска пластики, движения педагога по классу).

3. Социально-перцептивные (восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и т д) 4. Управление эмоциональным состоянием (снятие психического напряжения, саморегуляция, релаксация и аутотренинг, самовнушение, создание творческого самочувствия)

Через педагогическую технику, как через некую призму преломляется реализация всех остальных элементов педагогической технологии.

Например:

если учитель (воспитатель) имеет невнятную дикцию, то ему трудно объясниться с детьми;

если он излишне жестикулирует, то это может отвлекать учеников от восприятия излагаемого содержания;

когда он чрезвычайно вспыльчив, то это отражается на всем характере взаимодействия и взаимоотношений со школьниками.

Учитель (воспитатель) самостоятельно может вырабатывать технические умения, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским искусством, тренируя выносливость своего голоса, разнообразя эмоциональную окраску произносимых фраз, проводя самоанализ своей деятельности и обращаясь по мере необходимости к самовнушению и аутогенной тренировке и т.д

6. Профессионально значимые личные качества:

• гражданственность

• патриотизм

• интеллигентность (совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемых к людям -носителям культуры)

• духовно-нравственная культура

• любовь к детям

• трудолюбие и работоспособность

• ответственность

• технологическая компетентность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: