Цели и основные этапы «перестройки». Распад КПСС и СССР. Образование СНГ

1. В России проведение этой политики связано в первую очередь с именем императрицы Екатерины II (1762-1796 гг.), в правление которой были проведены следующие преобразования:

1) Созыв Уложенной комиссии 1767-1768 гг. – выборных представителей от всех сословий кроме крепостных крестьян, целью, которой, было составление нового свода законов России. Екатерина написала для этого первого со времён Земских соборов выборного всероссийского органа «Наказ», который представлял собой инструкцию для Уложенной комиссии. В нём на базе произведений просветителей и родоначальников классической школы уголовного права были сформулированы принципы прогрессивной для того времени правовой политики. Это: признание принципа необходимости соблюдения законности; право общественности жаловаться на несовершенство законов (но при незыблемости неограниченных законодательных полномочий монарха); равенство всех перед законом (но при сохранении сословного строя и крепостного права); обращение большего внимания на профилактику преступлений, нежели на уголовную кару; запрет пыток (при фактическом сохранении «Тайной экспедиции Сената»); запрещение уголовного преследования за произнесение речей и публикацию книг (хотя судьба Радищева говорит об обратном); неприкосновенность частной собственности и т. д. В целом, из-за: нежелания императрицы радикально менять общественный строй, консервативной позиции численно преобладавшего дворянства и сословных разногласий цели своей деятельности Комиссия не достигла.

2) Поощрение торговли и частного предпринимательства. Екатерина ликвидировала «монополии» (предоставляемые государством исключительные права на производство и продажу какого-либо товара) в области торговли и промышленности. Она ввела явочный порядок регистрации, основанных частными лицами предприятий, отменив налог на их открытие. Упразднены были так же госзаказ, и многие другие государственные ограничения, сковывающие частную инициативу и ограничивавшие конкуренцию. В результате количество отечественных мануфактур при Екатерине удвоилось, а по производству «хлеба промышленности» - чугуна, Россия вышла на первое место в мире. Однако самодержавие, сословный строй, и крепостничество препятствовали дальнейшему развитию производительных сил страны – в России начался кризис феодализма.

3) «Секуляризация» (обмирщение, освобождение от церковного влияния всех сфер общественной жизни и, прежде всего политической). В 1764 г. Екатерина довершила начатое Петром. Если он подчинил церковь организационно-политически, то Екатерина – экономически. Она конфисковала церковные земли и крестьян. Церковь стала финансироваться из государственной казны.

4) Развитие образования и культуры. Императрица покровительствовала развитию литературы и публицистики. В её правление появились частные журналы и типографии. При Екатерине: были основаны Академии - медицинская, художеств, российская; появилось женское образование (смольный и екатерининский институты); впервые была предпринята попытка, создать систему образования (проект основания главных и малых народных училищ). Однако образование продолжало носить по преимуществу сословный, дворянский характер и отставать от потребностей времени.

5) При Екатерине II была проведена кардинальная реформа государственного аппарата - Губернская реформа 1775 г. Её цель заключалась в: децентрализации государственного управления, усилении роли дворянства (как главной социальной опоры абсолютизма) в местном управлении, упорядочении и совершенствовании судебной системы. Для этого: 1. Губернии были разукрупнены (вместо 25 – 50). 2. Они получали собственную финансовую базу (в ведение «казённых палат» создаваемых в губернии были переданы функции бывших камер, штат и ревизион коллегий ведавших государственными финансами) и военные силы. 3. Полномочия и функции губернаторов расширились (за счёт, например, появления в губернии «приказа общественного призрения» ведавшего образовательной и социальной сферами). 4. Административно-полицейские функции в уездах (на которые делилась губерния) осуществляли исправник и нижний земский суд, которые выбирались дворянством. 5. Суд впервые в России отделился от администрации. Была введена выборность заседателей судов и некоторых категорий судей. Появились выборные «совестные суды» имевшие право контролировать законность ареста подозреваемых. Однако суды носили сословный характер. Для дворян - уездный суд (в уезде) и верхний земский суд (в губернии). Для горожан – городской магистрат (в городе) и губернский магистрат (в губернии). Для государственных крестьян – нижняя расправа (в уезде) и верхняя расправа (в губернии).

6) При Екатерине было окончательно оформлено привилегированное положение основной социальной опоры абсолютизма – дворянства (её правление называли «золотым веком дворянства»). Это оформление было проведено «Жалованной грамотой дворянству» 1785 г. Дворянство получало следующие привилегии: освобождение от обязательной государственной службы, налогов и телесных наказаний; право на «суд равных» и лишение дворянства, жизни и имущества только с санкции монарха; обеспечение свободы хозяйственной деятельности и неприкосновенности их собственности; монопольное право на владение землёй и крепостными. Дворянство получило право на сословное самоуправление. В уездах и губерниях собирались дворянские собрания, которые могли подавать свои жалобы (вплоть до монарха) и выбирали предводителей, с которыми губернаторы должны были согласовывать свою кадровую политику. Фактически это было освобождение дворянства от государственного гнёта, либеральная по своей сути мера. Однако носила она узкосословный, а потому феодальный характер.

7) Императрица в духе политики просвещённого абсолютизма предприняла ряд мер направленных на развитие городов, торговли и предпринимательства. С этой целью была издана «Жалованная грамота городам» 1785 г. Грамота: 1. Вдвое увеличила количество населённых пунктов с правами городов. 2. Обязала города развивать торгово-промышленную инфраструктуру. 3. Предоставила привилегии городскому дворянству, купечеству, предпринимателям, интеллигенции. 4. Даровала городам право на самоуправление. Всё население города было разделено на 6 разрядов (владельцы городской недвижимости, купцы, цеховые ремесленники, иногородние купцы и предприниматели, именитые граждане – городская интеллигенция и буржуазия, нецеховые ремесленники). Они выбирали «Общую городскую думу» (распорядительный орган) и «Шестигласную городскую думу» (исполнительный орган). Однако городское самоуправление не располагало достаточной финансовой базой и аппаратом для реализации своих решений. Поэтому оно не сыграло значительной роли в развитии торговли, промышленности и местного городского хозяйства, попав под контроль местной бюрократии.

2. Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической и политической жизни страны привело руководство страны во главе с М. С. Горбачёвым к мнению о необходимости обновления, совершенствования социализма, который получил название перестройки (1985-1991 гг.). Она прошла несколько этапов:

1. 1985-1986 гг.

2. 1987-1989 гг.

3. 1990-1991 гг.

а) Политический аспект.

а. Гласность – доступность информации и возможность открытого выражения общественного мнения (фактически разрешена была открытая критика «извращений» социализма, в том числе и со стороны власти). б. Смена бюрократических кадров. в. Разрешение выборов руководства предприятий и усиление контроля рабочих организаций над производством.

Итог: эффективность государственного аппарата и доверие к нему со стороны общества не стали заметно выше в силу отсутствия институционального контроля гражданского общества над деятельностью бюрократии. Однако гласность позволила превратить СМИ в средство политической социализации населения, формирования общественного мнения и влияния на власть.

а. Политическая реформа 1988 г., которая предполагала: создание нового верховного органа власти – Съезда народных депутатов, с более широким представительством; проведение выборов на альтернативной основе; разделение функций партийных и советских органов. б. Появление альтернативных политических течений и партий («Народные фронты»), парламентской оппозиции («МДГ»). в. Развернувшаяся критика основ тоталитарного режима и формирование альтернативных идеологических направлений отражающих интересы различных групп формирующегося гражданского общества.

Итог: Институциональный контроль гражданского общества над деятельностью бюрократии был крайне ограничен поскольку КПСС продолжала обладать конституционной монополией на власть, сохраняла колоссальное влияние на все сферы общественной жизни, искусственные гарантии своего представительства в Советах, а деятельность других политических объединений фактически была полулегальной.

а. Ликвидация монополии КПСС на власть. б. Появление многопартийности, влияющей на политическую жизнь страны. в. Введение поста Президента СССР в результате разделения партийной и государственной власти. г. Учреждение демократических свобод. д. Развернувшиеся процессы государственной децентрализации, приведшие в конце концов к распаду СССР. д. Раскол КПСС на ряд альтернативных фракций, течений (социал-демократическое, центристское, ортодаксально-традиционалисткое) республиканских партий (КПРФ), уменьшение численности, постепенное отстранение от власти.

Итог: Постепенное осознание частью правящих кругов и обществом необходимости создания институтов контроля гражданского общества над государством характерных для либеральной политической модели и невозможности ее сочетания с советской социалистической политической системой.

б) Экономический аспект.

«Ускорение» (попытка интенсификации экономического развития путём организации: а. соцсоревнований, б. внедрения научных достижений, в. поставки новой техники, г. госприёмки, д. борьбы с пьянством и е. прочих административных методов).

Итог: Рост экономики прекратился. К этому привели: отсутствие изменения ситуации с незаинтересованностью руководителей и рядовых работников во внедрении технических достижений в производство и повышении производительности труда, а так же экономические потери от антиалкогольной компании, чернобыльской катастрофы, снижения мировых цен на энергоносители.

а. Перевод государственных предприятий на хозрасчёт и самофинансирование. б. Появление «кооперативного движения» и «индивидуальной трудовой деятельности». в. Разрешение на создание единоличных крестьянских хозяйств, бригадного и семейного подряда в деревне.

Итог: Начался спад производства, переход в силу обострившегося дефицита к карточной системе снабжения населения. К этому привели: сохранение в руках государства таких «антирыночных» рычагов как: госзаказ, ценообразование, снабжение, выделение фермерам земель и техники, жесткое регулирование кооперативной индивидуальной трудовой деятельности; ликвидация соотношения между ростом производительности труда и заработной платой, а так же открытие каналов превращения безналичных денег в наличные и использование кооперативного движения в основном в целях «отмывания» денег поученных в результате незаконной экономической деятельности руководством предприятий и криминалом.

Появление различных программ перехода к рыночной экономике: от радикальных, предусматривающих приватизацию экономики, ценовую либерализацию и децентрализацию («500 дней»), до умеренных, предполагавших крайне медленные темпы перехода к рыночной экономике под жёстким государственным контролем («абалкинская»). Итог: Колоссальные темпы падения производства и уровня жизни населения, инфляционные процессы. К этому привели: попытки сочетания централизованной системы управления экономикой с рыночными структурами, непоследовательность и нерешительность экономических реформ. Это привело к осознание частью правящих кругов и обществом необходимости перехода к рыночной экономике.

Итогом перестройки стало осознание обществом и властью невозможности кардинального реформирования социализма. Выход был найден в переходе к рыночным отношениям и либеральной демократии Западного типа.

Перестроечные процессы провоцировали рост национализма и децентрализаторские тенденции в СССР. Распад ССР был вызван потерей общей экономической – государственная собственность, идеологической - марксизм, политической – тоталитаризм и полновластие КПСС базы. Этому содействовала: гласность которая создала базу для широкого обсуждения национальных проблем далеко не всегда носившего объективный характер, духовный вакуум заполнявшийся идеями национализма, поддержкой этих идей элитами которые не хотели брать на себя ответственность за проблемы, вставшими перед СССР и кроме того зачастую будучи выбранными демократически не зависели от руководства КПСС. Кроме того эти идеи стали формой борьбы за торжество либерализма и рыночных отношений. Существовала и экономическая подоплека национализма – возможность в новых экономических условиях налаживания хозяйственных связей без и помимо «центра». Борьба союзных республик за автономию от СССР сначала приняла форму провозглашения своего суверенитета (верховенства законодательства республик над законодательством СССР). Фактически это вело к превращению СССР в своеобразную конфедерацию. Руководство СССР пошло на это согласившись на подписание с республиками нового «союзного договора» и создания на базе союза ССР нового образования – Содружества Суверенных Государств («новоогарёвский процесс»).

Сопротивление «старой», консервативной партийно-государственной элиты процессу перехода к рыночным отношениям и либеральной демократии Западного типа был стимулирован угрозой полной потерей ею власти в результате подписания нового союзного договора намеченного на 20 августа 1991 г. Он должен был в интересах республиканских элит трансформировать федеративный союз в конфедеративный. Поэтому 19-21 августа 1991 г. произошёл захват власти самопровозглашённым ГКЧП, куда вошла правящая бюрократическая верхушка СССР. Комитет: 1. упразднил демократические свободы; 2. признал незаконным существование неконституционных органов власти в союзных республиках; 3. ввёл в Москве чрезвычайное положение. В ответ на это руководство РСФСР: 4. квалифицировало действия ГКЧП как государственный переворот и призвало к сопротивлению ему; 5. запретило КПСС; 6. объявило о переходе всей полноты власти на территории РСФСР в свои руки. Путч был подавлен. Однако, он катализировал процесс распада СССР. 1. Напуганные путчем республиканские элиты, поддержанные обществом, отказались от подписания нового союзного договора и объявили о полном суверенитете своих республик. 2. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о денонсации союзного договора 1922 г. и образовании СНГ (прежде всего для обеспечения мирного «развода» бывших союзных республик). 3. Вскоре в Алма-Ате к ним присоединились лидеры ещё 8 республик. 4. Через несколько дней, СССР прекратил своё существование.

Билет №23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: