Верования славян в разные периоды язычества

РЕФЕРАТ

На тему: «Христианизация Руси»

По дисциплине: История России

Студентки 1 – го курса

группы ГИ – 153502

Дёминой Полины Владимировны

Екатеринбург

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..…3

2. Глава I: «Язычество у восточных славян и в последствии в Древнерусском государстве»……………………………….…………….......4

· Верования восточных славян: культ предков и поклонение природным явлениям…………………………….……..........................4

· Политеизм у восточных славян…….…………….……………………8

3. Глава II: «Языческая реформа Владимира I и падение Перуна»…………13

· Реформа Владимира I 980-987 гг...…………………………..……..13

· Причины принятия новой религии на Руси……………………….…14

· Почему христианство?Почему православие?…..……………………15

4. Глава III: «988 год – начало распространения христианства на Руси и последствия его принятия»……………………………………………….…16

· День крещения Руси…………………………………………………...16

· Адаптация населения к новой религии………………………...….....16

· Дальнейшее развитие христианства в Древнерусском государстве…………………………………………………………….17

5. Заключение…………………………………………………………………...19

6. Список использованных источников и использованной литературы…………………………………………………………………....20

Введение

Одним из важнейших политических мероприятий Древней Руси было принятие религии, которая являлась общей для всех племенных союзов восточных славян, – христианства. История христианства и, в частности, крещение Руси – вечно актуальные темы, интересующие отечественных историков.

Ряд церквей претендуют на участие в процессе христианизации Руси: Русская православная церковь считает, что Русь унаследовала правослание от Византии,но эту трактовку оспаривают папская курия и униаты. Православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в 1 веке н. э., который направился проповедовать учение Иисуса Христа в Византию, а затем «и прошел Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева далее до Великого Новгорода».

Так все же каким образом христианство начало распространяться на территории Древнерусского государства, стало государственной религией и до сих пор сохранило за собой этот статус? Чтобы исследовать этот вопрос, я сформулировала цель и … определенные задачи для ее достижения:

Цель:

· сформировать представление о процессе христианизации Руси и его историческом значении в судьбе народа и государства.

Задачи:

· дать характеристику языческой Руси

· рассмотреть процесс крещения Руси князем Владимиром

· указать историческое значение принятия христианства на Руси

Глава I: «Язычество у восточных славян и в последствии в Древнерусском государстве».

Верования восточных славян: культ предков и поклонение природным явлениям

Верования славян в разные периоды язычества.

Славянское язычество за свое существование проходит три этапа:

· Поклонение природе и стихиям

· Поклонение божествам, олицетворяющим эти природные явления

· Поклонение кумирам, вознесшимся над людьми

Переходя на новый этап развития язычники не отрицали и предыдущего, приспосабливая прежние черты верования под новые понятия. Предлагаю рассмотреть каждый из этих этапов.

Первый этап

Анимизм [1]

На первом этапе язычества люди обращались к вере в предметы и явления своего ближайшего окружения, к силам природы. Это можно продемонстрировать в «Хождении Богородицы по мукам»(XII - XIII в.в): «они (славяне) все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади.». Также это подтверждает и церковный деятель Кирилл Туровский в своей проповеди: «уже бо не нарекутся богом стихия: ни солнце, ни огонь, ни источници, ни древеса!». Наиболее ранними стихиями, которым поклонялись язычники, были вода, огонь и земля. Вода и огонь обладали по мнению славян очищающей и охранной силами, а земля – животворящей.

У славян огонь делился на земной и небесный. К земному относили домошний очаг, сокральный костер, к небесному – молнию и солнце. Небесный огонь носил карающее значение, которое позднее предстало в образе Перуна, и очищающее, несущее свет, тепло и жизнь, которое воплотится в почитании богов солнца – Ярила, Сварога, Хорса, Даждьбога. Земной огонь воплощался в образе домашнего очага как защиты и объединяющего начала семьи. Домашний огонь всегда поддерживали на протяжении дня и ночи. Он представлялся живым существом и познее его олицетворением стал домоой. При перезде в новый дом его забирали с собой, чтобы на новом месте он оберегал своих хозяев.

Славяне сжигали своих покойников. Они считали, что вместе с пламенем душа умершего возвышается к небу и переносится в рай. Огненная река служила границей между миром живых и миром мертвых. Сокральный огонь являлся неким посредником между человком и земными, небесными божественными силами.

По мнению славян, вода была той стихией из которой возникла сама земля. Если огонь связан с культурой, то вода, как и земля, - с жизнью. Шикороко у славян представлен культ водных источников, который отражается и в христианстве, например, освящение воды в Крещение. Кроме того, вода считалась матерью солнца,которое заходило за горизонт в «море - океан», чтобы отдохнуть от мирской жизни. Обливание водой считалось очищением души человека: вода смывает грехи, уносит с собой всю грязь и все болезни. С помощью воды можно было предсказать будущее, что широко использовалось в различных обрядах у славян, и растолковать сны. «Мертвой» вода считалась, если она находилась в доме в момент смерти члена семьи, так как после смерти человека его душа погружалась в воду. Животворящая функция воды отражена в сказочной «живой» и «мертвой» воде: «живая» вода способна вернуть мертвого человека к жизни, а «мертвая» может убить даже непобедимого врага.

Второй этап

Тотемизм [2]

Кроме стихий славяне поклонялись и животным. «Следы» данного верования можно обнаружить в орнаменте на предметах быта, в настенных изображениях, в фольклоре. Отголоски тотемизма прослеживаются и в святках: колядующие надевали на себя звериные шкуры. Во время существования родеплеменного строя славяне считали своими прародителями священных животных. Так например мужчины некоторых племен одевали шкуры волков. Таким способом они общались со зверинными предками, у которых они просили сили и мудрости. Также волка считали могущественным защитником племени и пожирателем злых духов. С принятием христианства изменилось отношение к языческим жрецам. Так как жрецы ходили в волчьих шкурах их называли «волкодлаками» или «волколаками», а после христианизации Руси под этими словами начали подразумевать злых оборотней.

Медведь у славян имел особое почтение. Он являлся хозяином языческого леса, защитником от всего зла и покровителем плодородия. Язычники считали, что медведь наделен особой мудростью, всеведением. Медвежья лапа считалась сильным оберегом от всяческих напастей, поэтому многие славяне держали такой талисман в своем доме. Со временем хозяин леса - медведь - превратился в лешего, который мог вывести из леса заблудившегося путника или, если его рассердить, завести в чащу и погубить.

Олениха или лосиха считалась богиней плодородия, неба и солнечного света. Она была рогатой и ее рога являлись символом лучей солнца – оберегом от ночных нечистых сил и поэтому рога крепились в домах над входом.

Третий этап

Появление антропоморфных [3] богов. Род и Рожаницы.

Символ коня и другие символы солнца были частоприменяемым атрибутом в домах у славян, которые оберегали дом от нечистой силы.

Начинает складываться культ Рода и Рожаниц, то есть так называемый культ предков.

Род, в понимании славян, божество двуполое: он и отец, и мать богов, сочетает в себе добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Помощницы Рода называются Рожаницы – Лада и Леля. Почитание Рода и Рожаниц возникло, возможно, по причине усиления связи родовой общины. Предположительно Род был у славян верховным божеством до появления Перуна.

Кроме того, возникновение культа предков сложилось благодаря выделению в роду возрастной группы старейших. Почитание их в земной жизни сказывалось на отношении к их персоне после смерти. На культ предков указывает обычай поминания родителей в определенные дни года, который сохранился и по сей день и отражен в православии.

След культа предков отобразился в образе Чура. По мнению этнографа С.А.Токарева, это был почитаемый предок-родоначальник. Имя его сохраняется и сейчас в словах чересчур, чурка «обрубок дерева, из которого делались изображения Чура», в восклицании: «Чур! Это моё!». Чур – божество границ. С этим словом связаны также черт, очерчивать.

Полурожаницей, связанной с миром мертвых, является Баба-Яга, охраняющая все входы и выходы в царство мертвых. Однако ее роль в славянской мифологии неоднозначна. Она не только охраняет царство мертвых, она и обеспечивает связь между мирами, помогает или мешает людям, предостерегает их от оплошностей. Многие исследователи склонны видеть в Бабе-Яге Мокош - покоровительницы женщин как продолжательниц рода, покровительницы женских работ.

Так духи предков, различные предметы, тотемы проникают в жизнь славян. На третем этапе язычества уже не сам предмет является объектом почитания, а дух, который в нем находится, по мнению славян. Формируется полидемонизм, демоны принимают антропоморфный образ и поселяются всюду. Они становятся хозяевами определенного места: различают демонов, обитающих вне дома (лешие, кикиморы, водяные, полевики и др., населяющие лес, болото, поле и т.п.), демонов домашних (домовой, банник, овинник и др.), демонов, населявших сферу выше земли и ниже земли (черт, лихо, озем, бесы и др.) и демоны, связанные с определенным периодом времени (ночницы, полудницы).

Таким образом, у славян на протяжении многих веков складывался своеобразный пантеон демонов, или низших божеств. Образы их не были статичными, с течением времени на их первоначальные функции наслаивались новые. Демонические верования приближали славян к следующему этапу развития языческой религии – политеизму, то есть вере в богов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: