Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Компьютерное тестирование Исследовательский (курсовой) проект (работа) Работы на семинарских занятиях Работы на практических занятиях Лабораторная работа Проверка конспектов Парный взаимоконтроль
  Теоретические основы педагогической психологии - + - - + - + +
  Психология обучения и учебной деятельности - + - - + + + +
  Психология воспитания - + - - + - + +
  Психология труда учителя - + - - + - + +
  Итого: - + - - + + + +

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

В ходе овладения дисциплины «Педагогическая психология» бакалавр должен быть способен к:

· ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19)

В результате освоения дисциплины «Педагогическая психология» обучающийся должен:

Знать: основные достижения отечественной и зарубежной педагогической психологии;

Уметь: провести психолого-педагогический анализ различных образовательных систем и моделей обучения, а также отдельных образовательных и воспитательных мероприятий.

Владеть: основными теориями, концепциями и понятиями современной педагогической психологии.

Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:

· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;

· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области.

Код компетенции Уровень сформированности компетенции Содержательное описание уровня Критерии оценки
знает умеет владеет
ПК-8: способен к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности Пороговый Знает: Различные подходы к психологическому воздей-ствию на субъектов об-разования; принципы организации личностно-ориентрированного образования. Умеет: Совместно со специалистами более высокой квалификации создавать условия для развития субъектов образовательной среды Владеет: некоторыми навыками применения технологий, соответствующих современным теориям обучения и воспитания.   Основные понятия и положения концепций и теорий научения, обучения, воспитания, учебной деятельности; Знает подходы к психолого-педагогическому воздействию на субъектов образования; принципы организации личностно - ориентированного образования Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание компонентов структуры научения, обучения, учебной и педагогической деятельности. отдельными приемами психолого-педагогического анализа учебной и профессиональной деятельности.
Повышенный Знает: современные подходы к психолого-педагогическому сопровождения развития личности учащегося и профессиональной деятельности педагога; Умеет в сотрудничестве со специалистом более высокой квалификации использовать современные приемы воздействия на развитие личности и когнитивной сферы учащихся Результаты исследований закономерностей развития научения, учебной и педагогической деятельности   С помощью специалиста более высокой квалификации анализировать уровень сформированности компонентов учебной деятельности учащихся, уровень их воспитанности, обучаемости, а также особенности развития личности педагога в условиях педагогической деятельности. Умеет на основе этих данных планировать и осуществлять необходимое вмешательство в процесс развития указанных характеристик 1 навыками анализа учебно-профессиональной деятельности; 2. Основными приемами консультирования учащихся, педагогов и родителей с использованием понятий и технологий современного обучения и воспитания.
ПК-13 способен к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности Пороговый Обучающийся должен: Знать: Психологическую структуру и закономерности взаимодействия субъектов образованияя; Уметь: Совместно со специалистами более высокой квалификации создавать условия для оптимизации развития взаимодействия в условиях обучения и воспитания.   Основные понятия и положения современных концепций обучения и воспитания   Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание закономерностей организации совместной деятельности субъектов образовательной среды. Отдельными процедурами психолого-педагогического анализа учебной и профессиональной педагогической деятельности при взаимодействии с педагогами и другими специалистами
Повышенный На этом уровне студент владеет основными н авыками диагностики, консультирования и просвещения субъектов образования по проблемам совместной деятельности в процессе обучения и воспитания. Результаты отечественных и зарубежных исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов в зависимости от различных условий организации обучения и воспитания.   С помощью специалиста более высокой квалификации проводить мониторинг учебной деятельности, педагогического общения и в целом процесса взаимодействия педагога и ученика. Процедурами анализа образовательной среды и взаимодействия ее субъектов в целях организации и проведения консультирования учащихся, педагогов и родителей с использованием понятий и технологий современного обучения и воспитания.
ПК-19 способен к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни Пороговый Обучающийся должен: Знать: Основные навыки работы с научными источниками и информационными ресурсами в области педагогической психологии; Уметь: Ориентироваться в информации, связанной с новинками в области психологии образования   Основные тенденции развития современной психологии, в том числе психологии образования   Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса современные источники информации Основными приемами работы по поиску, анализу и использованию современной информации в области психологии в целом и психологии образования в частности
Повышенный На этом уровне студент владеет основными н авыками поиска и использования современной информации в области диагностики, консультирования и просвещения субъектов образования. Результаты современных отечественных и зарубежных исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов в зависимости от различных условий организации обучения и воспитания.   С помощью специалиста более высокой квалификации может найти и использовать современные научные и методические материалы в области педагогической психологии. Приемами и способами самообразования, поиска и анализа научных данных, необходимых для психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процессов в различных возрастных группах.

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (вопросы к экзамену)

1. Предмет педагогической психологии, ее место среди других наук о развитии человека.

2. Проблема соотношения и взаимосвязи обучения и психического развития в педагогической психологии.

3. Психологические теории обучения в классификации Л.С.Выготского.

4. Современные психологические теории обучения.

5. Научение. Характеристика типов и видов научения (по особенностям активности взаимодействия субъекта и среды).

6. Научение. Классификации видов научения по особенностям организации и по содержанию.

7. Обучение и учебная деятельность. Структура учебной деятельности.

8. Психологическое содержание учебной деятельности (понятие, объект, предмет и т.д.).

9. Учебная мотивация: понятие, структура, развитие в онтогенезе.

10. Психологические условия развития внутренней (познавательной) мотивации учебной деятельности.

11. Психологические условия развития внешней (социальной) мотивации в учебной деятельности.

12. Психологические условия эффективности поощрения и наказания в воспитании и обучении.

13. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Основные пути усвоения понятий и способов действий.

14. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности. Виды учебных действий.

15. Универсальные учебные действия и их психологическая характеристика.

16. Учебный навык: понятие, критерии развития и условия эффективного формирования.

17. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

18. Контроль и самоконтроль в структуре учебной деятельности.

19. Оценка и самооценка в структуре учебной деятельности.

20. Возможности обучения в умственном развитии.

21. Условия и пути эффективного умственного развития в процессе обучения.

22. Репродуктивное и продуктивное мышление в учебной деятельности. Особенности и пути развития творческого мышления в процессе обучения.

23. Эмпирическое и теоретическое мышление в учебной деятельности. Особенности и пути развития теоретического мышления в процессе обучении.

24. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развивающего образования по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.

25. Психологические аспекты воспитания: понятие, цели, формы и методы.

26. Психологические концепции воспитания: классификации и общая характеристика.

27. Когнитивистская концепция стадиального развития нравственных суждений и воспитания нравственности по Л. Кольбергу.

28. Педагогическая деятельность: понятие, особенности и структура.

29. Педагогическое общение как разновидность профессионального общения (понятие, функции, структура).

30. Cтили общения и деятельности в педагогическом взаимодействии.

31. Педагогические способности: понятие, структура, концепции.

32. Психологическая структура труда педагога и общая характеристика основных условий его эффективности по Л.М.Митиной (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная гибкость).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: