9.2.1. Формы текущего контроля знаний
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Форма текущего контроля | |||||||
Контрольная (проверочная) работа | Компьютерное тестирование | Исследовательский (курсовой) проект (работа) | Работы на семинарских занятиях | Работы на практических занятиях | Лабораторная работа | Проверка конспектов | Парный взаимоконтроль | ||
Теоретические основы педагогической психологии | - | + | - | - | + | - | + | + | |
Психология обучения и учебной деятельности | - | + | - | - | + | + | + | + | |
Психология воспитания | - | + | - | - | + | - | + | + | |
Психология труда учителя | - | + | - | - | + | - | + | + | |
Итого: | - | + | - | - | + | + | + | + |
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
В ходе овладения дисциплины «Педагогическая психология» бакалавр должен быть способен к:
· ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
|
|
· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19)
В результате освоения дисциплины «Педагогическая психология» обучающийся должен:
Знать: основные достижения отечественной и зарубежной педагогической психологии;
Уметь: провести психолого-педагогический анализ различных образовательных систем и моделей обучения, а также отдельных образовательных и воспитательных мероприятий.
Владеть: основными теориями, концепциями и понятиями современной педагогической психологии.
Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:
· Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП;
· Повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области.
Код компетенции | Уровень сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Критерии оценки | ||
знает | умеет | владеет | |||
ПК-8: способен к ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности | Пороговый | Знает: Различные подходы к психологическому воздей-ствию на субъектов об-разования; принципы организации личностно-ориентрированного образования. Умеет: Совместно со специалистами более высокой квалификации создавать условия для развития субъектов образовательной среды Владеет: некоторыми навыками применения технологий, соответствующих современным теориям обучения и воспитания. | Основные понятия и положения концепций и теорий научения, обучения, воспитания, учебной деятельности; Знает подходы к психолого-педагогическому воздействию на субъектов образования; принципы организации личностно - ориентированного образования | Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание компонентов структуры научения, обучения, учебной и педагогической деятельности. | отдельными приемами психолого-педагогического анализа учебной и профессиональной деятельности. |
Повышенный | Знает: современные подходы к психолого-педагогическому сопровождения развития личности учащегося и профессиональной деятельности педагога; Умеет в сотрудничестве со специалистом более высокой квалификации использовать современные приемы воздействия на развитие личности и когнитивной сферы учащихся | Результаты исследований закономерностей развития научения, учебной и педагогической деятельности | С помощью специалиста более высокой квалификации анализировать уровень сформированности компонентов учебной деятельности учащихся, уровень их воспитанности, обучаемости, а также особенности развития личности педагога в условиях педагогической деятельности. Умеет на основе этих данных планировать и осуществлять необходимое вмешательство в процесс развития указанных характеристик | 1 навыками анализа учебно-профессиональной деятельности; 2. Основными приемами консультирования учащихся, педагогов и родителей с использованием понятий и технологий современного обучения и воспитания. | |
ПК-13 способен к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности | Пороговый | Обучающийся должен: Знать: Психологическую структуру и закономерности взаимодействия субъектов образованияя; Уметь: Совместно со специалистами более высокой квалификации создавать условия для оптимизации развития взаимодействия в условиях обучения и воспитания. | Основные понятия и положения современных концепций обучения и воспитания | Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса знание закономерностей организации совместной деятельности субъектов образовательной среды. | Отдельными процедурами психолого-педагогического анализа учебной и профессиональной педагогической деятельности при взаимодействии с педагогами и другими специалистами |
Повышенный | На этом уровне студент владеет основными н авыками диагностики, консультирования и просвещения субъектов образования по проблемам совместной деятельности в процессе обучения и воспитания. | Результаты отечественных и зарубежных исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов в зависимости от различных условий организации обучения и воспитания. | С помощью специалиста более высокой квалификации проводить мониторинг учебной деятельности, педагогического общения и в целом процесса взаимодействия педагога и ученика. | Процедурами анализа образовательной среды и взаимодействия ее субъектов в целях организации и проведения консультирования учащихся, педагогов и родителей с использованием понятий и технологий современного обучения и воспитания. | |
ПК-19 способен к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни | Пороговый | Обучающийся должен: Знать: Основные навыки работы с научными источниками и информационными ресурсами в области педагогической психологии; Уметь: Ориентироваться в информации, связанной с новинками в области психологии образования | Основные тенденции развития современной психологии, в том числе психологии образования | Использовать в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса современные источники информации | Основными приемами работы по поиску, анализу и использованию современной информации в области психологии в целом и психологии образования в частности |
Повышенный | На этом уровне студент владеет основными н авыками поиска и использования современной информации в области диагностики, консультирования и просвещения субъектов образования. | Результаты современных отечественных и зарубежных исследований индивидуальности школьников, студентов и педагогов в зависимости от различных условий организации обучения и воспитания. | С помощью специалиста более высокой квалификации может найти и использовать современные научные и методические материалы в области педагогической психологии. | Приемами и способами самообразования, поиска и анализа научных данных, необходимых для психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процессов в различных возрастных группах. |
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (вопросы к экзамену)
|
|
|
|
1. Предмет педагогической психологии, ее место среди других наук о развитии человека.
2. Проблема соотношения и взаимосвязи обучения и психического развития в педагогической психологии.
3. Психологические теории обучения в классификации Л.С.Выготского.
4. Современные психологические теории обучения.
5. Научение. Характеристика типов и видов научения (по особенностям активности взаимодействия субъекта и среды).
6. Научение. Классификации видов научения по особенностям организации и по содержанию.
7. Обучение и учебная деятельность. Структура учебной деятельности.
|
|
8. Психологическое содержание учебной деятельности (понятие, объект, предмет и т.д.).
9. Учебная мотивация: понятие, структура, развитие в онтогенезе.
10. Психологические условия развития внутренней (познавательной) мотивации учебной деятельности.
11. Психологические условия развития внешней (социальной) мотивации в учебной деятельности.
12. Психологические условия эффективности поощрения и наказания в воспитании и обучении.
13. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Основные пути усвоения понятий и способов действий.
14. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности. Виды учебных действий.
15. Универсальные учебные действия и их психологическая характеристика.
16. Учебный навык: понятие, критерии развития и условия эффективного формирования.
17. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
18. Контроль и самоконтроль в структуре учебной деятельности.
19. Оценка и самооценка в структуре учебной деятельности.
20. Возможности обучения в умственном развитии.
21. Условия и пути эффективного умственного развития в процессе обучения.
22. Репродуктивное и продуктивное мышление в учебной деятельности. Особенности и пути развития творческого мышления в процессе обучения.
23. Эмпирическое и теоретическое мышление в учебной деятельности. Особенности и пути развития теоретического мышления в процессе обучении.
24. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развивающего образования по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову.
25. Психологические аспекты воспитания: понятие, цели, формы и методы.
26. Психологические концепции воспитания: классификации и общая характеристика.
27. Когнитивистская концепция стадиального развития нравственных суждений и воспитания нравственности по Л. Кольбергу.
28. Педагогическая деятельность: понятие, особенности и структура.
29. Педагогическое общение как разновидность профессионального общения (понятие, функции, структура).
30. Cтили общения и деятельности в педагогическом взаимодействии.
31. Педагогические способности: понятие, структура, концепции.
32. Психологическая структура труда педагога и общая характеристика основных условий его эффективности по Л.М.Митиной (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, эмоциональная гибкость).