Психология обучения и учебной деятельности

1. Психическое развитие и обучение отождествлял:

1) Ж. Пиаже

2) Э.Торндайк

3) Дж. Брунер

4) П. П. Блонский

2. «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

1) Л. С. Выготский

2) Л. С. Рубинштейн

3) Б. Г. Ананьев

4) Дж. Брунер

3. Уровень актуального развития характеризуют:

1) обученность, воспитанность, развитость

2) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

3) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

4) обученность, обучаемость

4. Механизм развития психики через противоречивое взаимодействие асиммиляции и аккомодации был предложен

1) Л.С.Выготским

2) Ж.Пиаже

3) Б.Скиннером

4) Э.Торндайком

5. Социогенетический закон психического развития был сформулирован

1) А.Н.Леонтьевым

2) П.Я.Гальпериным

3) С.Л.Рубинштейном

4) Л.С.Выготским

6. Концепция взаимодействия трех факторов в психическом развитии акцентирует проблему

1) генетических источников развития

2) роли организации среды

3) активности субъекта бытия

4) направленности развития

7. Принцип «любое внешнее воздействие преломляется через внутреннее» сформулировал

1) А.Н.Леонтьев

2) Б.Г.Ананьева

3) А.В.Брушлинский

4) С.Л.Рубинштейн

8. К наиболее общим формам поведения животных и человека относятся (укажите все правильные ответы)

1) врожденное

2) обусловленное

3) приобретенное

4) исследовательское

9. Пятилетний мальчик подрос и смог дотянуться до ветки дерева – это изменение относится к результатам

1) обучения

2) учения

3) научения

4) созревания

10. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

1) учение

2) обучение

3) научение

4) учебная деятельность

11. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность … теорий научения:

1) ассоциативных

2) условно-рефлекторных

3) знаковых

4) операциональных

12. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках … подхода:

1) факторного

2) когнитивного

3) бихевиористского

4)) функционалистического

13. Габитуация относится к … научению

1) оперантному

2) когнитивному

3) рефлекторному

4) социальному

14. Импринтинг относится к … научению

1) оперантному

2) когнитивному

3) рефлекторному

4) социальному

15. К промежуточной по отношению к врожденному и приобретенному поведению форме относится … научение

1) оперантное

2) когнитивное

3) рефлекторное

4) викарное

16. Резкое повышение чувствительности в ответ на ритмично повторяющийся раздражитель характеризует

1) габитуацию

2) сенсибилизацию

3) импринтинг

4) классическое обуславливание

17. … является по форме врожденным, а по содержанию – приобретенным поведением

1) габитуация

2) сенсибилизация

3) импринтинг

4) классическое обуславливание

18. Формирование условных рефлексов и рефлекторных комплексов относится к

1) габитуации

2) сенсибилизации

3) импринтингу

4) классическому обуславливанию

19. Оперантное научение отличается от рефлекторного

1) активным взаимодействием субъекта научения со средой

2) большей длительностью процесса

3) меньшей прочностью приобретенного опыта

4) тем, что характерно только для человека

20. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ

1) рефлекторное

2) импринтинг

3) оперантное

4) викарное

21. Научение методом последовательных приближений относится к … научению

1) рефлекторному

2) оперантному

3) когнитивному

4) социальному

22. Законы эффекта, подкрепления, упражнения характерны для … научения

1) рефлекторного

2) оперантного

3) латентного

4) когнитивного

23. Тезис «в поведении животного или человека остается то, что систематически подкрепляется» характеризует позицию

1) К.Левина

2) П.Я.Гальперина

3) В.Штерна

4) Б.Скиннера

24. Для стихийного (попутного) научения характерно

1) приоритет теоретических знаний

2) высокая произвольность

3) бессистемность

4) учет сенситивных периодов

25. Уже имеющийся опыт используется и преобразуется в … научении

1) когнитивном

2) рефлекторном

3) социальном

4) оперантном

26. Для этого вида научения характерно неожиданное открытие знаний в готовом виде

1) оперантное

2) сенсибилизация

3) инсайт

4) викарное

27. Специально организованное научение – это

1) обучение

2) усвоение

3) запечатление

4) сенсибилизция

28. Одной из основных проблем специально организованного научения является

1) низкая произвольность

2) пассивность субъекта

3) учет сенситивных периодов

4) отсутствие системы знаний

29. Это научение проходит в игре, труде, обыденном общении

1) викарное

2) обучение

3) стихийное

4) оперантное

30. Учебная деятельность направлена на:

1) закрепление усвоенного опыта

2) усвоение социокультурного опыта

3) преобразование социокультурного опыта

4) интеграцию личного опыта в общественную практику

31. Уровень усвоения социокультурного опыта – основной … учебной деятельности

1) инструмент

2) результат

3) предмет

4) этап

32. Основным механизмом усвоения является

1) аккомодация

2) ассимиляция

3) обобщение

4) перенос

33. Наиболее сложным видом обобщения в процессе усвоения действия является усвоение его

1) алгоритма

2) принципа

3) варианта

4) способа

34. В структуре учебной деятельности выделяют следующие компоненты

1) потенциал – регуляция – реализация - результат

2) мотивация – задача – действия – контроль - оценка

3) операциональный – динамический – алгоритмический – творческий

35. Учебная мотивация характеризует совокупность … учебной деятельности

1) элементов социокультурного опыта

2) конвенциональных аспектов

3) побудителей

4) операций

36. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

1) широкими познавательными мотивами

2) широкими социальными мотивами

3) узкими социальными мотивами

4) школьными мотивами

37. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащегося называется законом:

1) Йеркса-Додсона

2) плато навыка

3) упражнений

4) эффекта

38. Внешняя (экстринсивная) учебная мотивация характеризует … интерес к учебной деятельности

1) реальный

2) латентный

3) утилитарный

4) бескорыстный

39. Для широких социальных мотивов характерны такие проявления как

1) любопытство, любознательность, интерес

2) долг, ответственность, патриотизм

3) репродукция, поиск, творчество

4) одобрение, отметка, подарки

40. В основе внутренней (познавательной) мотивации – … потребность (потребности)

1) эстетическая

2) социогенные

3) познавательная

4) самоактуализации

41. Ненасыщаемость и бескорыстие отличает от других потребности

1) физиологические

2) познавательную

3) в безопасности

4) в уважении

42. Индивидуальные особенности познавательной потребности в значительной мере определяются соотношением

1) подкрепления и эффекта

2) осознанного и подсознательного компонентов

3) ориентировочного и оборонительного рефлексов

4) ориентировочного и исполнительского компонентов

43. Эффективное подкрепление предполагает соблюдение принципов (укажите все верные ответы)

1) вариативного интервала времени

2) вариативного объема выполненной работы

3) параллельного наказания

4) рефлексивности

44. Общим для житейской и учебной задач является

1) цели

2) средства решения

3) эффект развития субъекта как основная цель

4) необходимость открыть то, что невозможно сразу увидеть в предмете

45. Основным критерием эффективности учебной задачи является

1) степень ее новизны

2) эффект развития субъекта

3) экономичность предложенного решения

4) интерес к процессу решения у учщихся

46. Исключите лишний компонент в структуре ученой задачи

1) исходные данные в их отношениях

2) оформление решения

3) способ решения

4) цель задачи

47. Восхождение от частного к общему характеризует преимущественно … путь усвоения знаний

1) дедуктивный

2) позитивный

3) индуктивный

4) когнитивный

48. Восхождение от общего к частному характеризует преимущественно … путь усвоения знаний

1) дедуктивный

2) позитивный

3) индуктивный

4) когнитивный

49. Практические действия предваряют умственные в … пути усвоения опыта

1) дедуктивном

2) позитивном

3) индуктивном

4) когнитивном

50. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются

1) ориентировочными

2) исполнительными

3) контрольными

4) оценочными

51. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

1) навык

2) умение

3) операция

4) деятельность

52. Способы решения учебных задач – это учебная (учебные)

1) мотивация

2) контроль

3) действия

4) задача

53. К внутренним критерием усвоения навыка не относится

1) степень автоматизации действий

2) слитность отдельных операций

3) отсутствие напряжения

4) цикличность

54. Правило «методической гребенки» (по И.А.Зимней), по мере усвоения действия, требует

1) сокращать объем и наращивать частоту упражнений

2) наращивать их объем и частоту

3) стабилизировать объем и частоту

4) сокращать их объем и частоту

55. Теория поэтапного формирования умственных действий была разработана

1) Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым

2) Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым

3) П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной

4) Б.Г.Ананьевым и Б.Ф.Ломовым

56. Контроль за выполнением действия автоматизируется и свертывается на этапе

1) громкого проговаривания

2) материализованной основы

3) ориентировочной основы

4) полной интериоризации действия

57. Способность устанавливать отклонения от ориентировочной основы, образца относится к следующему компоненту структуры учебной деятельности:

1) учебная мотивация

2) учебная задача

3) учебные действия

4) контроль и оценка

58. Способность при необходимости корректировать дальнейшее осуществление учебной деятельности относится следующему компоненту ее структуры:

1) учебная мотивация

2) учебная задача

3) учебные действия

4) контроль и оценка

59. Укажите все верные ответы: по функциям в учебной деятельности выделяют следующие типы контроля и самоконтроля:

1) предварительный (рефлексивный)

2) текущий (пошаговый)

3) итоговый

4) основной

60. Этот вид контроля не должен сопровождаться «официальной» отметкой

1) планирующий

2) текущий

3) итоговый

4) повторный

61. Расположи в порядке нарастания следующие уровни усвоения (по В.П.Беспалько)

а) воспроизведение в стандартных ситуациях

б) творчество, создание новых правил действий

в) применение в нестандартных ситуациях

г) узнавание при опоре на подсказку

Ответы: 1______ 2_______ 3_________ 4_________

Ответ: г – а – в - б

62. Среди указанных ученых и практиков наиболее последовательную линию на отказ от отметки в процессе обучения проводил

1) Б.Ф.Шаталов

2) Ш.Амоношвили

3) Б.Скиннер

4) Л.В.Занков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: