Методические рекомендации к семинару

Первый вопрос соотносится со вторым вопросом лекции и в данном семинарском занятии рассматривается в тех случаях, если по этой проблеме не было отдельной лекции или количество семинаров ограниченно и по лекции, посвященной совершенной конкуренции, семинара не было.

Изучение вопроса можно начать с разбора проблем: что такое конкуренция? каковы условия совершенной конкуренции? Приведите примеры из практики со случаями, близкими к совершенной конкуренции. Почему совершенная конкуренция является идеальной моделью рыночной экономики?

Далее целесообразно рассмотреть проблему соотношения конкуренции и прибыли. Обратите внимание слушателей на то, что прибыль определяет разницу между валовым доходом и совокупными издержками за период продаж. Отсюда вытекает необходимость изучения понятий среднего и предельного доходов. Желательно, чтобы студенты продемонстрировали их динамику на графике. Разбор следующих ситуаций и вопросов углубит изучение данной проблемы. «Любая фирма стремится лишь к максимизации своей прибыли». Верно ли это утверждение? Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна продать как можно больше продукции. Так ли это? Чем отличается экономическая прибыль от бухгалтерской? При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия? Почему в долгосрочном периоде конкурентная фирма получает нулевую прибыль? Могут ли конкурентные фирмы развиваться, если они получают в долгосрочном периоде нулевые прибыли?

Более подготовленным студентам можно задать вопросы: почему кривая предельных издержек (МС) пересекает кривую средних переменных издержек АVС и средних общих издержек (АС) в точках их минимумов? Почему кривая предельного дохода конкурентной фирмы совпадает с линией цены и имеет горизонтальный вид? При каком объеме выпуска конкурентная фирма достигнет оптимального масштаба в долгосрочном периоде?

В завершение первого вопроса обратите внимание на то, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. С этой целью рекомендуем попросить студентов поочередно прокомментировать следующие моменты, относящиеся к ней:

1. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую.

2. Общество находится на границе полезности - возможности.

3. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления.

4. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.

Определив основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание и на её слабые стороны, задав, в частности, следующие вопросы: отсутствуют ли мотивы оптимального распределения доходов? Действительно ли не допускаются не только побочные издержки, но и выгоды? Могут ли возникать помехи применению лучшей производственной техники и замедляться темп технического прогресса? Важным выводом из исследования данной проблемы может стать следующий: совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Второй вопрос рекомендуется разбить на следующие подвопросы: перечислите основные свойства совершенной и несовершенной конкуренции, каковы их отличия? Почему существует несколько разновидностей несовершенной конкуренции? Что такое монополия? Чем отличается совершенная конкуренция от чистой монополии? Как изменится степень контроля над ценой при переходе от совершенной конкуренции к чистой монополии? Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом? Как можно добиться монопольной власти? Чем более прибыльна фирма, тем выше у нее монопольная власть. Так ли это? Всегда ли результатом монополии являются более высокие цены и низкая выработка по сравнению с конкурентной отраслью? В силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия, а на монопольном рынке иметь место конкуренция?

Более подготовленные студенты могут попробовать ответить на вопросы: почему кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста имеет отрицательный наклон? Чему равно численное значение МR, когда кривая спроса имеет единичную эластичность? Почему линия MR пересекает ось абсцисс ровно посередине максимального объема спроса, достигаемого при нулевом значении цены? Может ли монопольная фирма перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек? Что представляет собой коэффициент Лернера?

Обобщая поведение модели фирмы-монополиста на краткосрочном и долгосрочном временном интервалах рекомендуется обратить внимание и на ценовую дискриминацию фирм, обладающих монопольной властью. С этой целью можно задать вопросы: что представляет собой ценовая дискриминация? каковы условия ее проведения? Главным выводом из анализа данной проблемы должен стать следующий: фирмы-монополисты занимаются ценовой дискриминацией, когда с ее помощью могут увеличивать свои прибыли.

Изучая основные особенности функционирования фирм, обладающих монопольной властью, нельзя не учитывать их отрицательного влияния на эффективность распределения и использования ресурсов. На семинаре следует рассмотреть по крайней мере три формы по­добного влияния: ограничение объема производства и установление более высокой цены, соответственно, ресурсы общества используются не в полном объеме и необходимая обществу продукция не произ­водится; отсутствие стимулов к снижению производственных издержек; слабая за­интересованность фирмы-монополиста в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР; огромные расходы, связанные с сохранением и укреплением монопольной власти.

Третий вопрос можно начать с изучения проблем: что представляет собой монополистическая конкуренция? Общие черты и отличия монополистической конкуренции, а также совершенной конкуренции и чистой монополии? Примеры ситуаций монополистической конкуренции на практике?

Далее целесообразно обсудить экономические последствия монополистической конкуренции. Задав соответствующие вопросы, необходимо получить следующие ответы: 1. Издержками монополистической конкуренции являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой обществу продукции; 2. Чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора; 3. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса - к продукту; 4. Такое приспособление является «плюсом» монополистической конкурен­ции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается.

В этом же вопросе можно рассмотреть проблемы олигополии. Начать целесообразно с проблемы: существуют ли общие черты между монополистической конкуренцией и олигополистическими рынками? Важно, чтобы студенты обосновали свой ответ и сделали из него вывод о кардинальном отличии олигополий от монополистической конкуренции, привели примеры олигополистических структур на практике.

Задав вопрос: «Объясните различие между коэффициентом концентрации и индексом Герфиндаля», дайте студентам задание проиллюстрировать эту разницу на условных цифрах.

Особое внимание рекомендуется уделить проблеме картелей. Что представляет собой картель? Какие факторы ведут к образованию официально разрешенных картелей? Какие факторы затрудняют организацию картелей? Какие обстоятельства могут привести к развалу картеля? Завершить проблему олигополии можно обсуждением ее «плюсов» и «минусов».

В заключение вопроса рекомендуется заслушать доклад, посвященный проблемам совершенствования конкуренции и антимонопольной политики.

Подвести итоги разбора темы в целом целесообразно построением таблицы, в которой будут обозначены основные характеристики рыночных структур, включая их достоинства и недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: