Методические рекомендации к семинару

Первый вопрос посвящен более детальному рассмотрению цен. Это связано с тем, что именно цены в конечном итоге служат ориентиром для производителей при определении необходимости изменения объемов производства, выбора технологии, а также того, при каком уровне доходов будет потреблен продукт. Изучение проблемы можно начать с уяснения следующих вопросов: что лежит в основе изменения величины спроса на товар при изменении цены? спрос - категория объективная или субъективная? Нарисуйте кривую спроса при единой цене, например, на мячи и молочные продукты для молодежи и для пенсионеров. Зависит ли спрос от природно-климатических условий? Почему кривые спроса имеют отрицательный наклон? Перечислите несколько экономических показателей деятельности предприятия, зависящих от эластичности спроса и предложения товаров данной фирмы. Какими соображениями Вы будете руководствоваться, будучи, например, предпринимателем, при решении проблем: нужно (можно) снижать (повышать) цену Вашего товара? насколько? во что обойдется удержание цен на прежнем уровне? согласны ли Вы с утверждением: «Прогресс в технологии в отраслях, производящих спрос для данного производства, приносит выгоду производителям, а не потребителям данного товара»? Действительно ли коэффициент эластичности не зависит от используемых единиц измерения дохода, цен и количества товаров? Ответы на эти вопросы помогут студентам глубже разобраться в природе цен, факторах спроса и предложения, их эластичности.

Далее рекомендуется изучить «парадоксы» спроса, например, попросив студентов проанализировать эффекты присоединения к большинству, сноба, Веблена, Гиффена. Более глубокому изучению проблемы поможет вопрос: действительно ли «парадоксы» спроса являются парадоксами?

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя задает цена предложения, которая затем сталкивается с ценой спроса. Компромисс достигается в виде рыночной (равновесной) цены. В связи с этим целесообразно рассмотреть статическую и динамическую модели установления равновесных цен. При рассмотрении цен спроса и предложения необходимо обратить внимание студентов на сферы интересов продавцов и потребителей, в частности, рынки продавцов и потребителей, а также на эффекты замещения и дохода.

В завершение вопроса целесообразно разобрать фундаментальную теорему обмена (Смита): «Добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам» и рассмотреть «излишки» (ренту) потребителя и производителя. Изучение этих проблем поможет сформулировать вывод, что возвращению цены к равновесному состоянию могут помешать два обстоятельства: 1) монополизм продавца или покупателя; 2) государственное регулирование цен.

Государственное регулирование цен рекомендуется рассмотреть более подробно – вторым вопросом. В связи с этим можно поручить одному из студентов подготовить сообщение (доклад) о роли государства в ценообразовании. В докладе целесообразно осветить три основных направления государственного регулирования цен: установление «пола» или «потолка» цен; введение акцизных (поштучных) налогов на продавцов или покупателей; квотирование производства тех или иных товаров. По итогам доклада важно акцентировать внимание студентов на следующих ключевых выводах: 1) какие бы методы не использовало государство для регулирования цен, в любом случае цены на рынке будут расти, а количество товаров падать; 2) государственное регулирование цен зачастую ведет к появлению теневой экономики; 3) ни одна страна не обходится без влияния на рыночное ценообразование, но при этом важно правильно представлять себе последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее соответствующие преследуемым целям. Уяснению взаимосвязи первого и второго вопросов семинара поможет изучение проблем: есть ли нарушения закона спроса при налогообложении, установлении «цен пола и потолка», квотировании? Почему налоговое бремя превосходит доход, получаемый правительством?

В третьем вопросе изучаются определения различных рыночных благ. Начать рекомендуется с классификации благ по эластичности дохода, задав, например, вопрос: что представляют собой нормальные (полноценные)? неполноценные (низшие) и нейтральные блага? Студенты должны показать, что в первом случае Е>0, во втором – Е<0, в третьем – Е= 0. Следующий вопрос: какие группы товаров можно выделить в рамках положительной эластичности спроса по доходу? Ответ на этот вопрос должен привести к выводу: а) если Е>1, то это товары длительного пользования, предметы роскоши; б) при 0<Е<1 – товары первой необходимости; в) при Е=1 – товары повседневного спроса. Логическим завершением данного вопроса является изучение закона и кривых Энгеля.

Четвертый вопрос посвящен обсуждению теорий потребления, выбора потребителя. Начать его можно с анализа следующих проблем: каковы составляющие рационального выбора потребителей? каким образом потребители сопоставляют свои варианты выбора для того, чтобы достичь равновесия? Начертите графики общей, предельной и равной нулю, а также отрицательной полезности. Применимы ли к Вам лично категории потребительского выбора, почему? Каким критерием Вы руководствуетесь, заменяя один продукт другим в студенческой столовой? Справедливо ли правило максимизации полезности для различных товаров (обеды в столовой, компьютеры, овощи на рынке) и для разных слоев населения (студенты, домохозяйки, пенсионеры, коммерсанты).

Центральная проблема вопроса – кардиналистская и ординалистская теории потребления. В целях уяснения ординалистской теории попросите выполнить студентов следующее задание: «А – больше любит яблоки, чем груши, а виноград – больше, чем яблоки. Б – не ест яблок, а груши предпочитает винограду. Постройте их карты безразличия для каждой пары товаров».

В группах, где экономика изучается в большем объеме, теории потребления могут быть изучены глубже. В частности, уяснению ординалистской теории поможет разбор характеристик кривых безразличия. Попросите студентов в связи с этим доказать основные свойства этих кривых. В этих группах также рекомендуется подробнее изучить концепцию эффектов дохода и замещения, которая может быть использована для объяснения потребительского спроса и выбора без применения категории «полезность». В связи с этим можно задать вопросы: что такое эффект дохода? эффект замещения? как связаны эти эффекты с эластичностью спроса? как эти эффекты сказываются на нормальных (полноценных) благах? Рассмотрение этих вопросов логично приведет к выводу: когда имеем дело с нормальным товаром, эффект дохода является дополнительным стимулом для покупки большего количества данного товара (падение цены → рост спроса); тот же результат дает и эффект замещения. Также логично возникает следующая проблема: каково воздействие эффектов дохода и замещения на низшие товары? При ответе студенты должны показать противоречивость этого воздействия: 1) эффект дохода → уменьшение спроса на этот товар; 2) эффект замещения → увеличение спроса на этот товар. В заключении вопроса рекомендуется на примерах рассмотреть следующее утверждение: “Итоговый эффект от снижения цен на низший товар зависит от доли бюджета, выделенного на потребление данного товара”.

ТЕМА: «ТЕОРИЯ ФИРМЫ»

Любая предпринимательская фирма в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Минимизация издержек создает условие для появления и роста прибыли. Однако, в отличие от теории потребления, где взаимосвязь потребителей не учитывалась, в теории фирмы необходимо учитывать взаимосвязи между производителями и их возможность влиять на рыночную цену. Характер такого взаимодействия определяется рыночной средой (структурой): является она совершенно или несовершенно конкурентной.

В зависимости от объема часов и подготовленности студентов возможны два варианта изучения данной темы: в одной либо в двух лекциях. Во втором случае в отдельную тему «развертываются» первые два вопроса лекции.

План лекции

1. Фирмы и рынки.

2. Издержки, прибыль и предложение конкурентной фирмы.

3. Несовершенная конкуренция и рыночная власть:

а) монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия.

4. Основы государственной конкурентной политики.

План семинара

1. Эффективность функционирования рынков в условиях совершенной конкуренции.

2. Влияние монополии на функционирование рынка.

3. Монополистическая конкуренция и олигополия: сущность и последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: