Методические рекомендации к лекции

Первый вопрос целесообразно начать с определения содержания и взаимозависимости между категориями «потребности» и «полезность», обратив внимание студентов при этом на:

а) связь потребностей и ресурсов в формулировке предмета «Микроэкономика»;

б) структуру и иерархию потребностей (например, по пирамиде Маслоу);

в) понятия предельной полезности и ее убывания.

Такой подход дает возможность преподавателю, во-первых, плавно перейти к определению категории «спрос», а во-вторых, положит начало рассмотрению другой важной проблемы темы - потребительского выбора. Выводом проведенного анализа может быть определение: «спрос - это отражение потребностей людей в том или ином благе, их желание купить его; причем это отражение не любых, а только таких потребностей, которые подкреплены доходами, т.е. платежеспособных потребностей».

В дальнейшем возможны два варианта рассмотрения первого вопроса:

1. Можно исследовать вначале факторы спроса, а затем предложение и факторы на него влияющие;

2. Можно исследовать вначале предложение, а затем факторы и спроса, и предложения.

Выбрав второй вариант, последуем логике: спрос и предложение → факторы спроса и предложения → эластичность спроса и предложения; она позволит ряд проблем рассмотреть на аналогиях, что немаловажно в условиях дефицита времени.

Изучение предложения рекомендуется также начать с анализа взаимосвязи потребностей и ресурсов в предмете “Микроэкономика”, особо выделив проблему ограниченности ресурсов. Определив предложение как всю совокупность представленных на рынке в каждый данный момент времени благ (товаров и услуг), преподаватель может обратить внимание студентов на то, что предложение тесно связано с производством. Это позволит ему, во-первых, рассмотреть проблемы различных временных периодов - мгновенного, краткого и долгого - в производстве и, соответственно, в предложении; во-вторых, связать в дальнейшем данную тему с исследованием производства, технологии, издержек (т.е. с теорией производства, фирмы).

Определение сути категорий спроса и предложения – первый шаг исследования проблемы. Второй крупный шаг в изучении спроса и предложения - анализ факторов, влияющих на них. Его рекомендуется начать с того положения, что на спрос и на предложение товаров и услуг воздействует множество факторов, соответственно, анализируемые теоретические модели являются многофакторными. Поскольку зависимости между спросом, предложением и их факторами являются функциональными, постольку логично перейти к функциям спроса и предложения. Обе они также многофакторные. Поэтому применив принцип «при прочих равных условиях» (все факторы за исключением одного принимаются за постоянные), целесообразно перейти от многофакторной функции спроса к однофакторной, изучить которую намного проще. Важно напомнить студентам, что функция зависимости спроса от цены может быть также записана в табличной или в графической форме (кривая спроса). Обратите их внимание и на то, что во всех формах записи проявляется зависимость, называемая законом спроса: при росте цены спрос на данный товар растет (разумеется, при прочих равных условиях) и наоборот.

Среди других факторов спроса рекомендуется рассмотреть изменения доходов (как периодических, так и накопленных) и цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары (субституты и комплементы). Их анализ позволит в дальнейшем подробнее рассмотреть проблемы эластичности потребительского спроса.

В связи с разным воздействием ценового и неценовых факторов на спрос важно объяснить студентам различие между изменением спроса (функции спроса) и изменением объема (величины) спроса. Целесообразно при этом обратить их внимание на то, что графически изменение объема спроса – выражается в «движении по кривой спроса», а изменение спроса в «сдвиге кривой спроса».

Изучение факторов предложения можно провести аналогично исследованию факторов спроса, т.е., определив вначале функцию предложения (как взаимозависимость между предложением и его факторами), двигаться затем по двум параллелям: 1) многофакторная функция предложения → однофакторная функция (от цены) → закон предложения → изменение объема предложения → изменение величины функции → движение по кривой предложения; 2) многофакторная функция предложения → однофакторная функция (от неценовых факторов) → изменение предложения → изменение функции предложения → сдвиг кривой предложения (влево или вправо).

Особое внимание необходимо обратить на взаимосвязь предложения с издержками производства, так как: 1) большинство остальных неценовых факторов, например, налоги и субсидии, можно рассматривать как форму увеличения или уменьшения издержек; 2) тем самым вновь будет подчеркнута логичность рассмотрения в следующей теме проблемы издержек и технологии производства.

Рассмотрение эластичности спроса и предложения – второй вопрос темы и следующий шаг нашего анализа.

Логика изложения данной проблемы вслед за анализом факторов спроса и предложения очевидна: здесь исследуется степень (чувствительность) функциональной зависимости между факторами спроса (предложения) и самим спросом (предложением). Количественно она выражается через соответствующие коэффициенты эластичности. Отметив, что в наиболее общей форме коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменятся спрос или предложение, если исследуемый фактор изменится на один процент, целесообразно разъяснить наиболее часто используемые коэффициенты: а) эластичности спроса по цене данного товара (ценовой эластичности спроса); б) эластичности спроса по доходу; в) эластичности спроса одного товара (А) по цене другого товара (В) (перекрестной эластичности); г) эластичности предложения по цене (ценовой эластичности предложения).

Обратите внимание также на то, что, во-первых, хотя коэффициенты эластичности спроса и предложения имеют разные знаки (отрицательные и положительные), для нас важна абсолютная их величина; во-вторых, наиболее часто рассматриваемые варианты (Е = 0, Е = ∞, Е=1, Е > 1, Е < 1) могут быть проинтерпретированы графически.

Практическое значение эластичности можно рассмотреть на ее связи с выручкой. Изучение проблемы эластичности также свяжет данную тему с темами, посвященными маркетингу, рынку ресурсов (например, через эластичность спроса на ресурсы).

Третий вопрос, являющийся одновременно четвертым шагом изложения темы, посвящен проблемам взаимодействия спроса и предложения. Разъяснение данного вопроса целесообразно начать с напоминания того, что рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (механизм «невидимой руки»). Далее проблему рекомендуется раскрыть (для наглядности на графиках) по следующей логической схеме: равновесие спроса и предложения (D = S) → неравновесие спроса и предложения (D>S - дефицит и D<S - избыток) → установление равновесия по Л.Вальрасу (за счет изменения цены) → установление равновесия по А. Маршаллу (за счет изменения количества, объема предложения) → установление равновесия в статической модели (сдвиги кривых спроса и предложения) → установление равновесия в динамической (паутинообразной) модели.

Последний четвертый вопрос - потребительский выбор - является дальнейшей детализацией проблемы спроса. Именно со спросом как отражением платежеспособных потребностей связаны проблемы выбора потребителя: 1) определение потребностей, которые необходимо удовлетворять; 2) определение возможностей (бюджетного ограничения) потребителя; 3) осуществление выбора потребителя, исходя из 1) и 2) пунктов.

Рекомендуется обратить внимание студентов на то, что в зависимости от подхода к первому пункту различают кардиналистскую (cardinal-основной, главный) и ординалистскую (ordinal-порядковый) теории. В основе первой теории лежит закон убывающей предельной полезности, примененный к двум (и более) благам (т.е. имеется выбор) и дополненный бюджетным ограничением (цены + доход, выделенный на удовлетворение данных потребностей). Анализ кардиналистской теории должен способствовать выводу: «Потребительское равновесие - ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого блага». Целесообразно представить эту ситуацию в формальном виде.

Поскольку ординалистская теория менее субъективна и, соответственно, лучше формализуется, нежели кардиналистская, постольку ее рекомендуется разъяснять при помощи графиков, предварительно определив, что такое «кривая безразличия» и «бюджетная линия». Вывод в данном случае можно сформулировать следующим образом: «Наибольшее возможное удовлетворение потребителя достигается в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии». Обратите внимание студентов на то, что: 1) в этой точке наклоны кривой безразличия и бюджетной линии равны; 2) потребительское равновесие в ординалистской теории имеет несколько иную форму.

Логическим завершением данного вопроса и темы в целом является построение кривой спроса (кривой «цена – потребления»), исходя из наборов кривых безразличия и бюджетных линий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: