Методические указания к лекции

Первый вопрос является вводным ко всей теме. Его рекомендуется начать с констатации того факта, что помимо технологических и экономических ограничений (воплощаемых, соответственно, в производственной функции и функциях издержек), фирма сталкивается еще с одним ограничением – ограничением со стороны рынка: она может продать лишь столько, сколько готов купить потребитель. Следующим шагом является исследование рыночных ситуаций со спросом на блага, производимыми единственной (понятие фирма и отрасль совпадают) или многими фирмами в отрасли (отрасль предстает как совокупность фирм). Во втором случае, очевидно, фирма должна будет учитывать поведение своих конкурентов. Здесь будет уместным обратить внимание на термин «рыночная структура (среда)», который можно раскрыть как совокупность способов реагирования фирм на поведение друг друга при принятии ими решений по поводу цен и выпуска.

Любая рыночная структура может быть проанализирована по следующим элементам:

1) определение и характерные черты (число фирм, тип продукта, контроль над ценой, условия вступления в отрасль, типичные отрасли);

2) определение оптимального объема производства и цены;

3) достоинства и недостатки каждого вида рыночной структуры.

Далее возможны два варианта изучения темы:

I. В случае, если отдельно не изучалась тема «Издержки, прибыль и предложение конкурентной фирмы», необходимо кратко рассмотреть ее вторым вопросом.

II. Если названная проблема изучалась, то констатировав, что изучение рыночных структур было уже начато в предыдущей теме, когда рассматривалась простейшая рыночная структура – совершенная конкуренция, целесообразно перейти сразу к изложению третьего вопроса настоящей темы.

Второй вопрос. Выявление особенностей и поведения совершенно конкурентной фирмы, следуя предложенной логике, можно начать с определения: совершенно конкурентная фирма - это фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Далее раскрываются характерные черты совершенной конкуренции, которые в общем-то и приводят к тому, что фирмы в этих условиях не могут влиять на цены. В качестве характерных особенностей совершенного рынка обычно называют следующие: большое количество мелких фирм, однородность их продукции, вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений, вход и выход из отрасли абсолютно свободен и, наконец, нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства. Важно прокомментировать каждую из перечисленных особенностей с точки зрения природы совершенно конкурентной фирмы. Так, например, на графике можно показать «переход» равновесной рыночной цены в цену, данную фирме – совершенному конкуренту извне.

Основная проблема второго вопроса - поиск объема выпуска, максимизирующего прибыль совершенно конкурентной фирмы в условиях, когда спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным. Ее рассмотрение можно начать с исследования следующей логической цепочки: прибыль как цель фирмы ® выручка и издержки ® виды издержек ® кривые издержек ® теории издержек (классическая и марксистская). Изучение марксистской теории - через понятия основного и оборотного капитала – даст также возможность уяснить понятия износа, амортизации и др.

Дополнительное введение фактора времени, имеющего важное значение для фирм, действующих в любой рыночной структуре, позволит лектору сделать весьма важный вывод (его методологической основой является изученная еще А.Маршаллом реакция предложения на фактор времени): на краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об изменении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы изменить объем производства. В результате фирма будет пытаться приспособить свой объем производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути: 1) сравнение валового дохода и валовых издержек; 2) сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Для специальностей, где экономика изучается в ограниченном объеме, рекомендуем рассмотреть только первый способ.

Второй способ позволяет углубить исследование поиска оптимального объема выпуска. В этом случае дальнейшее изучение проблемы целесообразно провести при помощи графиков в три этапа.

I. Вначале графически рассматриваются различные варианты соотношения «средних валовых издержек» (валовых издержек на единицу продукции) и цены, с помощью которых можно наглядно показать ситуации, при которых фирма получает прибыль, имеет убытки или находится в состоянии безубыточности. Здесь же можно дать понятия экономической и нормальной прибыли. В частности, когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то фирма получает экономическую прибыль, равную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости.

II. Далее в анализ вводятся средние переменные издержки, что дает возможность определить «критические точки», т.е. ситуации, когда фирмы перестают «входить» в отрасль и когда они «убегают» из отрасли. Так, когда рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несет убытки. В этом случае «посторонние» фирмы в отрасль уже не входят, но и действующие в данной отрасли фирмы не спешат покинуть ее, т.к. возможна ситуация, когда выход из отрасли приведет к большим убыткам, чем если фирма останется в ней. Это связано с тем, что в данной ситуации часть постоянных издержек все еще окупается. Наконец, когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций.

III. На третьем этапе изучения добавляется кривая предельных издержек, что позволяет определить оптимальный выпуск продукции: максимум прибыли или минимум убытков. Важно при этом обратить внимание студентов на то, что максимальная прибыль на единицу продукции не всегда означает максимальную валовую прибыль, которая в принципе и составляет цель фирмы. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, в этом случае является равенство предельного дохода (цены) и предельных издержек.

При дальнейшем изучении фактора времени обратите внимание на то, что:

1) краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой ее предельных издержек, но только в той ее части, которая расположена выше минимально возможных средних переменных издержек;

2) совершенно конкурентная фирма производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек;

3) долгосрочная кривая предложения может иметь не только положительный наклон (как краткосрочная кривая предложения), но и быть горизонтальной, дугообразной или с отрицательным наклоном.

Третий вопрос. Возможны два варианта начала изучения данного вопроса.

В основе первого варианта лежит принцип отклонения от условий совершенной конкуренции: если не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то она превращается в несовершенную.

В основе второго варианта находится принцип влияния на цены: если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции.

И в том, и в другом вариантах можно выделить такие формы несовершенной конкуренции, как монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Соотношение между ними в наиболее общей форме целесообразно показать с помощью числовой оси “много фирм – одна фирма”. Тогда на противоположных концах окажутся соответствующие им “совершенная конкуренция” и “чистая монополия”, а между ними “монополистическая конкуренция” и “олигополия”. Здесь же (а при необходимости и раньше) можно раскрыть происхождение этих терминов (“конкуренция” – от латинского “столкновение”, “состязание”; “монополия” – от двух греческих слов “один” и “продаю” и т.д.).

Излагая особенности монополии, обратите внимание на то, что она характеризуется наличием единственного продавца товара, который не имеет близких заменителей. В результате: 1) понятия «отрасль» и «фирма» совпадают; 2) фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Это дает основу для раскрытия терминов «рыночная власть» (способность фирмы воздействовать на цены) и «монопольная власть» (фирма с монопольной властью по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар). Основой для диктата цен в условиях чистой монополии является непреодолимость барьеров для входа в отрасль: исключительные права, полученные от правительства, патенты и авторские права, собственность на весь предложенный объем какого-либо производственного ресурса и, наконец, низкие издержки крупного производства, обусловленные монополизацией рынка.

Необходимо различать три вида монополий: закрытые монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют какой-либо специальной защиты от конкурентов.

Очень важно, чтобы слушатели уяснили: фирма-монополист является единственным производите­лем данной продукции и спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Кривая спроса на выпуск продукции фир­мой – убывающая: объем продаж можно увеличивать только за счет снижения цены. Внимание подготовленных слушателей, кроме того, можно обратить на то, что: 1) кривая предельного дохода ле­жит ниже кривой спроса; 2) предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса; 3) фирма-монополист будет увеличивать производство до такого объема, когда предельный доход будет равен предельным издержкам. Если рыночные условия неблагоприятны, то фирма-монополист, так же как и фирма в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получить прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. Адекватно можно описать поведение фирмы-монополиста и на долгосрочном временном интервале.

Монополистическая конкуренция, которая на числовой оси находится между совершенной конкуренцией и монополией, обладает чертами обеих этих рыночных структур. В данном случае на рынке действует большое количество продавцов, производящих дифференцированную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Целесообразно привести соответствующие примеры.

Для подготовленных слушателей можно отметить, что: 1) кривая спроса в условиях монополистической конку­ренции намного более элас­тична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары; 2) наклон кривой предельного дохода также будет составлять половину угла наклона кривой спроса производителя.

Оптимизация производства в случае монополистической конкуренции на различных временных интервалах описывается адекватно случаю чистой монополии.

Особое внимание при изучении монополистической конкуренции следует обратить на неценовую конкуренцию, в частности, на рекламу.

Олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем, по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем выпускаемом количе­стве товара, имеют возможность влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрациипоказывает процент продаж, приходящийся на данном отраслевом рынке на долю четырех (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.

Обратим внимание на то, что: 1) олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на согла­шении (картель), и олигополию доминирующей фирмы (ценовое лидерство); 2) соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войну цен.

В связи с тем, что единой теории олигополии нет, в лекции (при наличии времени) целесообразно рассмотреть основные из них, наиболее часто описываемые в учебных пособиях: теорию ломанной кривой спроса, модель Курно, «дилемму заключенного».

Модель А.Курно (1838 г.) основывается на предпосылке, что на рынке присутствуют только две фирмы и каждая фирма при­нимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение.

Теория «ломаной кривой спроса» отражает реакцию олигополистов на изменение цен конкурентов. Считается, что каждая фирма исхо­дит из того, что, если она снизит свои цены, конкуренты поддер­жат это понижение, но если она повысит их, ни одна фирма не последует ее примеру. Равновесие «изгибающейся» кривой спроса для олигополистов очень стабильно. В отличие от чистого монополиста олигополист при наличии «изгибающейся» кривой спроса не будет изменять цены или объем выпуска вследствие небольших цен средних из­менений в издержках. Кривая предельных издержек все равно пересечет кривую предельного дохода на изгибе.

Д. фон Нейман и О. Моргенштерн («Теория игр и экономическое поведение», 1944 г.) разработали теорию, объясняющую поведение продавцов или игроков в условиях, когда решения одного из них влияют на решения всех остальных. Особенностью этой теории является анализ поведения лиц или организаций с противоположными интересами. С точки зрения олигополии интересно одно из приложений теории игр – “дилемма заключенного”. В случае нехватки времени модели олигополии можно рассмотреть на семинаре, в т.ч. в форме доклада.

Четвертый вопрос завершает рассмотрение рынка несовершенной конкуренции. Его можно начать с того, что в условиях несовершенной конкуренции снижается эффективность производства, которую фирма зачастую пытается скомпенсировать за счет рыночной власти. Прежде всего это касается монополии и олигополии. Отсюда вытекает необходимость серии законов, цель которых – предотвратить использование фирмами рыночной власти, т.е. антитрестовской (антимонопольной) политики. Более подробно этот вопрос можно рассмотреть на семинарском занятии в виде доклада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: