Методические рекомендации к лекции

В центре темы находятся рынки ресурсов, в частности, рынки труда, капитала, земли. Во вступительном слове важно обратить внимание студентов на то, что отличительной чертой данных рынков ресурсов (по сравнению с рынками товаров и услуг) является не только то, что в качестве благ здесь выступают ресурсы, но и то, что покупатели и продавцы меняются местами: фирмы становятся покупателями, домохозяйства - продавцами. Именно с этим в первую очередь связана специфика спроса и предложения на данных рынках.

Первый вопрос. Для более детального исследования особенностей спроса и предложения на ресурсы целесообразно центральную проблему темы («фирмы - рынки ресурсов - домохозяйства») разбить на две части:

1) «фирмы - рынок ресурсов» (изучение спроса на ресурсы);

2) «рынок ресурсов – домохозяйства» (изучение предложения ресурсов и доходов домохозяйств).

Первую часть общей проблемы рекомендуется излагать в следующей последовательности:

1) Особенности спроса на ресурсы (вторичен, зависит от эффективности использования ресурсов, обладает спецификой факторов ценовой эластичности) ® основное правило спроса на производственные ресурсы (учет MRC и MRP) ® основное правило использования ресурсов (MRC= MRP);

2) Кривая спроса на ресурсы → движение по кривой спроса (ценовой фактор) → сдвиг кривой спроса (неценовые факторы) → кривая спроса в условиях совершенной конкуренции (совпадает с кривой предельной доходности, т.к. субъекты рынка не влияют на цены) → кривая спроса в условиях несовершенной конкуренции (не совпадает с кривой MRP, т.к. субъекты рынка могут воздействовать на цены).

При изложении первой цепочки можно провести аналогию с правилом оптимизации объема производства: МС=МR. При разъяснении второй следует иметь в виду, что фирма монополист на рынке готовой продукции, как правило, является монопсонистом на рынке ресурсов, соответственно, заинтересована в одновременном снижении, как количества закупаемых ресурсов, так и их цен. Графически кривая MRC выше кривой предложения (АС).

Вторую часть проблемы - «рынок ресурсов-домохозяйства» - можно начать изучать с того же, на чем закончили рассмотрение предыдущей: с совершенной и несовершенной конкуренции. Однако в этом случае меняются субъекты рынка ресурсов, соответственно, рассматриваются ситуации «домохозяйство-совершенный конкурент» и «домохозяйство-монополист». Обратите внимание на то, что домохозяйство-монополист будет ограничивать предложение ресурсов с целью повышения цены ресурса. В завершении вопроса логично рассмотреть ситуацию двусторонней монополии, т.е. фирма-монопсонист и домохозяйство-монополист.

Второй вопрос посвящен исследованию другого аспекта проблемы (связи) «фирмы - рынки ресурсов - домохозяйства»: потокам доходов. Его целесообразно начать с положения, что на рынках ресурсов (как и на рынках товаров и услуг) в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Это позволит в рамках неоклассической теории достаточно логично перейти к рассмотрению форм доходов: заработной платы, ренты, процента, прибыли. При необходимости (хотя это не оговорено Федеральным стандартом) можно разъяснить студентам марксистскую теорию доходов, согласно которой все доходы есть превращенные формы прибавочной стоимости.

Изложение проблемы доходов рекомендуется провести по следующим схемам:

а) труд и заработная плата в неоклассической и марксистской трактовках → факторы, влияющие на величину заработной платы и ее дифференциацию → номинальная и реальная заработная плата → основные виды и системы заработной платы → ЕТС;

б) земля, природные ресурсы и рента в неоклассической и марксистской трактовках → арендная плата → цена земли;

в) капитал и процент в неоклассической и марксистской трактовках → основные виды капитала → номинальная и реальная ставка процента → инвестиции (чистые и валовые) → дисконтирование → риски → страхование;

г) предпринимательские способности и прибыль → деление прибыли на процент и предпринимательский доход → трактовка процента как элемента издержек.

В связи с обширностью данного вопроса целесообразно основные виды заработной платы, капитала, ренты изложить кратко, отослав студентов к учебнику.

При изложении третьего вопроса вновь переходим к проблеме (связи) «фирма – рынок ресурсов». Однако, если в первом вопросе изучался спрос на один ресурс, то здесь (и это ближе к реальности) главной целью является исследование одновременного спроса на два и более ресурса.

Данный вопрос целесообразно излагать в соответствии с логикой оптимального выбора, с которой студенты уже встречались в теории потребления. Аналогия здесь вполне уместна, т.к. фирмы – покупатели (потребители) выбирают комбинацию ресурсов, руководствуясь принципом рациональности (минимум издержек – максимум прибыли). При рассмотрении правил наименьших издержек и наибольшей прибыли обратите внимание студентов на важное различие между ними: второе более строже, ибо предполагает не просто пропорциональность, а равенство числителей и знаменателей. Аналогию с оптимальным выбором в теории потребления может подчеркнуть и графическая иллюстрация. Предложите в этой связи студентам сравнить изокванты и изокосты с кривыми безразличия и бюджетными линиями.

Завершить изложение темы – помимо основных выводов – можно констатацией того, что в настоящей теме и доходы, и рынки ресурсов рассматривались на микроуровне. Между тем эти явления имеют и четко выраженный макроэкономический аспект, который будет рассмотрен в темах, посвященных проблемам безработицы и политике занятости, проценту и денежной политике, регулированию доходов и социальной политике и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: