Формы, методы и приемы обучения в высшей школе

Форма организации обучения – целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия преподавателей и студентов, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества обучаемых, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Обращает на себя внимание внешняя форма организации обучения. Это может быть урок, игра, лекция, семинар, конференция, самостоятельная работа, экскурсия. Если взять цели, содержание, методы, средства, соотношение педагогического управления и самоуправления обучаемых, то достаточно видоизменить хотя бы один элемент, как видоизменяется внешняя форма организации обучения.

Исключительное значение для понимания особенностей и возможностей эффективного функционирования той или иной форм организации обучения имеет ее структура, которая характеризует специфику ее внутренней организации, отражающей способы взаимодействия ее элементов. В этой связи выделяют внутреннюю форму организации обучения, где в качестве основания для классификации берется структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.

Несмотря на то, что отдельные элементы, например, структура лекции, могут видоизменяться, лекция остается лекцией. Совершенствованию форм организации обучения, повышению их эффективности в значительной степени способствовали исследования М.Н.Скаткина, который обосновал целесообразность гибкого сочетания фронтальных и индивидуальных форм организации обучения.

Как считает В.К.Дьяченко (http://library.cross-ipk.ru/resource-virt-didaktika.htm), к общим формам организации обучения следует отнести: парную, групповую, коллективную (работу в парах сменного состава), индивидуальную работу. При фронтальной форме обучения преподаватель работает с учащимися всего класса (группы), следит, чтобы они в едином темпе продвигались к единой цели. Такая форма обучения как бы усредняет всех учащихся, однако для сильных темп обучения и уровень сложности, трудности фронтальных заданий бывает явно недостаточен. В традиционной педагогике в качестве одной из общих организационных форм обучения часто выделяют именно фронтальную форму, т.е. обращенную одновременно ко всем обучающимся.

На практике перечисленные формы организации обучения, как правило, используются в гибком сочетании, что позволяет преподавателю использовать достоинства и в некоторой степени компенсировать недостатки каждого из них. Рассмотрим подробнее используемые на практике методы обучения.

Метод обучения – процесс взаимодействия между преподавателем и студентами (учениками), в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. (http://ru.wikipedia.org/wiki)

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и студентами (учениками), направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. По сложившейся традиции в отечественной педагогической науке МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

· по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические;

· по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

· по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные;

2. Методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют другие подходы к определению методов обучения, основанные на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Их определения требуют дальнейшего уточнения, поскольку процесс обучения не может быть только пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для обучающихся.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Разделив методы обучения на три обобщенные группы, рассмотрим в отдельности каждую из них.

Пассивный метод (схема 1) – это такая форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой последний является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных его директивам Связь преподавателя с аудиторией при пассивных методах обучения осуществляется посредством проведения опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестирования и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, безусловно, имеет ряд плюсов: относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести значительное количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия. По этим причинам многие преподаватели предпочитают пассивный метод остальным. Надо сказать, что в некоторых случаях данный подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока, он широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкую цель глубокого изучения предмета.

Активный метод (схема 2) – это такая форма взаимодействия студентов и преподавателя при которой, они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, а студенты являются активными участникамизанятия.(http://www.litsovet.ru/index.php/material)

Здесь преподаватель и студенты находятся на равных, а авторитарный стиль взаимодействия сменяется на демократический. Между активными и интерактивными методами зачастую ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные – ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. (http://letopisi.ru/index.php) http://www.ubo.ru/trainings/info.php?training=14825;http://www.dissercat.com/content/interaktivnye-metody-obucheniya-studentov-inoyazychnomu-professionalnomu-obshcheniyu-na-osn-0).

Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает интерактивные упражнения и задания, в процессе выполнения которых студенты изучают материал.
Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от традиционных состоит в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько осваивают новый.

Организационные формы обучения в высшей школе одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов. К ним относят:

· лекции,

· семинары, просеминары, спецсеминары,

· коллоквиумы,

· лабораторные работы,

· практикумы и спецпрактикумы,

· самостоятельную работу,

· научно-исследовательскую работу студентов,

· производственную,

· педагогическую;

· дипломную практики и др.

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы и поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (профессорам и доцентам). При всей внешне кажущейся простоте лекционная форма обучения требует высокого уровня педагогической компетентности, педагогического мастерства и ораторского искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: