Характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения

(Ноулс (KnowlesM.S., [15]) Таблица 1.4.

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель
Самосознание обучающегося Ощущение зависимости   Осознание возрастающей самоуправляемости
Опыт обучающегося Малая ценность Богатый источник самообучения
Готовность обучающегося к обучению Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением Определяется задачами по развитию личности и овладению социальными ролями
Применение полученных знаний Отсроченное, отложенное Немедленное
Ориентация в обучении На учебный предмет На решение проблемы
Психологический климат обучения Формальный, ориентированный на авторитет преподавателя, конкурентный Неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работе
Планирование учебного процесса Преподавателем   Совместно с обучающимся
Определение потребностей в обучении Преподавателем Совместно с обучающимся
Формулирование целей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся
Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы Логика проблем, проблемные единицы
Учебная деятельность Технология передачи знаний Технология поиска новых знаний на основе опыта
Оценка Преподавателем Совместно с обучающимся

Андрагогику можно определить как теорию обучения взрослых, научно обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по определению целей, задач, содержания, форм и методов обучения, по организации, технологии и осуществлению процесса обучения взрослых людей.

Приведенный выше краткий анализ особенностей андрагогического подхода к организации и реализации образовательного процесса, на наш взгляд, с достаточной очевидностью делает актуальной проблему роли и статуса преподавателя, обучающего взрослых людей. Андрагогика выделяет некоторые важные для руководителя образовательного учреждения и преподавателя положения и идеи, систематическое использование которых позволит сделать определенный шаг в направлении перехода от традиционной к еще непривычной модели образования, новой образовательной парадигме.:

µ Образование - не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог.

µ Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое размышление и творческое решение.

µ Комбинирование группового и индивидуального обучения и самообучения в наибольшей степени способствует развитию творческого и критического мышления.

µ Постоянное сочетание в практике обучения и учения когнитивной (т.е. познавательной) и эмоциональной сфер значительно повышает успешность образовательного процесса.

µ Диалог между членами учебной группы - центральное положение методологии андрагогики. Отсюда - умение слушать, уважать, задавать вопросы и отвечать на них, критически воспринимать мысли; стремление разделить или отвергнуть чужое мнение.

Андрагогический подход к процессу обучения, а также происходящая смена образовательных парадигм, а также их значительное разнообразие заставляют руководителей и преподавателей образовательных учреждений обратиться к управлению как науке и практике.

Взаимосвязь обучения и управления, а также технологический подход к образовательному процессу во многом помогут понять и принять переход к компетентностному, личностно-деятельностному, модульному и дистанционному образованию. Обобщая принципиальные изменения в образовании, можно говорить о том, что в основе нетрадиционной системы обучения лежат:

- интенсивное межличностное общение, партнерство, сотрудничество

- гибкость и модульность содержания и форм учебного процесса

- менеджмент в организации деятельности образовательного учреждения, подразделения, процесса

- ориентация на потребности и интересы потребителя образовательных услуг и продукции и общества в целом (маркетинг).

Маркетинг рассматривается как инструмент отражения динамики соци­ально-эконо­ми­ческого контекста жизнедеятельности людей и способ формирования социального, государственного заказов, изучения потребностей регионов и отдельных людей. Менеджмент, вернее, педагогический менеджмент в таком случае представляет тип управления образовательным учреждением, его подразделением и/или учебным процессом, осуществляемое на основе учета существующих и прогнозируемых потребностей, интересов личности студента, педагогического персонала и общества с целью их общего и профессионального развития и самореализации в контексте культуры, характерной для данного сообщества (Борисова Н.В.).

В настоящий момент мы являемся свидетелями одновременно двух процессов: старения педагогических кадров и оттока молодых учителей и преподавателей в другие сферы деятельности в связи с особенностями социально-экономической обстановки. Это приводит прежде всего к нарушению педагогических традиций и преемственности, к необратимым изменениям в педагогической среде.

Практическое использование технологий в образовании, а точнее было бы сказать - технологизация образовательного процесса, осуществляемая с 30-х годов нашего столетия под воздействием научно-технического прогресса, по своей сути аналогична процессам индустриализации других областей человеческой деятельности. И в этом смысле она не только неизбежна, но и продуктивна, несмотря на все своеобразие образования как сферы прежде всего духовного производства. Отставание в этой области, а оно реально существует, чревато серьезными как экономическими, так и духовными последствиями.

Технологический подход к образовательной деятельности предполагает другой уровень развития педагогической теории и другую систему подготовки педагогических кадров. Интересны в этомотношении высказывания ученых, представляющих разные эпохи развития отечественной педагогики:

А.С. Макаренко "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, но всегда по логике моральной проповеди...".

В.П. Беспалько говорит о том, что даже опытнейшие педагоги-новаторы не обобщили свои многочисленные методические находки в определенный алгоритм действий.

В.И. Боголюбов "... настала пора готовить педагогов-технологов, способных разрабатывать товарные педагогические технологии".

При этом надо подчеркнуть, что наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Не случайно возникло уже ясное понимание того, как говорит Д. Финн, что технология не просто комплекс аппаратуры и учебных материалов. Это способ организации, это образ мыслей о материалах, людях, учреждениях, моделях и системах типа "человек-машина". Технология имеет существенное отношение к взаимодействию науки, искусства и человеческих ценностей.

Актуальной становится задача систематизации, анализа и обобщения существующих образовательных действий, осуществляемых совместно педагогом и студентом, отвечающих признакам " технологий " и имеющих личностную ориентацию. Создание банка таких инвариантных технологий и организация их освоения преподавателями и учителями позволили бы достаточно оперативно повысить педагогическую компетентность преподавателей, тем самым повысить и качество всей образовательной деятельности и образовательной системы.

Этимологически слово "технология" - technё, греч. - искусство, мастерство + logos -понятие, учение. Обобщая словарные определения понятия "технология", можно сделать вывод о том, что суть данного термина состоит в следующем: это процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов. Одновременно наука о таких процессах вскрывает закономерности его осуществления наиболее эффективным и экономичным путем.

Если рассматривать образование как отрасль народного хозяйства, как своего рода производство или индустрию, то нет никаких теоретических препятствий к применению данного понятия и в образовательной деятельности. В педагогической литературе понятие "технология" употребляется в различных словосочетаниях: технология в образовании, технология образования, технология обучения, педагогическая технология, информационная технология, компьютерная технология, инновационная педагогическая технология и др., динамика развития которых отражает эволюцию самого явления.

Предметом нападок всегда были и остаются неточность определений и формулировок основных педагогических понятий, отсутствие некоторых категорий, описывающих организационный процесс взаимоувязки целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Используемое для этого понятие " методика" характеризуется высокой степенью субъективности.

Исходя из анализа разнообразных мнений ученых, предлагаемых ими определений понятия "технология" применительно к образованию, можно сделать следующие выводы.

1. Термин "технология" в области образования имеет тенденцию к расширению от обозначения технических средств, применяемых в целях обучения/образования, к обозначению процесса создания и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется оперативной обратной связью вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.

2. С точки зрения терминологической, на наш взгляд, наиболее приемлемо с точки зрения обобщения словосочетание "технология образования" или " образовательная технология", поскольку оно обладает более широким спектром смыслов и может включать в себя "технологию обучения", "технологию воспитания", технологию развития" и другие разновидности технологий.

«Образовательная технология» – это процесс постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого– педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм. (Борисова Н.В.)

Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать, на наш взгляд: цели, содержание, организационные формы восприятия, переработки и представления информации, взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно – профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности и эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускника образовательного учреждения.Нам представляется, что естественные границы технологизации, за которыми она превращается во зло, определяются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в обществе, конкретном учебном заведении и разделяемыми каждым преподавателем. Технологический подход к образовательной деятельности предполагает другой уровень развития педагогической теории и другую схему подготовки педагогических кадров всех уровней.

Признаками образовательных технологий являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Признаками личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются: доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития; акцент на мотивацию достижений и успеха; акцент на самопроектирование и самоуправление; партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса; диалог как свободная форма и средство обмена информацией, личностными смыслами и ценностями; свобода выбора и личная ответственность за выбор всех участников образовательного процесса; эмоциональная сопричастность и «проживание» образовательных ситуаций и событий; моделирование деятельности как организационная основа проектирования и реализации образовательного процесса.

Именно в образовательных технологиях, их выборе соединяются воедино андрагогический, управленческий, технологический и гуманистический подходы к образованию, приводя или даже гарантируя синергетический эффект

В настоящее время выбор образовательных технологий отдан на откуп самим учебным заведениям, что имеет как положительные, так и отрица­тельные последствия. Практически полная свобода после достаточно жест­кой регламентации и однообразия при недостаточно высокой (а иногда и снижающейся) технологической компетентности преподавателей может по­ставить под угрозу успешность содержательного и организационно-управленческого реформирования как всей системы образования в стране, так и системы повышения квалификации в частности. Использование по отношению к образовательным технологиям понятия "внедрение" традиционно и оправданно вызывает у большинства преподава­телей (как, впрочем, и у руководителей учебных заведений) реакцию насто­роженного ожидания, а в некоторых случаях - агрессивного сопротивления. "Внедрение" ассоциируется с управленческим насилием, а любое насилие в конечном итоге рождает неприятие даже самых хороших идей и предложений.

Отсюда вывод: освоение разнообразных образовательных техноло­гий должно осуществляться на основе их личностного приятия и изуче­ния преподавателями в процессе специально организованного обучения и консультирования.

ЗАДАНИЕ 1

1. Представьте, что перед Вами стоит вопрос об определении места своего подхода к реализации образовательного процесса на данном континууме. Крестиком обозначьте местоположение на континууме.

/r hTFX2mPH8qHFge5bqj/XO28hVm+0rb5n9cy8Z02gxfbh6RGtPT+b7m5BJZrSnxl+60t1KKXTJuzY RdVbuDEyJQnPZIHo19lSwOYIdFno/wPKHwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADh AQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQB2 kpQ7TwIAAFoEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQBG2R+L2wAAAAgBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAKkEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQA BADzAAAAsQUAAAAA "/>

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Рис. 2 Континуум «Педагогика – андрагогика»

2. Попробуйте обосновать Ваш выбор: по каким критериям Вы определили своё местоположение на данной шкале?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: