Государственное устройство и политическая история Древнего Египта. Мировоззрение, мифология, религия

Одна из древнейших человеческих цивилизаций – цивилизация Древнего Египта – существовала в течение 3000 лет. На северо-востоке Африки человек обитал с древнейших времен. Большинство ученых считают, что современный человек произошел от архаической формы Homo Sapiens, обитающего в Африке около 100 тысяч лет назад. В это время на севере Африки климат был умеренным, вполне подходящим для жизни первобытного человека. Около 10 тысяч лет назад, с окончанием ледникового периода, началось общее потепление климата и природные условия в северной Африке изменились: на смену саваннам пришли пустыни. Люди постепенно перемещались в долину полноводной реки Нил и начали заниматься земледелием, что обусловило оседлый образ жизни.

В VI тысячелетии до н.э. на северо-востоке Африки возникли первые государственные образования. К IV тысячелетию до н.э. это были уже восточные деспотии, так называемые номы во главе с номархами – местными царьками. Между этими мелкими государствами шла постоянная борьба за лучшие земли и пастбища, более сильные номархи побеждали более слабых. Постепенное объединение номов привело к тому, что вдоль реки Нил сложились два крупных государственных образования: Верхний Египет (на юге) и Нижний Египет (на севере). В Нижнем Египте были более плодородные земли, здесь река разливалась шире, почва лучше удобрялась плодородным илом, и климат был менее засушливым. Поэтому правители Верхнего Египта постоянно пытались захватить эти земли.

Предполагают, что около 3000 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нармер (или Хор Сом) захватил Нижний Египет и объединил страну. Это событие запечатлено на так называемой «Палетте Нармера» – ритуальной победной плите, найденной в одном из храмов. В это время происходил переход от каменных орудий труда к медным, следовательно, производственные возможности государства были крайне низкими. Но природные условия Египта позволяли даже тогда овладеть такой могучей производительной силой, как река Нил. Ежегодно разливаясь, Нил приносил плодородный ил. Для того, чтобы управлять процессом осушения и орошения почвы, нужны были большие затраты ручного человеческого труда для строительства дамб, каналов, осушительных систем: ведь основными орудиями труда были мотыга и корзина для переноски земли. Такое положение дел требовало высокой степени организации труда и обусловило консервативно-деспотический государственный строй. Жизнь была организована по «принципу муравейника» с жесткой иерархической социальной структурой и строгим распределением функций между социальными группами.

Власть была предельно централизованной. Фараон считался «сыном Солнца» – наместником бога на земле, однако, очень большую роль в государстве играли жречество и крупные вельможи, занимавшие высокие должности в царском хозяйстве. Страна делилась на области – управленческие округа (номы), их было несколько десятков. В этих областях были свои начальники – областные правители. В период Раннего Царства появилась небольшое войско, которое воевало иногда с соседями (эфиопами, ливийцами, азиатами), однако, постоянных границ Египет не имел, так как он был защищен пустынями.

Постепенно растет государственный бюрократический аппарат. Благополучие страны всецело зависит от степени разлива реки и полученного урожая. На почве предсказаний времени и уровня разлива реки развиваются первые науки: астрономия и геометрия.

Социально-политическое устройство Древнего Египта было стабильным на протяжении 3000 лет, за исключением непродолжительных периодов распада страны, за которыми вновь следовало объединение.

В истории Древнего Египта выделяются следующие периоды:

1. Додинастический период — IV т. л. до н.э. – около 3000 г. до н.э.

2. Раннее царство — 3100 – 2649 гг. до н. э.

3. Древнее царство — ХХУ11 – ХХ11 вв. до н.э.

4. Среднее царство — ХХ1 – ХУ11 вв. до н.э.

5. Новое царство — ХУ1 – Х1 вв. до н. э.

6. Поздний период — ок. 664 – 332 гг. до н.э.

7. Эллинистический период — 332 – 30 гг. до н.э.

2. Специфика древнеегипетского художественного мышления. Символ и канон в искусстве Египта.

В эпоху государственной раздробленности в каждом номе складывался свой культ богов, отождествлявшихся с небесными светилами, животными, растениями и т.п. Затем среди них выделяются главные божества нома, представленные в виде животных (бывших тотемов): зайца (Унут), коровы (Хатор), барана (Амон) и др. Из этих зооморфных божеств позже сформировался пантеон египетских богов, изображаемых чаще всего с телом человека и головой животного или птицы:

Анубис (с головой шакала) – бог царства мертвых Тот (с головой павиана или ибиса) – бог мудрости Сохмет (с головой львицы) – богиня войны Гор (с головой сокола) – бог царства живых Амон (с головой барана) – бог Солнца

Божества часто группировались в триады по родственно-семейному признаку. Например, фиванская триада:

· бог Солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны;

· Осирис – бог царства мертвых, его жена и сестра Исида, их сын Гор.

Культ Осириса – один из главных культов Египта – связан с распространением земледелия. Осирис отождествляется с сезонным «умиранием» и «воскресанием» природы, прорастанием зерна. Осириса, убитого его братом Сетом, воскрешает его сын Гор. Гор становится богом царства живых, а Осирис — богом царства мертвых и верховным судьей над душами умерших. Поэтому в письменах перед именем живого фараона ставилось имя «Гор», а перед именем умершего — имя «Осирис». Погребальный обряд фараона представлял из себя театральную инсценировку мифа о смерти и воскрешении Осириса: египтяне верили, что фараон воскреснет в царстве мертвых.

Вообще, культ мертвых лежал в основе всей египетской культуры. По представлениям египтян загробная жизнь является продолжением земной. Ее необходимые условия: сохранение тела в виде мумии, обеспечение загробного жилища – гробницы, необходимых запасов пищи и утвари. В период Раннего Царства во время похорон фараона приносились человеческие жертвы – слуги фараона, воины, наложницы – люди, призванные обслуживать его в загробной жизни. Позже они стали заменяться специальными фигурками – ушебти.

Позднее появилось представление о наличии нескольких душ человека. Одна из них называлась «ба» и изображалась в виде птицы с головой человека. Считалось, что она отправляется на небо к богам и путешествует в подземное царство Дуат. Другая душа – «ка»обитает в гробнице и ее вместилищем служит скульптурное изображение умершего – заупокойная статуя. Вот почему в Египте очень рано появился жанр скульптурного портрета. Для изготовления портретной скульптуры использовались гипсовые маски, снятые с лица изображаемого человека, но портрет не изготавливался точно по маске, а был стилизован в соответствии с определенными понятиями об идеальных пропорциях головы человека, при этом сходство с изображаемым сохранялось. Портретной скульптуре придавались отвлеченное, застывшее выражение лица и статичная поза, что должно было выражать освобожденность от земных страстей для вечной жизни. На стенах гробницы изображались сцены из жизни умершего: своеобразное повествование в рисунках.

Поскольку искусство Египта было тесно связано с религией и заупокойным культом, труд художников считался священнодействием. Большинство художников занимали в обществе положение простых ремесленников, выполнявших работу по образцам. Они передавали свое мастерство по наследству своим сыновьям и жили в специально отведенных для них кварталах невдалеке от «города мертвых». Ведущие же художники и архитекторы были очень высокопоставленными лицами и часто были членами семьи фараона (как правило, младшими братьями фараона) и получали наиболее высокое для тех времен образование. Они владели всеми секретами мастерства. Главный зодчий фараона руководил строительством всех основных сооружений: дворца, гробниц, пирамиды фараона, храмов, мемориальных комплексов.

Роль художника состояла в сохранении священных канонов искусства. Он не должен был выражать своих собственных мыслей и идей, выполняя заказ высшей власти: главная идеологическая задача состояла в закреплении существующей идеологии и социального порядка, внедрении в сознание людей идеи о божественном происхождении фараона и его власти. Именно канонический тип художественного мышления лучше всего соответствует выполнению этих задач.

Канон (от лат. canon – закон, правило) – это набор обязательных правил и приемов построения изображения, от которых художник не имеет права отступать. Складываются определенные типы канонических изображений и сюжетов, «предписанных» произведениям искусства. Канон делает художественные традиции очень устойчивыми, язык искусства становится предельно лаконичным, обобщающим, экономным в средствах выразительности, что способствует внедрению в сознание людей идеи постоянства, вечности данного уклада жизни и даже остановки течения времени. Не зря говорят: «Время боится пирамид».

В Древнем Египте сложились определенные типы канонических изображений, ярко отличающие египетское искусство от искусства других стран. Вот основные из них:

В статуарной скульптуре:

· стоящая фронтальная фигура, левая нога которой выдвинута вперед, руки опущены или одна рука согнута в локте (держит что-либо);

· сидящая фронтальная фигура, руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте;

· парные изображения мужа и жены;

В росписях и рельефах:

· отсутствие перспективы, характерный разворот человеческой фигуры:

· голова и ноги повернуты в профиль, плечи – анфас;

· окраска мужских фигур в красно-коричневый цвет, женских — в бело-розовый;

Построение изображений при помощи масштабной сетки квадратов:

· стоящая фигура вписывается в 12 квадратов, сидящая – в 9.

Градации размеров фигур соответствуют социальной иерархии людей:

· фигура фараона изображается намного выше других. Самые мелкие – фигуры рабов.

Изображения в Древнем Египте носили не только канонический, но и символический характер. Глубокое родство изобразительного искусства и письменности привело к тому, что изображение приобретало идеографическое значение – ассоциировалось со специфическим культурным значением, «прочесть» которое мог только посвященный в это значение человек. Так постепенно складывался язык символов – знаков, передающих какое-либо общеизвестное внутри данной культуры значение через закрепленное за ним изображение. Например, изображение змеи-кобры на головном уборе фараона символизирует мудрость, папирус – знак Нижнего Египта, сокол, лев, бык – символы царя, жук-скарабей – символ богатства, лазурно-голубой цвет – символ загробного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: