Анализ состава и динамики балансовой прибыли

Лекция 10 Анализ финансовых и экономических результатов деятельности туристской организации

Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования балансовой прибыли представлена на рисунок 8.1.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую таблицу (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли

Показатель Базисный период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп изменения, %
тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удельный вес % тыс. рублей удель-ный вес %
Прибыль от продаж              
Сальдо от операционных доходов и расходов              
Сальдо внереализационных доходов и расходов              
Прибыль от обычных видов деятельности              

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж или оказания услуг (продукции, работ). Прибыль от оказания услуг в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж услуг и продукции (VРУ); их структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Объем продаж услуг может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же услуги являются убыточными, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов услуг в общем объеме их реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость услуг и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня затрат сумма прибыли уменьшается и наоборот.

Среднереализационные цены на услуги и прибыль находятся в прямой зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли увеличивается и наоборот.


Рисунок 8.1 - Схема факторного анализа прибыли

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (таблица 8.2)

Таблица 8.2 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель Условия расчета Порядок расчета прибыли
объем реализации структура услуг цена себестоимость
План План План План План РУпл - Зпл
Усл1 Факт План План План РУусл1 – Зусл1
Усл2 Факт Факт План План РУусл2 – Зусл2
Усл3 Факт Факт Факт План РУф – Зусл3
Факт Факт Факт Факт Факт РУф - Зф

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации услуг (8.1)

структуры услуг (8.2)

средних цен реализации (8.3)

себестоимости реализуемых услуг (8.4)

Сначала определяется сумма прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если услуги однородны), условно-натуральном или стоимостном выражении (если услуги неоднородны по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных услуг, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованных услуг, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:

, (8.5)

Если организация оказывает разнородные виды услуг, тогда структура реализованного объема услуг определяется отношением каждого вида услуги в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

, (8.6)

где Riпл плановая рентабельность i -х видов услуг (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованных услуг).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов услуг, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

, (8.7)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: