Анализ рентабельности услуг

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации и как инструмент инвестиционной политики и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность услуг и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности или услуг (окупаемость издержек) (РУ) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

, (8.8)

или , (8.9)

Рентабельность показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на оказание услуг. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным ее подразделениям и видам услуг.

Рентабельность продаж (РП) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет оирганизация с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам услуг.

, (8.10)

или , (8.11)

.

Уровень рентабельности услуг (РУ), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованных услуг, их себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

, (8.12)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

, (8.13)

, (8.14)

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по организации, имеет следующий вид:

, (8.15)

.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов услуг зависит от среднего уровня цены и себестоимости услуги:

, (8.16)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: