Прибыль, рентабельность и показатели финансового состояния предприятия

Финансовая деятельность и ценоОбразование на предприятии

Прибыль – важнейший финансово-экономический показатель результативной деятельности любой производственной или коммерческой организации, цель и основа социально-экономического развития предприятия (фирмы). В общем виде прибыль представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, т.е. это часть выручки от реализации продукции, оставшейся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции. В условиях рыночной экономики прибыль служит одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

Валовая прибыль предприятия составляет базу (основу) для определения размеров налогооблагаемой прибыли и корректировки ее частей, направляемых к распределению.

На величину прибыли существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина изделия (себестоимость), совершенствование ценообразования и прочие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и др.

Финансовые результаты деятельности предприятия могут быть выражены балансовой (валовой) прибылью, прибылью от производства продукции и от ее реализации, чистой (остаточной) прибылью.

Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации продукции, от прочей реализации и внереализационной деятельности. То есть общая величина балансовой прибыли предприятия может складываться из трех основных источников:

– прибыли от реализации продукции как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;

– прибыли от реализации материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию; прибыль от реализации основных фондов будет составлять разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию);

– прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными; положительная курсовая разница по валютным счетам и др.).

Прибыль от производства продукции исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.

Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет. Это конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы). Существуют два способа распределения чистой прибыли: первый – с образованием фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда и фонда социальной сферы, второй – бесфондовый порядок распределения. Выбор осуществляется самостоятельно хозяйствующими субъектами. Чистая прибыль может направляться в финансовый резерв, в инвестиции, в производство, на финансирование социально-культурной сферы, на дополнительную оплату труда работников (премии), на благотворительные нужды, на оплату штрафных санкций и т.п. Финансовые средства фондов, образуемых за счет чистой прибыли, распределяются в строгом соответствии с их назначением. Из чистой прибыли средства фонда накопления направляются на капитальные вложения по финансированию производственного развития предприятия. Средства фонда потребления расходуются на содержание социально-бытовых объектов (кроме капитальных вложений в социальную сферу), дотации на питание и т.п. Резервный фонд предназначен для защиты предприятия от природных, экологических катаклизмов, расширение производства и оказание материальной помощи. Средства фонда социальной сферы вкладываются на развитие социального, рекреационного потенциала (дома отдыха, профилактории и др.).

Важное значение имеет планирование прибыли, которое чаще всего проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия, с последующим суммированием результатов. Это обусловлено различиями в методологии исчисления прибыли. В процессе планирования учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и прогнозируются результаты от принятия различных управленческих решений.

Наиболее распространенный метод планирования прибыли – прямого счета, в основе которого лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Использование данного метода предусматривает наличие на момент расчетов разнообразных данных. Однако неопределенность внешней среды иногда не позволяет с достаточной степенью достоверности прогнозировать некоторые экономические параметры. В таких случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Для предприятия очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого оно начнет получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Поиск точки безубыточности необходим для определения такого количества выпускаемой продукции, при котором затраты на производство равны доходу от продаж, т.е. предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыль, но и без убытка. Этот принцип планирования прибыли базируется на разделении затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

На каждом предприятии должны предусматриваться определенные плановые мероприятия по увеличению прибыли. К основным из них относятся: увеличение выпуска и улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества, сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции; диверсификация производства; расширение рынка продаж и др.

В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия – рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах.

Различают следующие виды рентабельности:

1) рентабельность производства (Рп) рассчитывается по формуле

Рп = П / (Фсрг+НОС), (12.1)

где П – общая (валовая) прибыль за год (или другой период); Фсргсреднегодовая стоимость основных производственных фондов; НОС – среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств;

2) рентабельность капитальных вложений (Ркв) рассчитывается по формуле

Ркв = Пкв / КВ, (12.2)

где Пкв – годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений; КВкапитальные вложения;

3) рентабельность активов (Ра)

Ра = П / Ка, (12.3)

где Ка – средняя величина активов предприятия за определенный период;

4) рентабельность текущих активов (Рта)

Рта = Пч / Кта, (12.4)

где Кта – средняя величина текущих активов предприятия;

5) рентабельность собственного капитала (Рск)

Рск = Пч / Кск, (12.5)

где П – чистая прибыль; Ксксобственный капитал, величина которого принимается по данным баланса. Показатель рентабельности собственного капитала интересует всех акционеров, так как определяет границу дивидендов. То есть чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды;

6) рентабельность инвестированного капитала (Рик)

Рик = П / Кик, (12.6)

где Кик – средний инвестированный капитал;

7) рентабельность продукции (Рпрод) характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт

Рпрод = Пр / Ср, (12.7)

где Прприбыль от реализации продукции; Срполная себестоимость реализованной продукции;

8) рентабельность изделия (Ризд)

Ризд = Пед / С, (12.8)

где Пед – прибыль на единицу изделия; С – себестоимость изделия;

9) рентабельность основных фондов (Роф)

Роф = П / Ф, (12.9)

где Фстоимость основных фондов;
10) рентабельность продаж (Рр) показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (объем продаж В, т.е. выручка)

Рр = П/ В. (12.10)

Повышение уровня рентабельности является важнейшей характеристикой улучшения работы предприятия и повышения его эффективности. Основными направлениями повышения уровня рентабельности являются, с одной стороны, увеличение абсолютного размера прибыли, с другой – улучшение использования материальных и трудовых ресурсов предприятия, основных и оборотных средств. Однако прибыль и рентабельность не характеризуют в полной мере финансовое состояние предприятия и тенденции его изменения. Оно зависит от определенных финансовых пропорций, которые анализируются в основном по данным бухгалтерского баланса. Соотношения между отдельными элементами активов и пассивов баланса используются для оценки и диагностики финансового состояния предприятия. Анализ финансовых показателей заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за несколько лет. При этом рассчитываются различные показатели.

Платежеспособность характеризует возможности предприятия в конкретный момент рассчитаться с кредиторами по краткосрочным платежам собственными средствами:

коэффициент платежеспособности, финансовой независимости (Кпл) определяется отношением собственного капитала к совокупному капиталу предприятия. Чем больше этот коэффициент, тем выше доля собственного капитала в общей сумме финансовых ресурсов предприятия. В этом случае оно способно погасить не только краткосрочные, но и долгосрочные обязательства;

– степень (коэффициент) задолженности (Кзад) определяется путем деления долговых обязательств на активы предприятия. Если Кзад>0,5, то возрастет риск неуплаты долгов;

– коэффициент обеспечения долгов (Ко.д) определяется отношением собственного капитала к сумме долговых обязательств. Если Ко.д >1, то это значит, что предприятие может уплатить долги собственным капиталом;

– коэффициент текущей ликвидности (покрытия) (Кт.л) определяется отношением текущих активов и краткосрочных обязательств. Если Кт.л <2, то платежеспособность невысокая и предприятие имеет определенный финансовый риск;

– коэффициент срочной ликвидности (Кc.л) – это отношение активов высокой ликвидности (например, ценные бумаги, деньги на банковских счетах и в кассе, дебиторская задолженность) к краткосрочным обязательствам. Если Кc.л >1, то краткосрочные обязательства обеспечены и долги могут быть быстро уплачены.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности привлеченного капитала:

коэффициент автономии (собственности) (Ка) – это отношение собственного капитала к общей сумме совокупного капитала (валюта баланса). Минимальная величина этого коэффициента оценивается на уровне 0,5, т.е. Ка ≥ 0,5. Его рост свидетельствует об увеличении финансовой независимости (автономии) предприятия;

– коэффициент концентрации заемного капитала (Кзк) – это отношение заемных и привлеченных средств к общей сумме совокупного капитала. Соответственно максимальная величина этого коэффициента оценивается на уровне 0,5, т.е. Кзк ≤ 0,5;

коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз/с) равен отношению заемных и привлеченных средств к сумме собственных средств. Предельная граница не выше 1, т.е. превышение границы этого показателя означает потерю автономии и финансовой устойчивости;

коэффициент маневренности (Км) – это отношение собственных оборотных средств к общей величине капитала. Минимальная величина этого коэффициента оценивается на уровне 0,5, т.е. Ка ≥ 0,5. Он показывает, какая часть собственных средств предприятия вложена в наиболее мобильные активы.

Финансовая и деловая активность предприятия характеризуется следующими показателями:

– средним периодом оплаты дебиторской задолженности покупателями продукции предприятия;

– средним периодом оплаты кредиторской задолженности предприятия поставщикам;

– оборачиваемостью капитала (как отношение выручки от реализации продукции к общей сумме совокупного капитала);

– оборачиваемостью собственных средств (как отношение выручки от реализации продукции к сумме собственных средств);

– оборачиваемостью товарно-материальных запасов (как отношение объема продаж к величине запасов).

Расчет и анализ финансовых показателей – не самоцель. Главное заключается в сравнении их значений с базисными величинами, в изучении их динамики, а также в выявлении факторов и причин, оказавших негативное влияние на финансовое состояние предприятия, и на этой основе разрабатываются мероприятия по его улучшению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: