Определение порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости

Безубыточность может быть выражена выручкой, которую необходимо получить (Вкр), либо количеством продукции в натуральных единицах, которое нужно продать (), чтобы обеспе­чить покрытие всех текущих затрат организации (называемых также полными затратами).

Рассмотрим аналитические способы определения порога рентабельности (безубыточного объема продаж, критической точки производства). По определению критическая точка отражает тот объем продаж, при котором прибыль равна нулю (П = 0), а выручка — полной себестоимости продукции: Вкр = С или Вкр = Зпер + Зпост.

Если выручку представить как произведение количества реализованной продукции (q) и ее цены (р), т.е. В = q х p, то для монономенклатурного производства получим следующее выражение:

, (8.17)

Уравнение () является основным для получения различных оценок. Так, безубыточный объем производства продукции в натуральном выражении будет равен:

, (8.18)

Учитывая, что цена за вычетом переменных расходов представляет собой маржинальный доход по изделию (МД), формула (1) примет следующий вид:

, (8.19)

Используя основную формулу (1), можно определить критическую продажную цену (нижнюю цену изделия), при которой прекращается покрытие полных затрат:

, (8.20)

Рассмотрим следующий пример. Допустим, что организация производит продукцию одного наименования, при этом

= 1000 руб.;

= 600 руб.;

= 80 000 руб.

Количество изделий, которое предприятию необходимо произвести, чтобы достичь безубыточной работы, рассчитаем по формуле (1):

= 80 000: (1000 - 600) = 200 ед.

Если умножить правую и левую части равенства () на цену изделия, то получим формулу для определения критического объема продаж в стоимостном выражении:

, (8.21)

или , (8.22)

где — доля переменных затрат в цене изделия;

— доля маржинального дохода (прибыли) в выручке от продаж.

, (8.23)

.

В данном примере порог рентабельности:

Приведенная выше методика может применяться теми организациями, которые осуществляют один вид услуг (производят либо один вид продукции, либо продукцию, которую можно привести к единому условно-однородному измерителю). Таким образом, порядок определения критической точки продаж заключается в следующем:

1) определяется цена реализации единицы услуги (без НДС и акцизов);

2) рассчитывается сумма переменных затрат на единицу услуги;

3) определяется маржинальная прибыль как разница между ценой и переменными затратами;

4) рассчитывается сумма постоянных затрат организации за период;

5) точка безубыточности определяется путем деления постоянных затрат на маржинальную прибыль.

В экономической литературе предлагаются различные варианты расчета критического объема продаж при оказании нескольких видов услуг (производстве несколь­ких видов продукции).

Например:

, (8.24)

где — пороговое значение объема производства i -ой услуги в натуральном выражении в точке безубыточности;

— удельный вес i -ой услуги в общей выручке от продаж.

Главным в данном способе является обоснованное определение суммарной величины постоянных затрат и их доли, приходящейся на отдельные виды услуг.

Рассмотрим условный пример (таблица 8.3).

Таблица 8.3 - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации

Показатели № стр. Базовый период Отчетный период Изменения (+,-)
         
Выручка от оказания услуг, тыс. руб.       +2062
Прибыль от продаж, тыс. руб.       +419
Переменные затраты, тыс. руб.       +1518
Постоянные затраты, тыс. руб.       +125
Суммарные затраты, тыс. руб.       +1643

Продолжение таблицы 8.3

         
Маржинальный доход, тыс. руб. (стр. 1 - стр. 3 или стр. 2 + стр. 4)       +544
Доля маржинального дохода в выручке, % (стр. 6: стр. 1 х 100)   32,47 30,08 -2,39
Порог рентабельности (стр. 4: стр. 7 х 100), тыс. руб.       +499
Запас финансовой устойчивости: а) в сумме, тыс. руб. (стр. 1 - стр. 8)       +1563
б) в % (стр. 9: стр. 1 х 100)   67,28 70,62 +3,34

Из приведенных данных следует, что в базовом периоде организация должна была продать продукции на сумму 1047 тыс. руб., чтобы достичь безубыточной работы. Фактическая же выручка составила 3200 тыс. руб., что превысило порог рентабельности на 2153 тыс. руб., или 67,28 %. Это и есть запас финансовой устойчивости (зона безопасности) организации. Она смогла бы выдержать снижение выручки от продаж на 67,28 % достигнутой величины без риска потери финансовой устойчивости.

В отчетном периоде фактически полученная выручка превышает порог рентабельности на 3716 тыс. руб., или 70,62%. Зона безопасности расширилась на 3,34%. Это произошло в основном за счет сокращения доли постоянных затрат в себестоимости продукции. В базовом периоде она составила 13,59% (340: 2501 х 100), а в отчетном — 1 % (465: 4144 * 100), т.е. на 2,37% меньше базового значения.

Вопросы для самоподготовки по теме 10:

1) Что такое балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль?

2) В чем суть анализа прибыли по составу и динамике?

3) Дайте характеристику схемы факторов, влияющих на прибыль организации

4) Назовите четыре фактора первого уровня, влияющих на прибыль?

5) Каким способом факторного анализа определяется влияние факторов на прибыль?

6) Изложите содержание факторной модели прибыли от реализации отдельных видов услуг (продукции)

7) Что такое рентабельность?

8) Какие виды рентабельности вы знаете?

9) Назовите факторы первого порядка, влияющие на рентабельность услуг?

10) Каким способом рассчитывается влияние на рентабельность факторов первого порядка?

11) Изложите содержание факторной модели рентабельности услуг

12) Как рассчитывается рентабельность продаж?

13) Изложите содержание факторной модели рентабельности продаж

14) Что такое порог рентабельности?

15) В чем суть запаса финансовой устойчивости организации?

16) Изложите уравнение выручки для однородной совокупности услуг

17) Изложите последовательность этапов определения порога рентабельности (критической точки продаж)

18) Охарактеризуйте область применения порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации





Подборка статей по вашей теме: