Экономика Украины как единство региональных социально-экономических систем

План

1. Экономика Украины как единство региональных социально-экономических систем.

2. Экономика регионов Украины: состояние и перспективы развития.

3. Регион в системе территориального разделения труда.

4. Геополитический фактор в формировании международных экономических связей Украины.

Список рекомендованой литературы

Основная

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 376с.

2. Економічний потенціал регіону: пріоритети використання / І. М. Школа, Т. М. Ореховська та ін. – Чернівці: Книга-ХХІ; Рута, 2003. – 464 с.

3. Єпіфанов А. О. Регіональна економіка / А. О. Єпіфанов, І. В. Сало. – К.: Наукова думка, 2000. – 344 с.

4. Жук М. В. Регіональна економіка: підручник / М. В. Жук. – К.: Академія, 2008. – 415 с.

5. Коваль Я. В. Регіональна економіка: навч. посібник / Я. В. Коваль, І. Я. Антоненко – К.: Професіонал, 2005. – 268 с.

6. Стеченко Д. М. Управління регіональним розвитком / Д. М. Стеченко. – К.: Вища школа, 2000.

7. Чернюк Л. Г. Економіка регіонів (областей) України / Л. Г. Чернюк, Д. В. Клиновий. – К.: ЦУЛ, 2002. – 641 с. 194

Дополнительная

1. Іщук С. І. Розміщення продуктивних сил і регіональна економіка: навч. посібник / С. І. Іщук. – К.: ПАЛИВОДА А. В., 2006. – 283 с.

2. Колесникова Н. А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента / Н. А. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Продуктивні сили економічних районів України / Б. М. Данилишин, Л. Г. Чернюк, О. В. Горська та ін. – К.: ЗАТ Нічлава, 2000.

4. Стеценко Д. М. Інноваційні форми регіонального розвитку: навч. посібник / Д. М. Стеценко. – К.: Вища школа, 2000. – 254 с.

5. Формирование условий пропорционального развития производственного комплекса региона / Н. Д. Прокопенко и др. – Донецк, 2001. 195

Экономика Украины как единство региональных социально-экономических систем

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как часть единственной социальной экономической системы. Во-вторых, как самостоятельное целостное образование, которое имеет свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы сочетания производственных ресурсов – факторов производства. Каждая из этих сторон имеет свои особенности, которые оставляют отпечаток на процесс управления ходом регионального развития. При исследования региона как части целой социально-экономической системы появляются проблемы определения его места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводительных циклов и определения на этом основании территориальных связей и пропорций в хозяйстве страны.

Диалектика конкретного и общего раскрывает взаимосвязь между ними, согласно которому отдельное невозможно без общего, как и общее невозможно без отдельного, что является субстратом общего. Общее всегда взаимосвязано с конкретным, а конкретное всегда пребывает под влиянием общего. Это единство и зависимость, а вместе с тем и особенность как философские категории в полной мере проявляются во взаимоотношениях региона и государства.

С географической точки зрения регион всегда является частью какой-то территории, которая по масштабам превосходит регион.

С хозяйственной точки зрения экономика региона - это звено хозяйственного комплекса страны, которое размещено на определенной части ее территории.

Экономика региона базируется на микроэкономической производственной функции, то есть учете наиболее эффективного действия местных факторов производства - рабочей силы, ресурсов, экономических связей конкретных предприятий и т. д. Для экономики региона наиболее присущи черты саморегуляции через спрос и предложение, уровень конкуренции в пределах региона, формы собственности. Экономическое развитие региона базируется на микроэкономических отношениях - отношениях между предприятиями, рынками товаров и услуг, средствами производства и производственной и социальной инфраструктурой. Для экономики региона присущее широкое взаимодействие между всеми субъектами хозяйствования, которое отображает интеграционный процесс и характеризует комплексность и сбалансированность его развития. Таким образом, экономика региона воспроизводит способность разных экономических субъектов эффективно осуществлять хозяйственную деятельность на внутрирегиональном уровне. Вместе с тем особенность регионального развития является основой для межрегионального взаимодействия, то есть выхода на макроэкономическую систему страны в целом с позиции решения собственных (региональных) экономических задач.

При переходе к рыночной экономике изменяются сущность и сила связей между элементами регионального механизма и внешней экономической среды (экономиками других регионов и мировыми рынками). Для внутренних и прямых межрегиональных и международных связей является типичным их усиление. Значительная часть финансовых потоков проходит через региональные и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Доходы региональных бюджетов состоят из налогов (собственных и регулирующих), которые поступают от предприятий, которые используют природные ресурсы и население, а также из поступлений из государственного бюджета страны (субвенций, трансфертов и т.д.). Источниками формирования внебюджетных фондов являются кредитные средства, социальные сборы (страховые и др.), добровольные взносы, поступление из федеральных внебюджетных фондов и т. д. Доходы регионального и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, охраны здоровья, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, которые находятся полностью или частично в региональной или муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с государственными регулирующими системами (центром), с другими регионами и внешним миром. Отношения между регионами и внешним миром являются преимущественно торговыми, хотя в последнее время регионы становятся непосредственными участниками межрегионального и международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регуляция таких финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) – одно из главных направлений государственной региональной экономической политики.

Развитие экономики региона рассматривается центральными органами из позиций местного самоуправления, определения функций, и взаимодействия территориальных органов разных уровней. Исходной позицией управления хозяйственным комплексом региона является его комплексное развитие и удовлетворение на этой основе социально-экономических потребностей его населения. Комплексное развитие региона предусматривает развитие производственных и социальных комплексов, которые должны включать такие необходимые инфраструктурные блоки, как строительный, жилищно-коммунальный, социально-культурный, оздоровительный, образовательный, торгово-сервисный, бытового обслуживания и др.

Хозяйство региона должно развиваться в значительной мере на базе региональной и муниципальной собственности, местных бюджетов, эффективного использования местных ресурсов и т. д., образовывая таким образом единую экономическую систему.

В современных условиях, когда региональные субъекты наделены значительными полномочиями и возможностями внутрирегионального управления, складываются условия, при которых регионы несут ответственность за реализацию общегосударственной региональной социально-экономической политики, самовоспроизводство и развитие, самообеспечение основных стандартов жизнедеятельности населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: