Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
В последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе школы сохраняются противоречия между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
Одна из целей современного учебно-воспитательного процесса – создание ситуаций и условий, способствующих осознанию каждым школьником своей индивидуальности. Всем известно, что число школьников, имеющих психические и соматические заболевания, в последнее время увеличивается. Среди факторов, которые отрицательно влияют на здоровье детей, не последнее место занимают и некоторые традиционные формы организации образовательного процесса: недифференцированный подход к обучению, завышенные требования учебной программы, опережающие развитие головного мозга ребенка и т.д. Методы и формы обучения, одинаковые для всех, не учитывающие индивидуально-психологические особенности детей, провоцируют не только ухудшение здоровья, но и снижение успеваемости и мотивации к учению.
|
|
Под внешней дифференциацией следует понимать:
1. Создание в школе разноуровневых классов (общеобразовательных, классов КО, СКК VII и СКК VIII видов), профильных классов.
2. Разработку на основе базисного и регионального учебных планов учебного плана школы, который бы позволил максимально индивидуализировать обучение различных групп учащихся.
3. Организацию факультативных и индивидуально-групповых занятий, элективных курсов, кружков, секций и т.д. по выбору самих учащихся.
4. Использование вариативных программ и учебников.
Однако необходимо помнить, что дифференциация по уровню умственного развития имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки, поэтому решение о формировании таких классов должно быть тщательно продуманным, обоснованным и строиться на диагностической основе.
Положительный потенциал уровневой дифференциации:
1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.
2. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному.
3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания.
4. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень мотивации ученья.
|
|
5. Научно-обоснованные показания для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные и психофизические особенности учащихся.
6. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
7. В классе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:
1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь.
2. Понижается уровень мотивации ученья в слабых классах.
3. Понижается уровень Я-концепции: возникает эгоистический комплекс у сильных учеников и снижается уровень самооценки у слабых.
4. При переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.
Для достижения цели были определены следующие учебные и воспитательные задачи:
индивидуализация обучения: изучение интересов, склонностей и способностей каждого ученика и помощь в их развитии в учебной и внеучебной деятельности;
установление взаимодействия методической, социально-психологической и валеологической служб для оказания помощи педагогам в познании индивидуальных особенностей учащихся, формировании их готовности работать с детьми разного уровня развития;
выявление, подбор и адаптация диагностического инструментария для проверки эффективности учебно-воспитательного процесса;
помощь учащимся в реализации права выбора образовательного маршрута на основе результатов диагностики, рекомендаций психолога, пожеланий родителей, состояния здоровья;
повышение социальной значимости каждого ученика в классном коллективе через познание учителем ученика как личности;
достижение каждым выпускником функциональной грамотности.
При решении поставленных задач большую роль мы отводим мониторингу, учитывая что:
1) никогда не исключена возможность ошибки, ведь даже тщательная диагностика не гарантирует стопроцентной надежности;
2) сложные процессы развития личности ребенка могут иметь как положительную, так и отрицательную динамику;
3) успешная коррекционно-развивающая работа может (и должна) сделать нецелесообразным пребывание ребенка в коррекционном классе, разделение учащихся не закреплено раз и навсегда.
В силу перечисленных выше причин возникает необходимость перевода учащихся из класса в класс, поэтому в школе ведется мониторинг и совершенствуется работа по скользящей дифференциации, отработаны алгоритмы перевода учащихся из одного потока обучения в другой в соответствии с результатами обучения и темпами развития обучающихся.
Анализ перечисленных выше направлений работы показывает, что они являются актуальными и востребованными всеми участниками образовательного процесса школы (учителями, обучающимися, их родителями), которые видят свое образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с созданными условиями для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.