Рабочая программа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Организация семинарских занятий
На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.
Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.
Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.
Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.
Приемы совместного проектирования цели занятия:
- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;
- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);
- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);
- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.
Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.
1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.
2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.
3. Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.
4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.
5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.
6. Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.
7. Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.
Разработано и рассмотрено на заседании кафедры филологии и журналистики (протокол № от «»20__г.) Зав.кафедрой Ибрагимова В.Л. | «Утверждено» на заседании УМС гуманитарного факультета (протокол № от «»20__г.) Председатель Н.А. Пономарева |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Нефтекамский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра филологии и журналистики
по дисциплине «История русской литературы ХХ века» для студентов очного отделения
специальности «Филология»
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.ф.н., доц. Зиннатуллина Л.Р. Практ. занятия: к.ф.н., доц. Зиннатуллина Л.Р. | Учебных часов: 150 В т.ч. лекций: 30 семинарских занятий: 20 самостоятельной работы: 3, в том числе КСР — 2 для экзамена - форма контроля: экзамен – 81 семестр |
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материала (кол-во часов) | Межпредметные связи | Наглядные пособия | Задания по самостоятельной работе | Кол-во часов | Формы контроля | |
лекции | семинары | |||||||
1. | Введение. Цели и задачи курса. Введение. Своеобразие литературного процесса к. ХIХ- н. ХХ веков. Историческая и социально-духовная атмосфера рубежа веков. Расцвет философии и поэзии. Главная особенность литературы изучаемого периода - взаимодействие реализма и модернизма. Периодизация литературного процесса к. ХIХ- н. ХХ веков. Проблема «двух потоков» русской литературы ХХ столетия. | История России, история русской литературной критики, теория литературы | Портреты русских писателей и поэтов начала XX века. | Чтение и предварительный анализ художественных произведений | Тестирование, собеседования, литературные викторины, конкурсы чтецов | |||
2. | Судьбы русского реализма на рубеже веков и в начале ХХ столетия. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко. Писатели круга «Среды» и «Знания». Творческие поиски И. Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, А. Толстого, В. Вересаева. Пролетарская поэзия и проза. А. Серафимович, Д. Бедный. Сатирическая литература. С. Черный. | История России, история русской литературной критики, теория литературы | ||||||
3. | Творческий путь И.А. Бунина. Родовые и культурные традиции семьи. Тенденции элегического романтизма и классического реализма в ранней поэзии и прозе. Лирическая проза. Русская деревня в изображении И.А. Бунина (рассказы о нищающем крестьянстве и разоряющемся мелкопоместном дворянстве). Судьбы России и ее народа в повестях «Деревня» и «Суходол». Мастерство Бунина-прозаика. Мотив осуждения бездуховного существования в рассказах «Братья» и «Господин из Сан-Франциско». Дневник писателя «Окаянные дни». «Жизнь Арсеньева» и «Темные аллеи» - итоговые книги И.А. Бунина. | 4(2) | История России, история русской литературной критики. | Тексты художественных произведений. | Заучивание наизусть стихотворений. | Анализ стихов и произведений, подборка стихов по тематике | ||
4. | Творческий путь А.И. Куприна. Традиции русского реализма ХIХ века в его прозе. Социально-психологическая повесть «Молох». Проблема «естественного человека» в повести «Олеся». Критика царской армии и утверждение высоких нравственных идеалов в повести «Поединок». Концепция любви в творчестве писателя («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма»). Произведения эмигрантского периода. | 2 (2) | История России, история русской литературной критики. | Чтение и анализ произведений | Чтение стихов, конспектирование | |||
5. | Творчество М. Горького. Начало творческого пути. Связь с традициями русского реализма. Романы «Фома Гордеев» и «Трое». Особенности конфликта. Новые герои прозы Горького. Историческая концепция Горького. Романы Горького и традиции русского романа. Традиции Достоевского-художника в изображении «пестроты» русского национального характера. Драматургия. «Мещане». Драматургический метод Горького. Горький и Чехов-драматург. «На дне» и тема «дна» в русской и западной литературе. Концепция «бывшего» человека. Правда и религия. Философия пассивного сознания и авторская позиция, художественные средства ее выражения. Философский характер драматургического конфликта. Драматургическое новаторство Горького. Особенности композиции. Жанр. Сценическая история пьесы. | История России, история русской литературной критики. | Тексты художественных произведений | Чтение и анализ произведений | Подобное конспектирование статей критиков | |||
6. | Творчество М, Горького. «Русские сказки», «По Руси», «Сказки об Италии». Образ родины и народа. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов. Новый характер горьковской романтики и сатиры. Автобиографические повести «Детство», «В людях». Эстетические и нравственные искания человека из народа. Автобиографический жанр в русской литературе XIX века и повести Горького. Повести Горького и автобиографические произведения его современников (В.Короленко,Гарина-Михайловского).Многообразие стилевых форм реализма М. Горького 1910-х гг. Роль романтического пафоса в реализме прозы Горького. Горький в годы Февральской и Октябрьской революций. Работа в газете «Новая жизнь».«Несвоевременные мысли»: неприятие насилия в революции; нравственность и политика; культура и революция; свобода слова, историческая и информационная правда. Несогласие с «анархокоммунистами и фантазерами из Смольного», неприятие «опыта» над русским народом. «Несвоевременные мысли» — опыт национальной самокритики. «Несвоевременные мысли» и статья 1915 г. «Две души»: Восток и Запад в русской психике. | История России, история русской литературной критики. | Тексты художественных произведений | Чтение и анализ произведений | Чтение и анализ произведений | |||
7. | Творческая деятельность Л.Н. Андреева. «Чеховские темы» в ранних произведениях. Сочинения об общественных и нравственных возможностях человека. Человек и рок в творческом сознании Л. Андреева. Рассказы «Жили-были», «Стена», «Бездна», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех» и др. Движение писателя к экспрессионизму. Драматургия Л. Андреева. Философские драмы «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». Теория «психодрамы». Романы «Сашка Жегулев» и «Дневник сатаны». Особенности творческого метода Л. Андреева. Оценка его наследия критиками начала века и наших дней. | История России, история русской литературной критики. | Портреты. Тексты художественных произведений. | Чтение и предварительный анализ произведений | Тестирование, собеседования, литературные викторины, конкурсы чтецов | |||
8. | «Новокрестьянская» поэзия 1910-х годов. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Поэзия крестьянских поэтов и символизм (С. Клычков, С. Есенин). Н. Клюев и «Цех поэтов». Китежское мироощущение. Философская концепция земного рая. Православие, хлыстовство и язычество в ранней лирике крестьянских поэтов. С. Есенин и Н. Клюев в «скифстве».Крестьянство в философских и политических воззрениях русских символистов. Философские искания «серебряного века» и русское сектантство. Ницше и крестьянство. Карлейль и крестьянство. Эсеры и крестьянство. Мифологическая школа и крестьянская культура. Традиции святоотеческой литературы и фольклора в поэтике крестьянских поэтов. | История России, история русской литературной критики. | Портреты. Тексты художественных произведений. | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
9. | С. А. Есенин (1895—1925).Философские воззрения молодого Есенина, еретическое восприятие Христа, концепция «одной души» (письма к Г. Панфилову). Поэзия периода «Радуницы». Христианское и крестьянское начала в ранней лирике Есенина. Пейзаж в контексте православной образности. Образ крестьянского рая. Россия как избранная святыми страна. Раздвоенность лирического героя Есенина — кроткого пастуха и мятежника. Метафоричность стиля. Романсный стих. Цвет в пейзажной лирике. Проблема датировок ранней лирики. Роль Н. Клюева и Иванова-Разумника в мировоззренческих исканиях поэта. Метафизическое восприятие русских революций, религиозно-революционная утопия Есенина. | История России, история русской литературной критики. | Портреты. Тексты художественных произведений. | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
10. | Развитие пролетарской поэзии в 1910 годы. Книги рабочих поэтов «Наши песни» (1913—1914). Стихи Демьяна Бедного, В. Александровского, А. Поморского, А. Гастева, И. Садофьева и др. Появление в рабочей поэзии 10-х гг. собирательного образа народа и героической личности протестанта, борца. Сочетание политической сатиры и романтического пафоса — характерный стилевой признак стихов поэтов. Жанры рабочей поэзии: басня, сатирический фельетон, пародия, эпиграмма, пейзажная и любовная лирика. Традиции лирической поэзии XIX века. Творчество Демьяна Бедного (Е. А. Придворова 1883-1945). Д. Бедный - сатирик. Басни Бедного. Повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю» — итоговое произведение дореволюционного творчества поэта. | История России, история русской литературной критики | Иллюстрации. Тексты художественных произведений | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
11. | Модернизм. Формирование и развитие модернистских течений в литературе рубежа веков и в первые десятилетия ХХ столетия. Влияние русской и западной идеалистической философии. Символизм 1890-х годов и младосимволизм. Программная статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». | История России, история русской литературной критики. | Портреты. Тексты художественных произведений. | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
12. | «Старшие» символисты В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Творчество Брюсова 1890-х гг. Декадентские мотивы в сборниках «Русские символисты». Программный характер сборников. Книги стихов «Chefs d oeuvre» («Шедевры»), «Me eum esse» («Это — я»). Романтический субъективизм восприятия мира, формалистические установки поэта. Влияние на Брюсова западной символистской поэзии (Рембо, Маллармэ, Вердена). Эстетические взгляды раннего Брюсова. Первые попытки обновления метрики русского стиха. | 2 (2) | История России, история русской литературной критики. | Текст повести. | Заучивание наизусть стихотворений. | |||
13. | Младосимволизм Новые школы в символизме в 1900 годы. «Младшие символисты» (Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев). Поэтическое творчество и литературно-критические работы Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса, Эллиса. Оформление эстетической системы символизма. Обоснование теории «действенного искусства». Обострение интереса к общественности. Проблемы народных судеб, отношения народа к интеллигенции, интеллигенции и революции. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов философских, историко-культурных идей и поэзии Вл.Соловьева. Трактовка событий современности и прошлой социально-исторической жизни России в духе этих идей. Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. | История России, история русской литературной критики. | Портрет поэта | Заучивание наизусть стихотворений | Тестирование, собеседования, литературные викторины, конкурсы чтецов | |||
14. | Акмеизм. Особенности мышления и образно-эстетической системы акмеистов. Программная статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». И.Ф. Анненский - предтеча поэтов акмеистической группы. Творческий путь Н.С. Гумилева. Ранняя романтическая лирика. Первые сборники стихов «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга». Отход от символистской поэтики. Сборник «Чужое небо» – постижение сущности бытия. Роль Музы Дальних Странствий. Тема «прапамяти» в сборнике «Костер». Книга стихов «Огненный столп» как итог творческих исканий поэта. Трагическая судьба Н.С. Гумилева. Путь А. Ахматовой в литературу. Успех первого сборника лирики «Вечер». Страстная исповедь мятущейся женской души, «дневниковый» характер прозрений автора, мотивы любовной драмы. Сборник «Четки» – обострение трагического мироощущения. Сборник «Белая стая» – нарастание гражданского и национального самосознания поэтессы. Напряженный поиск связей личного и общего. | История России, история русской литературной критики. | Портрет поэта | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
15. | А.А.Ахматова (1889-1966). Книги стихов «Вечер» и «Четки». Лирика несбывшихся надежд, иллюзий любви, «изящной печали». Характер «вещной» символики Ахматовой, роль детали. Ахматова и И. Анненский. Ахматова и А. Блок. «Камерность» и «драматургичность» поэтического мира Ахматовой. Особенности психологизма. Сборник «Белая стая». Нарастаниегражданского и национального самосознания поэтессы. Пафос ответственности за судьбы России. Своеобразие восприятия Ахматовой народной поэтической традиции и традиций русской классической лирики: Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова. «Пушкинское» в ахматовской лирике. Ахматова и обновление метрики русского стиха. Ахматова и акмеизм. | История России, история русской литературной критики. | Текст художественного произведения | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
16. | Футуризм. Эстетическая теория футуристов. «Пролог эгофутуризма» И. Северянина. Сборники стихов «Громокипящий кубок», «Злотолира», «Ананасы в шампанском». Особенности художественного сознания поэта. «Пощечина общественному вкусу» – манифест поэтов – «гилейцев». Ранняя поэзия В. Маяковского. Активная позиция лирического героя («Нате!», «Я и Наполеон», «Я»). «Гимны» как оригинальный жанр сатиры. «Облако в штанах» – программное произведение поэта. Особенности художественного мышления раннего Маяковского. Итоги развития русской литературы рубежа веков. | История России, история русской литературной критики. | Портрет писателя. | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
17. | В.Маяковский (1893-1930).Общественный путь поэта. Революция 1905 г. и ее воздействие на формирование социального сознания Маяковского. Поэтический дебют: стихи «Ночь», «Утро» («Пощечина общественному вкусу»). Противоречия поэтической практики и футуристической теории. Трагедийно протестующая тональность поэзии раннего Маяковского. Образ поэта - проповедника грядущего мятежа («Владимир Маяковский. Трагедия»). Поэма «Облако в штанах» как программное произведение поэта. Маяковский-сатирик. Маяковский в «Новом Сатириконе». Маяковский и традиции русской демократической сатиры. Мечта о гармоническом обществе будущего и гармоническом человеке. Фантастико-утопические формы ее воплощения. Жанры поэзии Маяковского. Романтический пафос его творчества. Экспрессионистские тенденции в его поэтике. Языковое новаторство поэта. Связь его с установкой на создание нового демократического искусства. Перестройка футуристического движения в 1920 годы. Дифференциация в среде футуристов. Место Маяковского в футуризме 20-х гг. | История России, история русской литературной критики | Иллюстрации, тексты | Заучивание наизусть стихотворений | ||||
18. | Возникновение теории «неореализма», обосновывающей необходимость и закономерность синтеза в искусстве принципов реализма и модернизма. Индивидуально-творческое проявление его в творчестве Б.Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова. Б. К. Зайцев (1881—1972). Влияние религиозно-философских теорий Вл. Соловьева на мироощущение и раннее творчество Зайцева. Лирико-романтический импрессионизм Зайцева. Сборник рассказов «Тихие зори». Роман «Дальний край». Пьеса «Усадьба Ланиных» как произведение «совершенно чеховидное» (М. Горький). Тургеневско-чеховское видение мира. Особенности стилевой системы прозы Зайцева. Импрессионистская стилистика. Повесть «Голубая звезда» — завершение этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени. | История России, история русской литературной критики | Порт реты. Тексты художественных произведений. | Чтение и предварительный анализ произведений | ||||
19. | Роман «Мелкий бес» Ф. Сологуба как символистское произведение. Смысл заглавия романа. Черты стиля писателя. Тематика, проблематика и символика роман. Судьба Ф. Сологуба. | История России, история русской литературной критики | Портреты. Тексты художественных произведений. | Чтение и предварительный анализ произведений | ||||
20. | Итоги Серебряного века. Высылка из России писателей, художников, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью. Проблема «двух потоков» русской литературы. Единство национальной литературы и дифференциация русского литературного процесса XX века. Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции. Их место в литературной жизни русского зарубежья и России XX века. | 2 (2) | История России, история русской литературной критики | Портреты. Тексты художественных произведений. | Чтение и предварительный анализ произведений |
Литература:
Кузьмина С.Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия Серебряного века. - М., 2004.
Смирнова Л.А. Русская литература конца 19 – начала 20 веков. - М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 – начала 20 веков. - М.,1999.
История русской литературы 20 века: в 4-х кн. Кн. 1: 1910 – 1930 годы. / под ред. Л.Ф.Алексеевой. – М., 2005.
Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская критика конца 19 – начала 20 века. Хрестоматия. – М., 1982.
Минералова И.Г. Русская литература серебряного века: Поэтика символизма. - М., 2003.