Раскрыть содержание соревновательного периода макроцикла

Основные черты соревновательного периода. Основные стороны подготовки спортсмена в соревновательном периоде характеризуются следующей направленностью. Физическая подготовка приобретает характер непосредственной функциональной подготовки к предельным соревновательным напряжениям и направлена на достижение максимальной (для данного макроцикла) специальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, поддержание достигнутой общей тренированности. Спортивно-техническая и тактическая подготовка обеспечивает доведение избранных форм соревновательной деятельности до возможно высокой степени совершенства. Это, с одной стороны, предполагает закрепление освоенных ранее навыков и умений, а с другой — увеличение их вариативности, применимости к различным условиям спортивной борьбы на основе тончайшей отшлифовки координации движений, совершенствования в комплексах различных технико-тактических действий и развития тактического мышления. В специальной психической подготовке спортсмена особое значение приобретает непосредственная настройка на состязания, мобилизация на высшие проявления физических и духовных сил, а также регуляция эмоциональных состояний и волевых проявлений в процессе состязаний, воспитание правильного отношения к возможным спортивным неудачам и поддержание положительного эмоционального тонуса

Все стороны подготовки спортсмена в этот период особенно тесно сближаются. Важнейшим средством и методом построения всей подготовки становятся целостные соревновательные упражнения, которые систематически выполняются в реальных условиях спортивных состязаний.

Особый физиологический и эмоциональный фон, создаваемый обстановкой и самим процессом состязания, усиливает воздействие физических упражнений и способствует высшему проявлению Функциональных возможностей организма за счет резервов, которые трудно, а зачастую и невозможно полностью мобилизовать в условиях обыденных тренировочных занятий. Незаменима роль соревнований и как фактора совершенствования спортивно-технического мастерства, накопления спортивного опыта, воспитания специфической выносливости и психической устойчивости. Поэтому после того, как приобретена спортивная форма, соревнования становятся ведущим средством и методом дальнейшего совершенствования.

Частота выступлений и общее число соревнований зависят, естественно, от ряда конкретных условий, в первую очередь от уровня квалификации спортсмена и особенностей вида спорта. Так, если в большинстве скоростно-силовых видов спорта и в спортивных играх спортсмены высокой квалификации могут соревноваться еженедельно на протяжении почти всего соревновательного периода, то в видах спорта, требующих предельных проявлений выносливости, а также в спортивных единоборствах и многоборьях интервалы между соревнованиями обычно больше. В то же время индивидуальный календарь соревнований в любом случае должен быть настолько насыщенным, чтобы достаточно эффективно стимулировать повышение специфической соревновательной работоспособности и спортивного мастерства.

Почти во всех видах спорта существуют резервы расширения соревновательной практики путем дополнительных выступлений в «смежных» спортивных упражнениях (например, в беге на дистанциях, смежных с основной соревновательной) или по неполной программе (например, по одному из видов многоборья). Это особенно важно там, где состязания в избранном виде спорта требуют больших промежуточных интервалов. Заполняя такие интервалы выступлениями по облегченной программе, удается существенно повысить общую эффективность тренировки. (Суммарное число выступлений в соревновательном периоде может возрастать при этом весьма значительно, — например, до 20 и более соревнований даже у легкоатлетов-десятиборцев.)

Независимо от того, соревнуется ли спортсмен только в одном избранном упражнении или выступает еще в дополнительных упражнениях, соревнования должны различаться по степей;; значимости и направленности. Большая часть соревнований, даже в соревновательном периоде, носит, по существу, контрольно-подготовительный характер и используется для подведения к основным, наиболее ответственным состязаниям. Последние становятся как бы узловыми пунктами построения тренировки: на них ориентируется вся система подведения спортсмена к максимальному результату, планируется динамика нагрузок и т. д. Интервал между такими соревнованиями устанавливается не только с расчетом на полное восстановление работоспособности, но и исходя из всех требований полноценной непосредственной подготовки к решающим стартам. При этом учитываются по возможности все конкретные особенности данных состязаний: программа и режим выступлений, особенности противников, мест проведения состязаний, оборудования и т. д. Понятно, что число основных состязаний не может быть значительным. Обычно оно не превышает в большинстве видов спорта 3—5 в макроцикле.

Остальные старты соревновательного периода занимают принципиально иное положение. К ним (если не считать отдельных контрольно-отборочных соревнований) не проводится специальной подготовки, они сами служат средством подготовки в сочетании с собственно-тренировочной работой. По этой причине, а также в связи с относительно меньшим психофизиологическим последействием интервал между подготовительными состязаниями может быть гораздо меньше, чем между основными.

31. Характеристика содержания переходного периода макроцикла.

Переходный, направленный на восстановление физического и психического потенциала после тренировочных и соревновательных нагрузок. Это способствует подготовке спортсмена к выполнению нагрузок в очередном макроцикле. Продолжительность переходного периода обычно не менее 2—3 недель.

Основная задача переходного периода — полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего сезона или макроцикла, а также поддержание функционального уровня для обеспечения готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание уделяется полноценному физическому и психическому восстанов­лению организма.

В спортивной практике существует три подхода к планированию переходного периода:

— сочетание активного и пассивного отдыха, позволяющего восстановить психическую сферу спортсмена. Однако это приводит к существенному угасанию функциональных возможностей организма, что в дальнейшем требует довольно продолжительной работы по их восстановлению. И все же подобный подход приемлем для спортсменов высокого класса с длительным стажем, особенно на этапе сохранения высших достижений;

— достаточно напряженная тренировка после нескольких дней активного или пассивного отдыха, построенная по принципу втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Этот подход рекомендуется к спортсменам, по разным причинам не выполнившим программу предыдущего макроцикла;

— широкое применение средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, обеспечивающих поддержание основных компонентов тренированности. Данный вариант приемлем при нормальном протекании тренировочного процесса в продолжение года.

Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка, проводимая в режиме активного отдыха, который понимается в данном случае широко: это не только и. не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение термина «активный отдых»»); это и смена характера и условий деятельности таким образом, чтобы достигалось ускорение восстановительных процессов. В определенных случаях используется и довольно большой комплекс специально-подготовительных упражнений с целью поддержать специальную тренированность и устранить частные технические недостатки. Но это оправдано лишь в той мере, при какой не возникает помех для полноценного активного отдыха.

Тренировка в переходный период характеризуется небольшим суммарным объемом работы с незначительными нагрузками. По сравнению с подготовительным периодом объем работы сокращается минимум в 3 раза, занятия с большими нагрузками не планируются, а их количество не превышает 3—4 в неделю. Место занятий меняется: их проводят в лесу, у реки, в зонах отдыха. Наиболее целесообразно проводить занятия комплексной направленности, которые должны быть максимально эмоциональными. Направленность и содержание тренировок в переходный период связаны с этапом многолетней подготовки. В конце периода нагрузку постепенно увеличивают, что обеспечивает плавный переход к первому этапу очередного подготовительного периода.

32. Перечислить виды контроля в спортивной тренировке (оперативный, текущий, этапный) и дать им характеристику;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: