double arrow

Фазы развития спортивной формы.

Спортивной формой называют состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижениям, которое приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле. Спортивная форма характеризуется комплексом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и интегральных признаков. Наиболее общим критерием спортивной формы во всех видах спорта, имеющих объективные количественные оценки достижений, является спортивный результат, показанный в соревнованиях. В нем, как в фокусе, отражаются все стороны готовности спортсмена. Приближенно считают, что спортсмен «находится в форме», если показывает результат, превышающий уровень своего прежнего личного рекорда либо близкий к этому уровню.

В целом она представляет собой гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена к достижению: физической, психологической, спортивно-технической и тактической, определенному уровню спортивных достижений.

Исследования показали, что процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер и протекает в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты спортивной формы.

Первая фаза ( становления) включает формирование и улучшение предпосылок, на базе которых возникает спортивная форма, а также непосредственное становление самой спортивной формы. Вначале, образно говоря, накапливается тот строительные материал из которого будет возведено здание спортивной формы, закладывается или укрепляется ее фундамент. Речь идет прежде всего о существенном повышении общего уровня функциональных возможностей организма, всестороннем развитии физических и волевых способностей, формировании и перестройке необходимых двигательных навыков и умений. На этой основе формируется сама спортивная форма. Естественно, что уровень ее зависит, прежде всего, от качества предварительно созданной основы.

Вторая фаза (сохраненеия) характеризуется относительной стабилизацией спортивной формы как системы компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность к спортивным достижениям. Коренные перестройки этих компонентов в данной фазе неосуществимы, поскольку означали бы утрату спортивной формы. Вместе с тем на фоне ее сохранения происходит дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные достижения. Поэтому результаты растут, но в пределах, допускаемых возможностями сохранения спортивной формы.

Третья фаза (временной утраты) отличается изменением направленности адаптационных процессов, переключением организма на реабилитационный (общевосстановительный) уровень функционирования и угасанием связей, которые стабилизировали ранее приобретенную форму. Это не означает упадка жизненных функций организма. При рациональной организации общего режима и режима тренировки временная утрата спортивной формы проходит на фоне вполне нормальной жизнедеятельности.

Сохранение спортивной формы связано со значительными трудностями как внешнего, так и внутреннего порядка. Они могут стать чрезмерными и привести к неблагоприятным последствиям, если пытаться сохранять спортивную форму излишне долго. Временная утрата спортивной формы — это, следовательно, закономерная фаза в процессе спортивного совершенствования.

Фазность развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление. сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействии, характер которых закономерно меняется в зависимости от фазы развития спортивной формы. Соответственно в тренировочном процессе чередуются три периода:

I период, в течение которого создаются предпосылки спортивной формы и обеспечивают ее непосредственное становление (подготовительный период);

II период, во время которого обеспечивают сохранение спортивной формы и реализуют ее в спортивных достижениях (соревновательный период);

III период возникающий в силу необходимости предупредить перерастание суммарного эффекта тренировки в перетренированность, обеспечить восстановление приспособительных возможностей организма и гарантировать вместе с тем преемственность между двумя ступенями спортивного совершенствования (переходный период).

Как нетрудно заключить, эти периоды представляют собой, по существу, не что иное, как последовательные стадии процесса управления развитием спортивной формы.

34. Перечислить и кратко охарактеризовать этапы многолетней тренировки.

Выделяют 5 этапов многолетней подготовки: 1 - начальной подготовки, 2 - общей базовой, 3 -специализированно базовой, 4 - первых больших успехов, 5 - спортивного долголетия.

1 этап - начальной подготовки: осуществляется в группах начальной подготовки ДЮСШ (ГНП) в течение 1-3 лет. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовленность, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение основам техники избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. При этом подготовка юных спортсменов характеризуется разнообразием средств и методов, широким применением игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материалу.

Решает задачи обучения техники и развития качеств, необходимых для выполнения юношеского разряда ОФП над СФП в процентном соотношении 70/30. Объем тренировочной работы 4-6 часов в неделю и 280-310 часов в год.

2 этап - обшей базовой подготовки: проходит в учебно-тренировочных группах ДЮСШ (УТГ) в течение 1-4 лет. Основными задачами тренировки на этом этапе является разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков. Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной тренировке. Тренировка на данном этапе при общеподготовительной направленности постепенно специализируется. Основная особенность динамики нагрузок — неуклонное нарастание с каждым большим циклом тренировки их общего объема и интенсивности, особенно к концу этапа. Решает задачи всесторонней физической подготовки, обеспечивающей нефорсированное выполнение 2 спортивного разряда. Ооъем достигает в неделю до 15 часов и в год до 700-800 часов. Соотношение ОФП к СФП как 60/40.

3 этап – специализированно базовой подготовки. В начале этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются и упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной и определяется предмет будущей спортивной специализации. На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимальной приближенной по характеру к соревновательной деятельности. Осуществляется в группах спортивного совершенствования (ГСС) СДЮСШОР и решает задачи выполнения спортсменом уровня KMC за счет прироста объема нагрузок специальной направленности. Длительность обучения 1-3 года. Увеличивается объем специальной работы до соотношения ОФП к СФП как 50/50 в неделю 18-21 часа и до 1000 часов в год.

4 этап - первых больших успехов: предполагает достижение максимальных результатов в предмете углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика. Основная задача этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов - максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тре­нировочной работы, широко планируются занятия с большими нагрузками. Создает основу для, достижения уровня МС или МCMK за счет углубленной специализации и осуществляется в группах высшего спортивного мастерства (ГВСМ) ШВСМ. Продолжительность 1-4 года.

5 этап - спортивного долголетия, характеризуется высокой степенью индивидуализации подготовки спортсмена для достижения максимальной спортивного результата в течение длительного времени профессионального выступления в спорте. Для этого этапа многолетней тренировки спортсмена характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической и функциональной подготовленности. ОФП/СФП как 30/70, индивидуальная работа в объеме до 32 часов и в год до 1500. На этом этапе, как никогда ранее, следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению комплексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий, так как спортсмены, находящиеся па данном этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия и ранее приме­нявшиеся методы и средства не дают возможности добиться не только прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежней уровне.

35. Перечислить и кратко охарактеризовать этапы многолетнего спортивного отбора Спортивный отбор- это процесс поиска наиболее одаренных спортсменов способных достичь результатов международного класса в одном из видов спорта. Задачи отбора: 1) проведение спортивной селекции; 2) разработка критериев оценки спортивны: способностей; 3) создание единой, системы спортивного отбора от ДЮСШ до ШВСМ.

В процессе отбора используются следующие методы, педагогические - проводимые тренером для оценки уровня развития физических качеств, качества соревновательной деятельности и контроля технической подготовленности; медицинские - определяют состояние здоровья и выявляют и лечат заболевания у спортсменов проводятся медицинскими работниками; б иологические - включают методы спортивной физиологии, биохимии и психологии следят за эффективностью работы отдельных систем организма при воздействии физических нагрузок, отслеживают процессы утомления и восстановления; информационные - предусматривают методы сбора и обработки всей имеющейся информация для подготовки рекомендаций по совершенствованию тренировочного процесса.

Спортивный отбор - это многолетний процесс на всех этапах подготовки спортсмена Выделяют 4 этапа спортивного отбора.

Первый этап - отбор на этапе начальной подготовки - характеризуется необходимостью набора в группы начальной подготовки с учетом вида спорта, состоянием здоровья (допуск врача), генетической предрасположенностью спортсмена (антропометрические и личностно-психологические данные), запасом двигательных навыков и умений. Предусматривает: выявление врожденной предрасположенности спортсмена, формирование мотивационной значимости спортивной деятельности, оценка уровня развития физических качеств. Отбор производиться с помощью простейших методов отбора. Продолжительность отбора от начала занятий спортом до уровня юношеского разряда.

Второй этап - отбор в учебно-тренировочных группах - состоит из оценки уровня развития физических качеств, определения перспективности спортсмена, качества освоения техники вида спорта, структуры соревновательной деятельности.. Предусматривает: оценку уровня развития основных физических качёств, оценка степени освоения техники вида спорта (знания, умения, навыки), спортивная подготовленность до уровня юношеского спортивного разряда. Отбор производится на основе выполнения контрольно-переводных нормативов, заключения физкультурного диспансера и результатов соревнований. Продолжительность этапа от уровня юношеского разряда до 2 спортивного.

Третий этап - отбор в группах спортивного совершенствования предполагает оценку уровня специальной подготовленности, спортивного результата, состояния общефизической подготовленности и заключения о максимальных возможностях спортсмена в данном виде спорта. Предусматривает: оценку уровня развития специальных физических качеств (СФП), спортивную подготовленность на уровне 1 разряда или KMC, сравнение уровня развития основных физических качеств (ОФП) с модельными. В отборе используются все методы отбора с учетом углубленного обследования в Республиканском врачебно-физкулътурном диспансере. Продолжительность отбора от 2 спортивного разряда до KMC.

Четвертый этап - отбор в группах высшего спортивного мастерства наиболее сложный этап отбора с учетом уровня спортивных результатов, специальной подготовленности, психологической и функциональной устойчивости к перенесению экстремального объема тренировочной и соревновательной деятельности Предусматривает: уровень спортивного мастерства не ниже KMC или МС; сравнение уровня развития специальных физических качеств с модельными для данного вида спорта; оценка соревновательной деятельности спортсмена. Отбор предусматривает наиболее важные для этого этапа методы с максимальной их информативностью. Продолжительность характеризуется временем достижения максимально возможного спортивного результата.

Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями видов спорта. Охарактеризуем в общих чертах критерии отбора в следующих 4 группах видов спорта: скоростно-силовых, технически сложных видах спорта, спортивных единоборствах и в спортивных играх. (В.П. Филин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: